Статья:

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ГЛУХОГО РЕБЕНКА

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Мышегреб П.К. РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ГЛУХОГО РЕБЕНКА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(17).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 32 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ГЛУХОГО РЕБЕНКА

Мышегреб Полина Константиновна
студент Горно-Алтайского государственного университета, РФ, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск
Костюнина Алена Анатольевна
научный руководитель, ст. преподаватель Горно-Алтайского государственного университета, РФ, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск

 

Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и другие, в своих работах выделяли особое внимание значению семейного воспитания для полноценного развития ребенка.

Рождение ребёнка — это радость для семьи. Родители уже представляют своего ребёнка счастливым, строят планы на будущее. И в один момент всё рушится. Такого не может быть, что ребенок не слышит! Но не стоит падать духом, ведь именно от родителей зависит, как сложится жизнь у ребенка с нарушением слуха.

Появление ребенка с нарушением в развитии становится испытанием для всех членов семьи. Семья больного ребенка часто ограничивают общение со своими друзьями, родственниками, замыкаясь на горе. Мать мало чем поможет, если будет находиться в стрессовом состоянии и постоянно ощущать внутреннее беспокойство. Ребенку с первого момента жизни нужно чувствовать устойчивость и умиротворение вокруг себя.

Не менее значимо отношение папы. Многие отцы при появлении ребенка с нарушением слуха склонны к реакции психологического отказа от него, чаще всего тогда, когда говорится о сыне. У них происходит снижение самооценки, которое приводит к гневу и агрессии по отношению к иным членам семьи. Если папа проявляет выдержку, терпение, оказывает поддержку жене в воспитании ребенка, такие семейные отношения укрепляются.

Поэтому, значимость семьи очень колоссальна при формировании личности ребенка. Отечественные психологи, такие как М.И. Лисина, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и другие, писали «для формирования гармонично развитой личности, рядом с ребенком должен находиться близкий, понимающий его взрослый человек. Актуальность воспитания в семье для глухого ребенка во многом зависит, от того, насколько адекватными будут его отношения с социальной средой».

И именно от взаимоотношений с родителями зависит, насколько правильным будет его взаимодействие с окружающей средой. Без тесного эмоционального контакта и общения ребенок не сможет понять особенности отношений с другими людьми. У некоторых появляется страх перед общением, а значит, вырастает одиноким, не испытывающим интерес к жизни человека. Именно с рождения рядом с такими детьми должен находиться понимающий их и любящий взрослый.

Родители должны в меру своих возможностей активно участвовать не только в воспитании ребенка, но и в обучении, т. е. помогать учителю и воспитателю, выполнять все их поручения и просьбы, особенно заниматься формированием речи. Очень важно то, как родители воспринимают ребенка и его дефект. В семье могут выстраиваться различные ситуации отношения к ребенку.

Возможно, например, что родители воспринимают ребенка, адекватно оценивают свои силы и возможности, что придает себе уверенности в своей силе. У таких родителей не возникает чувство неприязни или вины. Но возможна и другая ситуация, когда полностью отрицается, что ребенок страдает глухотой. К такому ребенку, родители предъявляют высокие требования.

Большое воздействие на семейные отношения оказывает присутствие либо неимение нарушений слуха у родителей. Т.Г. Богданова, В. Петашка, в своих исследованиях установили, что в семье, где глухие родители и глухой ребенок, складываются чувствительные отношения, которые характерны для семьи слышащих. Благосостояние глухого ребенка обусловлено тем, что при общении жестовой речью, понятной обеим сторонам, достигается более полный контакт [2, с. 41] В отличие от них слышащие родители не могут наладить столь же успешное общение со своими детьми с помощью небольшого набора слов и высказываний, уже усвоенных детьми, и естественных жестов [2, с. 38].

Б.Д. Корсунская, М.М. Семаго, Н.В. Мазурова и другие, в своих работах отмечали, что семьи, воспитывающие ребенка с нарушением слуха, имеют ряд особенностей по сравнению с семьей, воспитывающей слышащего ребенка.

Безусловно, опровергаемая реакция может вызвать различные и значимые нарушения личности, т. к. происходит повышенное нервозное напряжение.

Возможна и реакция чрезмерной защиты. Проявляется это, в чрезмерно заботливом и защищающем типе воспитания. Прогрессирует пассивный настрой на всё окружающее и иждивенчество [7].

Когда ребенок находится в среде глухих, он адаптируется и прогрессирует в меру своих возможностей довольно успешно.

На развитие личности влияет и такой фактор, как пребывание ребенка в учреждении интернатского типа. Необходимо помнить, что пребывание глухого ребенка в специальных учебных учреждениях расценивается как отрыв от реальной среды. В итоге из-за отсутствия общения с близкими, отрыва от среды, у него появляются нервные представления о мире слышащих.

Л.С. Выготский расценивал постоянное пребывание глухого ребенка в стенах специального учебного учреждения, как отрыв его от нормальной среды. Эта искусственная среда во многом отличается от того нормального мира, в которому ребенку придется жить. В результате из-за отсутствия общения с близкими людьми не только развиваются, но и систематически атрофируются те силы, те средства, которые могли бы помочь ребенку войти в жизни. Влияет и специфика самооценки, которая зависит от — времени поражения слуха, уровня интеллектуального становления ребенка, и т. п.

Чтобы выработать у глухого ребёнка желание говорить, весь уклад жизни, всё окружение должно быть приспособленным для того, чтоб у него возникала природная необходимость говорить. Нужно систематически консультироваться у специалистов, которые дадут конкретные рекомендации, касательно индивидуальных форм и методов работы.

В настоящее время неоценимую помощь в реабилитации детей с проблемами слуха оказывают современные высокотехнологичные слуховые аппараты, высококачественное оборудование аудиоцентров, и, конечно специалисты — сурдологи.

Естественно, что значимую роль в становлении ребенка с нарушением слуха, играет еще и коррекционная школа II вида, которое создается для обучения и воспитания глухих детей. В данных школах происходит гармоничное развитие личности ребенка. Приспосабливается к миру, учится находить общий язык не только с глухими людьми, но и со всеми окружающими.

Таким образом, отношение ребенка, имеющего нарушение слуха, с родителями способствует влиянию на становление личности ребенка. Именно семья играет важную роль в социализации не слышащего ребенка. Родители формируют у детей навыки самообслуживания, положительное отношение к учебе, готовя детей к участию в бытовом и общественно-полезном труде. Но и для полноценного развития личности глухих детей на каждом возрастном этапе необходимы специальное обучение и воспитание, которые направлены на всестороннее компенсаторное психическое развитие детей их речи, других познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, индивидуальных качеств личности.

Целенаправленная работа по психологической коррекции отношений родителей и детей может быть важным средством воздействия на становление личности детей, имеющих нарушение слуха.

Любовь к ребенку в сочетании с высокой требовательностью и квалифицированным обучением — условия, которые позволяют реализовать потенциальные возможности ребенка.

Помните, что роль семьи в воспитании глухого ребенка еще важнее, чем в воспитании здорового ребенка.

 

Список литературы:

  1. Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология Владивосток: ВГУЭС, 2003. — 220 с.
  2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. — М.: Академия, 2002 г. — 216 с.
  3. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 304 с.
  4. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. — М.: Прогресс, 1999. — 80 с.
  5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред.ивысш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 1999. — 232 с.
  6. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
  7. Роль семьи для глухого ребенка — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://referatmne.ru/9-klass/rol-semi-v-vospitanii-gluhogo-rebe-nka.