Статья:

О СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМАХ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Пономарева О.Ю., Белошапка А.С. О СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМАХ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(17).pdf (дата обращения: 12.12.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 72 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

О СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМАХ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ

Пономарева Ольга Юрьевна
студент Южного федерального университета, РФ, г. Ростов-на-Дону
Белошапка Александр Сергеевич
студент Южного федерального университета, РФ, г. Ростов-на-Дону
Михайлюк Елена Борисовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доц. Южного федерального университета, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Статья посвящена вопросам развития юридической психологии в настоящее время. Проанализированы и выделены этапы историографического становления юридической психологии, актуальные направления: их задачи, цели, методологическая основа. Особое внимание обращается на современное состояние и перспективу развития юридической психологии.

Сегодня большую роль имеют науки, особенно представляющие собой практическое значение, которые образовались в результате слияния важных аспектов нескольких наук. Таким примером может выступать юридическая психология. Одновременно в ней сочетаются вопросы права, правоотношений и психологии, которые решают важные задачи, помогая определенной, но от этого не менее значимой сфере общественных отношений: правовой системе государства.

Становление юридической психологии в России как значимой прикладной отрасли психологической науки прошло несколько исторически значимых этапов. Такими этапами были времена правовых реформ, развития и совершенствования права. Предпосылками к возникновению юридической психологии послужила карательная система права в средневековье (наказание, устрашение, исправление преступника), которая в эпоху просвещения начала вызывать протест общества и наряду с мерами предупреждения и физического воздействия на преступника зародились первые попытки заглянуть в его душу на основе идей гуманизма (М.М. Щербатов, И.Т. Посошкова).

В начале XIX века прогрессивные ученные пытались обосновать уголовно-правовые учения психологическими знаниями (В.К. Елпатьевский, К.Д. Лодий, Л.С. Гордиенко и др.). В период постепенной организации демократического общества произошла отмена крепостного права (1861 г.), судебная (1864 г.) и пенитенциарная (1879 г.) реформы. Данные перемены в праве послужили объективными условиями для более широкого использования знания юридической психологии, т. к. обращение к этим знаниям явилось социальным заказом — требованиям практики. В России преддверии начала реформирования вышел ряд работ, посвященный использованию психологических знаний в судебно-следственной практике: И.С. Баршев «Взгляд на науку уголовного законоведения» (1858 г.), К.Я. Янович-Яневский «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии» (1862 г.), Б.Л. Спасович «Уголовное право» (1863), А.У. Фрезе «Очерк судебной психологии» (1874 г.) [1; 5].

Далее (конец XIX — начало ХХ вв.) происходит оформление юридической психологии как самостоятельной научной дисциплины благодаря развитию и комплексному использованию знаний психологии, психиатрии и права для решения практических задач, связанных с изучением личности преступника (работы Л.Е. Владимирова, Г.С. Фельдштейна, М.Н. Гернета, Г. Гросса, Л.И. Петражицского, И.Я. Фойницкого, Д.А. Дриля, Д.Д. Безсонова, Н.А. Белова и др.), свидетелей (И.Н. Хомяков, Г.Р. Португалов, О.В. Гольдовский, А.Н. Бернштейн, М.М. Хомяков, М.П. Бухвалова), суда присяжных (А.М. Бобрищев-Пушкин), пенитенциарной системой (А.Я. Герд, А.М. Богдановский, Д.А. Дриль, А.Ф. Кистяковский, Д.А. Тальберг, М.П. Беклешев, Д.В. Краинский, В.М. Левитский, Н.А. Окунев, П.И. Ровинский, братья Н.В. и К.В. Рукавишниковы, М.Н. Капустин, А.Д. Ушинский и многие другие), профилактикой преступлений через проведения исследований. Одновременно происходит выделение и проверка на практики новых методов исследования, возникновение научных дискуссий прогрессивных ученых (И.М. Сеченов, К.Д. Кавелин, В.М. Бехтерев, В.П. Сербский, П.И. Ковалевский, С.С. Корсаков, А.Ф. Кони и др.) [1; 5].

Нужно сказать, что в послереволюционной России большое место начали занимать вопросы предупреждения правонарушений, осуществление законности и правосудия (в 1925 году был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника; в 1927 году при Московской губернской прокуратуре создана лаборатория экспериментальной психологии под руководством А.Р. Лурией); активно начинает развиваться применение судебно-психологической экспертизы (СПЭ) (А.Е. Брусиловский, Е.К. Краснушкин). В дальнейшем было поставлено под вопрос применение СПЭ, и вплоть до середины 1960-х гг. юридическая психология и, в частности, психологическая экспертная деятельность вызывала негативные отзывы, это было связано с тем, что эксперт-психолог посягал на сферу компетенции юристов, определяя вину подсудимого (обвиняемого) [1].

Возрождение юридической психологии произошло после принятия в 1964 г. Постановления ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране». В этом Постановлении юридическая психология являлась обязательным элементом профессиональной подготовки юристов. А уже в 1971 году была проведена Всесоюзная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы судебной психологии». Затем начали вводить должности психологов в воспитательные колонии, возникла первая кафедра юридической психологии в Академии МВД СССР под руководством профессора А.П. Краковского, кафедра исправительно-трудовой педагогики и психологии в Рязанской высшей школе МВД СССР под руководством И.И. Купцова. Вплоть до 1980-х гг. шло развитие эмпирических исследований (изучение личности преступника, осужденного, мотивов совершения конкретных видов преступления), изучение психологического обсечения юридического труда, обоснование методологических юридической психологии. Что же касается дальнейшего развития юридической психологии, то в 1990-е гг. начинает создаваться единая система психологической службы в МВД. Дальше год за годом благодаря пониманию и важности юридической психологии штатные должности психологов начали вводить в другие ведомства и министерства, начинают открывать кафедры и факультеты юридической психологии [1; 5].

Для юридической психологии в настоящее время характерны взаимосвязи со смежными науками и психологическими отраслями: юриспруденция, криминология, социология, политология; возрастная, специальная, клиническая, социальная, педагогическая психология; психология личности, труда, управления и др. Взаимодействуя со смежными науками и отраслями, юридическая психология не только использует теории, концепции и методы для своего развития и решения задач, но и привносит свой методический инструментарий, теоретические положения.

Как уже говорилось, значение юридической психологии как прикладной отрасли психологии, предметом которой является психическая деятельность человека (ее факты, закономерности, механизмы), очень велико. Как говорит Васильев В.Л.: «Юридическая психология — самостоятельная научная дисциплина, в центре внимания которой находятся проблемы согласования человека и права как элементов единой системы» [1, с. 34]. Данная отрасль включает в себя несколько направлений (подотраслей), составляющих плацдарм для успешного претворения правовых норм в жизнь. Проанализировав различные концепции и теории, можно выделить следующие направления юридической психологии:

  1. Правовая психология (включает в себя психологические проблемы правосознания, правовой культуры, правовой социализации, правотворчества и т. д.).
  2. Психологические аспекты гражданско-правового регулирования (психология взаимодействия людей в гражданско-правовой сфере, психологические аспекты гражданского процесса).
  3. Психология юридического труда (включает в себя судебную психологию, психологию профессиональной деятельности юриста).
  4. Криминальная психология (психология совершения преступления, виктимология, психология личности преступника).
  5. Судебно-психологическая экспертиза.
  6. Пенитенциарная психология (психология исправления и наказания, личности осужденного, реабилитации освобожденных, сотрудников органов исполнения наказания.

Итак, основной задачей юридической психологии является изучение, раскрытие и разработка категорий, фактов, закономерностей, механизмов психологической деятельности человека, включенной в сферу, регулируемой правом (связанной с правоотношениями и правоприменительной деятельностью).

Решение таких задач предполагает наличие методологического инструментария, который структурирован и базируется на принципах системно-структурного и личностного подхода. Основные методы, которые использует юридическая психология, составляют надежный пласт, включающий в себя: 1) методы научного исследования (наблюдение, эксперимент, анамнестический метод, анализ материалов уголовного дела, изучение индивидуально-психологических особенностей (тестирование, опрос, анкетирование, беседа); 2) методы психологического воздействия на личность (психологическое заражение, убеждение, внушение); 3) методы судебно-психологической экспертизы (метода реконструкции психологических процессов и состояний подэкспертного, изучение особенностей познавательной, эмоциональной сферы и психоэмоционального статуса и личностных особенностей) [1; 3].

Теоретическая разработка направлений юридической психологии и их практическое применение на сегодняшний день является важной и актуальной задачей. Проведя анализ литературных источников (материалы конференций, выпуски журналов, авторефераты диссертационных работ по юридической психологии за последние пять лет), можно утверждать, что из числа всех проблем, которые выделяются в юридической психологии сегодня, наибольший интерес представляет вектор вопросов, связанный с [2; 4; 5; 6; 7; 8]:

  • пенитенциарной системой (исследование особенностей личности, ее механизмов, закономерностей осужденных (Ананьев О.Г., Белоконь П.О., Васкэ Е.В., Великоцкая А.М. Душкин А.С., Калашникова М.М., Крымов А.А., Купцов И.И., Литвишков В.М., Митькина А.В., Пивоварова Т.В., Попов В.В., Пряхина М.В., Сафуанов Ф.С., Старикова О.В., Схопчик О.Э., Хачатурян С.Д., Худоконенко С.А. и др.), исследование особенностей личности сотрудника уголовно-исполнительной системы (Брежнев М.В., Душкин А.С., Душкин А.С., Евстафеева Е.А., Кряклин К.В., Лукьянченко Н.В., Молоствов А.В., Наприс А.В., Папкин А.И., Поздняков В.М., Пряхина М.В., Рожков О.А., Солодников В.В.,Тавтилова Н.Н., Тарасиков М.С. и др.);
  • психологией юридического труда (исследование представлений, личностно-психологических характеристик, особенности поведения, правосознания, правовой культуры сотрудников правоохранительной, правоисполнительной, судебной системы (Васильев И.А., Васкэ Е., Гаврина Е.Е., Клопова А.В., Косточко Е.Л., Мальцева Т.В., Назаров А.Д., Пириллова Н.П., Рогачев В.А., Сомов А.В., Соснин В.А);
  • криминальной психологией (особенности криминогенной, мотивационной направленности личности преступника, психологический механизм преступного поведения, изучение аспектов психологии терроризма, развитие и модернизация методов изучения личности преступников (Абидуева И.Д., Белкин А.И., Бочкова А.А., Грачев В.С., Гришко А.Я., Емелин В.А., Ениколопов С.Н., Иванов Г.П., Кривенко И.А., Марьин М.И., Михайлова О.Ю., Найдёнов А.С., Пастушеня А.Н., Ромашов Р.А., Рыбников В.Ю., Соколов И.С., Соснин В.А., Старикова О.В., Сухарев А.В., Целиковский С.Б., Цуциева Ж.Ч., Шишкина Е.А. и др.);
  • судебно-психологической экспертизой и полиграфологией (Зейгер М.В., Иванов Р.С., Комиссарова Ю.В., Неклюдов В.Ю., Полянская В.А., Сафуанов Ф.С., Степаненко Д.А., Холодный Ю.И. и др.).

В заключении, следует отметить, что юридическая психология и ее современное состояние требуют дальнейшей разработки базисных основ как в теоретическом, так и в практическом плане. На данном этапе важно определить и выработать категориально-понятийный аппарат общий для всех смежных наук, которые тесно взаимодействуют с юридической психологией.

 

Список литературы:

  1. Васильев В.Л. Юридическая психология. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2009 — 68 с.
  2. Михайлова О.Ю. Агрессия и сексуальное поведение // Прикладная психология. — 2000. — № 6. — С. 16—24.
  3. Михайлова О.Ю., Целиковский С.Б. Судебно-психологическая экспертиза личности серийных сексуальных преступников. — М.: КРЕДО, 2008. — 254 с.
  4. Научный журнал «Юридическая психология». Архив — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://alpmag.info/archive.html (дата обращения 15.10.2014).
  5. Поздняков В.М. Юридическая психология: генезис и перспективы // Прикладная юридическая психология. — 2010. — № 2. — С. 15—37.
  6. Статьи по юридической психологии — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://psyjournals.ru/topic/urpsy/index.shtml (дата обращения 18.10.2014).
  7. Темы диссертаций и авторефератов по специальности «Юридическая психология», ВАК РФ 19.00.06 — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.dissercat.com/catalog/psikhologicheskie-nauki/yuridicheskaya-... (дата обращения 10.10.2014).
  8. Электронный журнал «Психологическая наука и образование». Архив — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.psyedu.ru/journal/archive.phtml (дата обращения 05.10.2014).