ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ОБУЧАЮЩЕМУ ПРОЦЕССУ ДЕТЕЙ 6—7 лет
Секция: 7. Психология
XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ОБУЧАЮЩЕМУ ПРОЦЕССУ ДЕТЕЙ 6—7 лет
Актуальность. Одной из актуальных проблем школьного образования — адаптация детей к учебной деятельности. Это связано с тем, что школа — новый период в жизни ребенка и изменение обстановки вокруг него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях — физиологическом, психологическом, социальном [4].
Трудности, возникшие у детей в период адаптации, могут привести к самой неблагоприятной ее форме — дезадаптации, которая проявляется в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками и учителями. В процессе адаптации участвуют все системы организма. В том числе снижаются и защитные силы организма — что может привести к заболеванию ребенка [2].
Цель: Выявить уровень адаптации детей к учебной деятельности.
Объект: Эмоциональное состояние школьников 6—7 лет.
Предмет: Уровень адаптации к обучающему процессу детей 6—7 лет.
Задачи:
1) Выявить уровень адаптации детей 6—7 лет к школьному учреждению.
2) Выявить отношение к школе.
3) Определить эмоциональное состояние детей.
4) Высчитать вегетативный коэффициент для определения уровня работоспособности.
Методы исследования: методической основой исследования является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А. Эткинда. Тест разработан О.А. Ореховой.
Организация исследования: исследование проводилось в общеобразовательной школе г. Алматы.
Результаты.
По результатам исследования среди учащихся первых классов в количестве 150 человек были получены следующие результаты:
Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам и тенденцию к энергосбережению. В норме вегетативный коэффициент составляет 40—70 %
Рисунок 1. Вегетативный коэффициент
По данным исследования среди параллели первых классов учащиеся 1 «Е» находятся в состоянии хронического переутомления, 1 «А» в состоянии перевозбуждения, 1 «Б» в состоянии компенсируемого состояния усталости, 1 «Г», 1 «В», 1 «Д» в состоянии оптимальной работоспособности.
Далее высчитываем суммарное отклонение, которое отражает устойчивый эмоциональный фон, т. е. преобладающее настроение ребенка.
Рисунок 2. Эмоциональное состояние
По данным исследования среди параллели первых классов у учащихся 1 «Е» класса наблюдается преобладание отрицательных эмоций, у учащихся 1 «Б», 1 «А» классов эмоциональное состояние в норме, у учащихся 1 «Д»,1 «Г», 1 «В» классов наблюдается преобладание положительных эмоций.
Отношение к школе:
Рисунок 3. Отношение к школе
По данным исследования среди параллели первых классов у учащихся 1 «А» наблюдается амбивалентное отношение к школе, у остального преобладающего количества детей отношение к школе положительное.
Уровень адаптации:
Рисунок 4. Уровень адаптации
По данным исследования среди параллели первых классов у учащихся 1 «Е» класса выявлен низкий уровень адаптации, у учащихся 1 «Б» класса средний, с тенденцией к высому, у учащихся 1 «В», 1 «Г», 1 «Д» классов высокий уровень адаптации, у учащихся 1 «А» класса средний, с тенденцией к низкому.
Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что не все первоклассники могут успешно адаптироваться к условиям обучения. Классным руководителям и родителям необходимо обратить внимание на учащихся, у которых выявлено негативное отношение к школе, отрицательное эмоциональное состояние, переутомление, снижение уровня адаптации, так как, если во время не предотвратить данные процессы, личность в дальнейшем будет развиваться как дезадаптированная, которая характеризуется нарушением приспособления организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды. Для этого необходимо разработать рекомендации для классных руководителей и родителей по повышению уровня адаптации учащихся 1 классов [3].
Список литературы:
1. 3еленова М.Е. Адаптация к начальной школе. // Психологическая наука и образование. 2000, № 3, С. 22—30.
2. Кумарина Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения. // Народное образование. 2002, № 1, С. 111—121.
3. Мухина B.C. Детская психология. — М.: Просвещение, 1985.
4. Трофимова О.В. Организация успешной адаптации детей к дошкольному учреждению посредством создания целенаправленного комплекса мероприятий [Текст] / О.В. Трофимова, Т.М. Волкова, Н.А. Галка // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 139—142.