Статья:

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В ВОЗРАСТЕ 13—14 лет

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Бегимбет Л., Хамардинова К. СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В ВОЗРАСТЕ 13—14 лет // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(17).pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 764 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В ВОЗРАСТЕ 13—14 лет

Бегимбет Лаззат
студент КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова, Республика Казахстан, г. Алматы
Хамардинова Карина
студент КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова, Республика Казахстан, г. Алматы
Мадалиева Санам Хакимовна
научный руководитель, канд. психол. наук, старший преподаватель кафедры коммуникативных навыков КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова, Республика Казахстан, г. Алматы

Введение.

По данным Международной организации здравоохранения, в мировом рейтинге Казахстан занимает 3 место по количеству самоубийств, а в Центрально-Азиатском регионе занимает первое место. Особую проблему представляет суицидальное поведение среди подростков 14—17 лет [14].

Уже в 2009 г., по данным UNICEF, показатель суицидального поведения у подростков 15—17 лет уже достиг 19 человек на 100 тысяч населения. Эксперты Международной организации здравоохранения говорят, что критическим порогом суицидов считаются показатели, составляющие свыше 20. Проблема подросткового суицида начинает принимать угрожающие масштабы [15, с. 2].

Тема подросткового суицида в Казахстане очень актуальна. Все чаще и чаще в СМИ появляется информация о суицидах, однако большинство информации подается в виде телешоу, и в них проблема суицидального поведения у подростков не представлена должным образом. Согласно данным, полученным от Министерства образования и науки РК, его областные управления зафиксировали в 2009 г. 264 случая суицида среди детей в возрасте от 5 до 18 лет и 256 случаев суицида среди детей в 2010 г. Генеральная прокуратура сообщила только о 144 случаях суицида среди детей, включая попытки суицида, в 2009 г., и 152 случаях суицида среди детей, включая попытки суицида, в 2010 г. По данным Интерфакс за 2011 год среди подростков в Казахстане было зафиксировано 257 случаев и 592 попытки суицида [13].

Официальная статистика по количеству суицидов в Казахстане не оглашена, полученные данные поверхностны и формальны. «Можно с уверенностью утверждать, что в реальности эта цифра на 40 % больше, так как единой системы и методики регистрации случаев самоубийств нет. Комитет по правовой статистике считает по-своему, Агентство РК по статистике — по-другому, у профессиональных психологов, иной подход», — говорит детский психолог и общественный деятель Маргарита Ускембаева [4].

Цель:

Выявление группы риска, подверженных суицидальному поведению.

Задачи:

1.  Обзор зарубежной и отечественной литературы.

2.  Выявить подростков, подверженных суицидальному поведению, методами психодиагностики. Сравнить показатели между классами.

3.  Определить группу риска для дальнейшей организации работы.

Объект исследования:

Психологические особенности подростков 13—14 лет.

Предмет исследования:

Эмоциональное состояние школьников.

Методы исследования:

1.  «Самооценка психических состояний» Айзенка [7].

2.  2.Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. Цунга [5].

3.  Алгоритм выявления суицидального риска с помощью опросника (модификация Т.Н. Разуваевой) [1].

Гипотеза:

Если своевременно выявить у подростков риск суицидального поведения, то снизятся последствия и уменьшится вероятность возникновения суицидов в дальнейшем.

Научная новизна:

Впервые в Казахстане исследуется личность школьника, учитывая эмоциональное, депрессивное состояния и оценка суицидального риска; которое поможет выявить группы риска и своевременно оказать медико-психологическую помощь.

Суицид — (от лат. Sui caedere — убивать себя) — осознанные преднамеренные действия, направленные на добровольное лишение себя жизни и приведшие к смерти [8].

Суицидальное поведение — это различные формы активности людей, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, возникшего при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей. На фоне острого эмоционального состояния кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации [12].

Обычно самоубийство рассматривается как феномен социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциальных конфликтов.

Суицидальное поведение имеет внутренние и внешние формы своего проявления. Внутренние формы:

1.  Антивитальные представления (т. е. размышления об отсутствии ценности жизни);

2.  Пассивные суицидальные мысли (представления на тему своей смерти при отсутствии четкого замысла на самовольное лишение себя жизни: «Хорошо бы умереть» и т. д.);

3.  Суицидальные замыслы;

4.  Суицидальные намерения.

Внешние формы:

1.  Суицидальные высказывания;

2.  Суицидальные попытки;

3.  Завершенный суицид [14].

Суицидальные замыслы — это более активная форма проявления суицидальности. Тенденция к самоубийству нарастает в форме разработки плана: продумываются способы, время и место самоубийства.

Суицидальные намерения появляются тогда, когда к замыслу присоединяется волевой компонент — решение, готовность к непосредственному переходу во внешнее поведение.

Суицидальная попытка — это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившиеся смертью. Попытка может быть обратимой и необратимой.

Завершенный суицид — действия, завершенные летальным исходом.

Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). В случаях продолжительного пресуицида процесс развития внутренних форм суицидального поведения отчетливо проходит описанные выше этапы. При острых пресуицидах последовательность не обнаруживается и можно наблюдать появление суицидальных замыслов и намерений сразу же.

Особенности суицидального поведения подростков.

Среди подростков попытки самоубийства встречаются преимущественно чаще, чем у детей, причем лишь немногие из них достигают своей цели. Суицидальное поведение в этом возрасте чаще имеет демонстративный характер.

А.Е. Личко отмечает, что лишь у 10 % подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90 % — это крик о помощи [10].

В целом, можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. По мнению Л.Я. Жезловой, в предпубертатном возрасте преобладают «семейные» проблемы, а в пубертатном — «сексуальные» и «любовные» [9].

После 14 лет суицидальное поведение проявляется приблизительно одинаково и у девушек, и у юношей. В молодом возрасте поведение нередко связано с интимно-личностными отношениями, например, несчастной любовью. Как группа, молодые люди склонны к депрессии. Степень депрессии часто является показателем серьезности суицидальной угрозы [11].

Многое связано с личностными качествами. Черты личности, способствующие суицидальному поведению. К ним относятся: ранимость, инфантильность, острота переживаний, склонность к самоанализу, застенчивость, рефлексивность, недостаток самоконтроля, импульсивность, неконформность, неуверенность в себе, зависимость от окружающих, несформированность системы ценностей, впечатлительность, интровертированность, возбудимость, склонность к депрессиям, неадекватная самооценка. В ситуации, травмирующей личность, эти качества облегчают формирование психического состояния, предрасполагающего к самоубийству.

Суицид, связанный со сдачей ЕНТ.

По поводу суицидов, связанных со сдачей ЕНТ мы опирались на данные, которые предоставила Дарига Назарбаева.

Депутат мажилиса парламента РК Дарига Назарбаева обратилась к главе минобразования с просьбой принять меры по совершенствованию системы ЕНТ для исключения причин подростковых суицидов. «После введения Единого национального тестирования количество самоубийств в Казахстане возросло. Если в 2009 году было зарегистрировано 209 случаев среди казахстанских школьников, то в 2010 году — 237», — сказала Д. Назарбаева, выступая с депутатским запросом на имя министра образования и науки Бакытжана Жумагулова на пленарном заседании мажилиса 7 ноября [2].

«По информации Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Казахстана, в 2011 году было зарегистрировано в Казахстане 257 случаев и 592 попытки суицида. Самыми распространенными причинами суицида эксперты называют: эмоциональное и физическое насилие, невнимание родителей, травля со стороны ровесников, финансовые затруднения в семье» [3].

«В 2011 году только в Южно-Казахстанской области было отмечено более 50 случаев самоубийств среди учеников средних школ. Высокий уровень подросткового суицида наблюдается в Восточно-Казахстанской, Алматинской области».

Ни для кого не секрет, что Казахстан занимает одно из лидирующих мест по количеству самоубийств на душу населения. А если быть точным, то это 30 человек на 100 тысяч человек. Причем большинство составляют подростки. Конечно, нельзя твердо сказать, что причина этого ЕНТ, но всё-таки предполагать можно. У нас ежегодно в течении 3—4 лет (когда пороговый был 50 баллов) в среднем около 15 тыс. не набирало порогового балла для поступления в университет. Далее, у кого есть деньги — поступают заграницу, а у кого нет (также небольшое количество) идут в колледж. Ну а что делать если денег нет совсем? Кто-то идёт работать, но, к сожалению, есть и такие кто идет на другой свет. Прежде всего это проблема уровня образования в аулах и небольших городах. И после того, что Казахстан чуть ли не лидер по самоубийствам, у нас поднимают пороговый балл до 70 [6].

Самоубийства среди подростков являются серьёзной проблемой в Казахстане.

И большая часть из них — следствие сложных взаимоотношений с родителями. Причины остальных самоубийств, в основном: конфликты со сверстниками, несчастная любовь, сексуальные неудачи, комплексы неполноценности, беременность, страх одиночества. То есть имеет место неспособность дать адекватную оценку сложившейся сложной ситуации

Результаты исследования:

Проведено психологическое исследование школьников 13—14 лет, учащихся 8 классов общеобразовательной школы; проведены сравнительные результаты между параллельными классами.

Обзор параллели 8-ых классов.

По сравнительным показателям, уровень тревожности и фрустрации превышен только в 8 «А» классе. Агрессивность превышена сразу в трёх классах: В 8 «А», 8 «Б», 8 «Д». Ригидность превышена в 8 «Б» и 8 «Д». В среднем, по параллели 8-ых классов все показатели в пределах нормы, как показано на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Показатели по шкале Айзенка «Самооценка психических состояний»

 

Группу риска составляют, по полученным данным, ученики 8 «А» класса по показателю уровня тревожности — 15 человек; по показателю уровня фрустрации — 11 человек; по показателю уровня агрессивности — 15 человек. В 8 «Б» классе в группу риска вошли 15 человек по показателю уровня агрессивности и 15 человек по показателю уровня ригидности. В 8 «Д» классе, по полученным данным, по показателю уровня агрессивности — 17 человек; по показателю уровня ригидности — 12 человек.

По шкале депрессии Цунга в параллели 8-ых классов, в среднем, депрессия не наблюдается, как показано на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Показатели депрессии по шкале Цунга

 

По шкале ОСР демонстративность, аффективность, уникальность, несостоятельность во всех классах в пределах нормы. Однако социальный пессимизм превышен во всех классах, кроме 8 «Б», как показано на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Показатели выявления суицидального риска по Разуваевой

 

По полученным данным, группу риска составляют ученики 8 «А», 8 «Б», 8 «Г», 8 «Д», 8 «Е» классов по показателю уровня социального пессимизма, всего — 66 человек.

По сравнительным данным, такие показатели; как слом культурных барьеров, максимализм, временная перспектива, антисуицидальный фактор; в норме. Слом культурных барьеров в 8 «Е» в верхней границе нормы. Антисуицидальный фактор в 8 «Е» выше, чем в остальных классах, как показано на рисунке 4.

 

Рисунок 4. Показатели выявления суицидального риска по Разуваевой (продолжение)

 

Группу риска составил по показателю слома культурных барьеров в 8 «Е» классе — 1 человек.

Заключение.

Высокий показатель суицидальной активности среди подросткового населения Республики Казахстан обуславливает необходимость разработки единого подхода в диагностических мероприятиях по выявлению и раннему предупреждению суицидов среди несовершеннолетних.

В результате исследования было выявлено, что данное исследование имеет место, так как были выявлены отдельные учащиеся, которые по своему психическому состоянию входят в группу риска и с которыми необходимо проводить комплексную работу специалистов, таких, как классный руководитель, воспитательный отдел, социальный работник, психолог; а при необходимости привлечь психиатра.

В Республике Казахстан есть кабинеты экстренной психологической помощи, кризисные центры, где работают подготовленные квалифицированные специалисты-суицидологи. По телефону доверия можно звонить круглосуточно в любое время дня и ночи, но проблема в том, что население мало информировано по этому вопросу.

Представляется, таким образом, очень важным сохранение хороших отношений между подростком и родителями. Постепенно, совместными усилиями психологов, близких людей, подростков вполне возможно уберечь от суицидального поведения, предотвратив трагедию.

 

Список литературы:
1.    Алгоритм выявления суицидального риска с помощью опросника (модификация Т.Н. Разуваевой), http://brunner.kgu.edu.ua/index.php/cv/324-suicide.
2.    «В Казахстане не зарегистрировано случаев суицидов, связанных с ЕНТ — глава МОН», Казахское телеграфное агентство «КазТАГ», 6 абзац. http://meta.kz/novosti/kazakhstan/751161-v-kazahstane-ne-zaregistrirovano-sluchaev-suicidov-svyazannyh-s-ent-glava-mon.html.
3.    «В Казахстане рост детского суицида связали с проведением ЕНТ», Ренат Ташкинбаев, 2 абзац, http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/v-kazahstane-rost-detskogo-suitsida-svyazali-s-provedeniem-ent-223040/.
4.    Дети сводят счеты с жизнью. Анна Литвнова / Пресс-служба КНПК, Алматы.:3 абзац, http://uknews.kz/news/deti-svodyat-schety-s-zhiznyu.
5.    Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. Цунга, http://brunner.kgu.edu.ua/index.php/cv/40-deprsh.
6.    Политика ЕНТ или самоубийство школьника, 1 абзац, http://yvision.kz/post/240065.
7.    «Самооценка психических состояний» Айзенка, http://azps.ru/tests/tests_eysenck_so.html.
8.    Суицид, общие сведения о суициде. Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте: Республиканский Научно-практический центр психиатрии, психотерапии, наркологии МЗ РК.
9.    Толстикова А.Ю., Мадалиева С.Х. Методические рекомендации «Оказание медико-психологической помощи подросткам с повышенным суицидальным риском и совершивших суицид», Алматы, 2011; Жезлова Л.Я. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. — Мытищи: Талант, 1996. — 144 с.
10.    Толстикова А.Ю., Мадалиева С.Х. Методические рекомендации «Оказание медико-психологической помощи подросткам с повышенным суицидальным риском и совершивших суицид», Алматы, 2011; Личко А.Е., Александров А.А. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: медицина, 1997; изд. 2-е доп. И перераб., Л.: Медицина, 1983.
11.    Толстикова А.Ю., Мадалиева С.Х. Методические рекомендации «Оказание медико-психологической помощи подросткам с повышенным суицидальным риском и совершивших суицид», Алматы, 2011; Розанов В.А., Моховиков А.М., Вассерман Д. Нейробиологические основы суицидальности // Украинский медицинский журнал — 1999. — Т. 6, № 11-12 — С. 28—3 6 абзац, http://rnpcppn.kz/index.php?do=static&page=suicid_obsh.
12.    Толстикова А.Ю., Мадалиева С.Х. Методические рекомендации «Оказание медико-психологической помощи подросткам с повышенным суицидальным риском и совершивших суицид», Алматы, 2011; Дереклеева  Н.И. М.:Девиантное поведение подростков. «Вако», 2005, 256 с.
13.    Refworld | Kazakstan: Concerns Over Adolescent Suicides. :http://www.refworld.org/cgi-bin/texis/vtx/rwmain?page=topic&tocid=45a5fb512&toid=45a5fbee2&publisher=&type=&coi=KAZ&docid=4da7ebfa15&skip=0.
14.    Unless otherwise stated all statistics are from WHO: Country reports and charts available. WHO website - Mental health. World Health Organization (2009). http://rus.azattyq.org/content/Suicide_in_Kazakhstan/1819152.html.
15.    UNICEF. Суицид среди детей в Казахстане. Специальный Доклад.:Unicef, 2011.