ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ
Секция: 7. Психология
XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ
Введение.
В настоящее время проблема адаптации в подростковом возрасте занимает одно из важных мест. Адаптация — умение успешно интегрироваться в окружающую действительность, способность действовать в соответствии с меняющимися обстоятельствами, напрямую зависит от уровня мотивации и степени тревожности. Мотивация — это побуждение к действию, желание человека выполнять какую-либо работу, и именно мотивация определяет дальнейшее стремление детей к познаванию, к учебе. Тревожность, в свою очередь, также неотъемлемая составляющая адаптации, является показателем эмоциональной стабильности человека, что косвенно отражает успешность взаимодействия с окружающей средой. Как утверждает А.М. Прихожан, это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности». Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка [4].
Трудно недооценивать эти два понятия. Именно они формируют будущую личность, самостоятельность и стремление к чему-либо.
Своевременное выявление снижения адаптационных возможностей подростков в период перехода из младшего звена в среднее, связанное со сменой обстановки, появлением новых преподавателей, расширением школьной программы, пубертатным периодом, поможет предотвратить серьезные последствия и повысить эффективность образовательного процесса.
Цель.
Выявить адаптационные возможности подростков 11—12 летнего возраста.
Задачи.
1. Выявление уровня тревожности среди 5х классов.
2. Определение уровня мотивации учащихся.
3. Проведение социометрии.
Объект исследования:
Психоэмоциональная сфера подростков 11—12 лет.
Предмет исследования:
Психоэмоциональное состояние школьников.
Методы исследования:
1. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса;
2. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой;
3. Социометрия.
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. По определению А.В. Петровского: «Тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий» [2].
Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности [3].
Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции [5].
По определению современных психиатров депрессии — аффективный синдром, в основе которого лежит сниженное, угнетенное, подавленное, тоскливое, тревожное, боязливое или безразличное настроение. Депрессия может быть неглубокой, невротической, связанной с разными психическими травмами или тяжелой, глубокой, когда выражена депрессивная триада: тоскливое настроение сочетается с замедлением мыслительных процессов и малой подвижностью [1].
Результаты исследования.
При исследовании адптационных возможностей подростков применены:
1. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, которая состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом — это проявления тревожности. Подсчитывается общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности.
2. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой, состоящая из 10 вопросов. Результаты: Первый уровень. 25—30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Второй уровень. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация. Третий уровень. 15—19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Четвертый уровень. 10—14 баллов — низкая школьная мотивация. Пятый уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
3. Метод социометрических измерений или социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. В проведенном исследовании на основании данных опроса была составлена карта класса с описанием, отражающая симпатии и антипатии каждого ученика. Данные социометрии помогают выявить дополнительные причины возникновения адаптационных расстройств.
Рисунок 1. Показатели общей тревожности среди 5х классов
Рисунок 2. Показатели общей мотивации среди 5х классов
По данным этого графика, можно сказать,что уровень тревожности обратно пропорционален уровню мотивации, т. е. в большинстве случаев, чем ниже мотивация, тем выше уровень тревожности, наибольшее снижение адаптационных возможностей наблюдается в классе 5 «А», 5 «Е», 5 «Д», 5 «Б», 5 «В».
В этих же классах, если судить согласно собранных социометрических данных, наблюдается и наиболее напряженная атмосфера в сфере межличностных отношений.
5 «А» класс.
Общая тревожность в 5 «А» классе составляет 53,6 %, что на на 3,6 % превышает допустимый порог и является самой высокой в параллели, у 13 учеников из 26 выявлены повышенный(6 человек) и очень высокий(7 человек) уровни тревожности.
Мотивация к учебе у 33,3 % учеников очень низкая(25 %), или вовсе отсутствует(8,3 %).
В 5 «А»классе мальчики и девочки условно разделились на две группы и практически не контактируют между собой, более того наблюдается резко негативное отношение между группами, и друг к другу в частности. Среди девочек наблюдается наиболее трудная ситуация: четверо наиболее популярных учениц образуют одну изолированную группу, все остальные девочки стремятся наладить отношения с ними, при этом также разделяясь на группы по 2—3 человека, и есть одна девочка (17), находящаяся в полной изоляции, но не питающая ни к кому неприязни. Группа мальчиков демонстрирует большую сплоченность, хотя группа делится на три подгруппы, две из которых взаимодествуют между собой, третья же находится в конфликте практически со всеми, но при этом среди этой группы нет «изгоев».
5 «Е» класс — класс детей с задержкой психического развития.
Общая тревожность составляет 50 %, что в принципе является верхней границей нормы, у одной ученицы из 3 человек выявлена высокая тревожность(60 %).
Мотивация к учебе отсутствует у 33,3 % (единственный мальчик этого класса), 67 % хорошо мотивированы на образовательный процесс.
Согласно социометрической карте класса, «произошел раскол на два лагеря» — единственный в классе мальчик в основном общается с другом не из своего класса, и никак не контактирует с двумя девочками,которые, в свою очередь общаются только друг с другом.
5 «Д» класс.
Тревожность в этом классе составляет 45,3 %, что также приближено к верхней границе нормы.
Мотивация же в этом классе снижена у 45 % класса, и отсутствует у 15 % — это самый высокий процент среди опрошенных 5 классов, что при общей невысокой тревожности класса, является настораживающим фактом и требует детального изучения причин.
Из 20 человек класса, в целом неплохо контактирующих между собой, трое никак не контактируют ни с кем, находятся в изоляции, вполне возможно нездоровая психоэмоциональная атмосфера в классе повлияла на коэффициент мотивации.
5 «Б» класс.
Общая тревожность в этом классе находится на одном из самых низких уровней и составляет 37,1 %.
Мотивация же, напротив, в этом классе на высоком уровне, и лишь 11,1 % продемонстрировали низкую заинтересованность учебным процессом.
По социометрическим данным можно сказать,что в этом классе здоровая психоэмоциональная атмосфера, практически никто не продемонстрировал ярких негативных эмоций по отношению к одноклассникам, некоторые ученики образуют свои группы, но они не изолированны друг от друга, в этом классе, в отличие от предыдущих, нет разделений по половому признаку, и мальчики и девочки легко находят общий язык между собой.
5 «В» класс.
Тревожность в классе относительно низкая и составляет 31,6 %.
Мотивация у 26,6 % учеников класса снижена, и 6,66 % — отсутствует. Для атмосферы общей сниженной тревожности это является довольно высоким показателем.
В классе 31 человек, трое (2 девочки и 1 мальчик) не общаются практически ни с кем, ученики разделились по половому признаку, мальчики в основном общаются между собой, а девочки, в свою очередь, внутри своей группы разделились на несколько подгрупп, но открытого негативизма по отношению друг к другу ученики практически не продемонстрировали.
Заключение.
По данным исследования выявлено, что уровень тревожности в пятых классах преимущественно находится на среднем уровне. Мотивация же в большинстве случаев снижена. При сравнении полученных результатов можно сделать следующие выводы: школьники, имеющие низкий уровень тревоги и высокую мотивацию наиболее общительные в коллективе и соответственно имеют высокий уровень адаптации. Поэтому данным ученикам необходимо организовать мероприятия для повышения мотивации к учебной деятельности и эффективного общения между сверстниками.
Список литературы:
1. Депрессивные расстройства у детей и подростков. Маски депрессии. http://dzo-kostroma.ru/.
2. Курсовая работа: Уровень тревожности дошкольников в зависимости от очередности рождения в семье. Тюмень, 2007.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., Смысл, Академия, 2005. — 352 с.
4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психоаналитическая природа и возрастная динамика. — М. — Воронеж, 2000.
5. Статья: Исследование учебной мотивации школьников по методике М.Р. Гинзбуга.