Статья:

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ОБУЧАЮЩЕМУ ПРОЦЕССУ ДЕТЕЙ 6—7 лет

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Алаева М.М., Туркпенова И.Т. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ОБУЧАЮЩЕМУ ПРОЦЕССУ ДЕТЕЙ 6—7 лет // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(17).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 464 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ОБУЧАЮЩЕМУ ПРОЦЕССУ ДЕТЕЙ 6—7 лет

Алаева Мунира Марупжановна
студент КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова, Республика Казахстан, г. Алматы
Туркпенова Иннара Талгатовна
студент КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова, Республика Казахстан, г. Алматы
Мадалиева Санам Хакимовна
научный руководитель, канд. психол. наук, старший преподаватель кафедры коммуникативных навыков КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова, Республика Казахстан, г. Алматы

 

 

 

 

Актуальность. Одной из актуальных проблем школьного образования — адаптация детей к учебной деятельности. Это связано с тем, что школа — новый период в жизни ребенка и изменение обстановки вокруг него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях — физиологическом, психологическом, социальном [4].

Трудности, возникшие у детей в период адаптации, могут привести к самой неблагоприятной ее форме — дезадаптации, которая проявляется в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками и учителями. В процессе адаптации участвуют все системы организма. В том числе снижаются и защитные силы организма — что может привести к заболеванию ребенка [2].

Цель: Выявить уровень адаптации детей к учебной деятельности.

Объект: Эмоциональное состояние школьников 6—7 лет.

Предмет: Уровень адаптации к обучающему процессу детей 6—7 лет.

Задачи:

1)  Выявить уровень адаптации детей 6—7 лет к школьному учреждению.

2)  Выявить отношение к школе.

3)  Определить эмоциональное состояние детей.

4)  Высчитать вегетативный коэффициент для определения уровня работоспособности.

Методы исследования: методической основой исследования является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А. Эткинда. Тест разработан О.А. Ореховой.

Организация исследования: исследование проводилось в общеобразовательной школе г. Алматы.

Результаты.

По результатам исследования среди учащихся первых классов в количестве 150 человек были получены следующие результаты:

Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам и тенденцию к энергосбережению. В норме вегетативный коэффициент составляет 40—70 %

 

Рисунок 1. Вегетативный коэффициент

 

По данным исследования среди параллели первых классов учащиеся 1 «Е» находятся в состоянии хронического переутомления, 1 «А» в состоянии перевозбуждения, 1 «Б» в состоянии компенсируемого состояния усталости, 1 «Г», 1 «В», 1 «Д» в состоянии оптимальной работоспособности.

Далее высчитываем суммарное отклонение, которое отражает устойчивый эмоциональный фон, т. е. преобладающее настроение ребенка.

 

Рисунок 2. Эмоциональное состояние

 

По данным исследования среди параллели первых классов у учащихся 1 «Е» класса наблюдается преобладание отрицательных эмоций, у учащихся 1 «Б», 1 «А» классов эмоциональное состояние в норме, у учащихся 1 «Д»,1 «Г», 1 «В» классов наблюдается преобладание положительных эмоций.

Отношение к школе:

 

Рисунок 3. Отношение к школе

 

По данным исследования среди параллели первых классов у учащихся 1 «А» наблюдается амбивалентное отношение к школе, у остального преобладающего количества детей отношение к школе положительное.

Уровень адаптации:

 

Рисунок 4. Уровень адаптации

 

По данным исследования среди параллели первых классов у учащихся 1 «Е» класса выявлен низкий уровень адаптации, у учащихся 1 «Б» класса средний, с тенденцией к высому, у учащихся 1 «В», 1 «Г», 1 «Д» классов высокий уровень адаптации, у учащихся 1 «А» класса средний, с тенденцией к низкому.

Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что не все первоклассники могут успешно адаптироваться к условиям обучения. Классным руководителям и родителям необходимо обратить внимание на учащихся, у которых выявлено негативное отношение к школе, отрицательное эмоциональное состояние, переутомление, снижение уровня адаптации, так как, если во время не предотвратить данные процессы, личность в дальнейшем будет развиваться как дезадаптированная, которая характеризуется нарушением приспособления организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды. Для этого необходимо разработать рекомендации для классных руководителей и родителей по повышению уровня адаптации учащихся 1 классов [3].

 

Список литературы:
1.    3еленова М.Е. Адаптация к начальной школе. // Психологическая наука и образование. 2000, № 3, С. 22—30.
2.    Кумарина Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения. // Народное образование. 2002, № 1, С. 111—121.
3.    Мухина B.C. Детская психология. — М.: Просвещение, 1985.
4.    Трофимова О.В. Организация успешной адаптации детей к дошкольному учреждению посредством создания целенаправленного комплекса мероприятий [Текст] / О.В. Трофимова, Т.М. Волкова, Н.А. Галка // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 139—142.