Статья:

ВЕДУЩИЕ МОТИВАЦИИ ПОСЕЩЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 8. Физическая культура

Выходные данные
Кижапкина А.И. ВЕДУЩИЕ МОТИВАЦИИ ПОСЕЩЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(17).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 160 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЕДУЩИЕ МОТИВАЦИИ ПОСЕЩЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Кижапкина Анжелика Ивановна
студент 3 курса, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита КемИ (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, РФ, г. Кемерово
Григорьева Светлана Аркадьевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры физического воспитания КемИ (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, РФ, г. Кемерово

 

Актуальность. Современные социальные реалии жизни выдвигают повышенные требования к личности выпускников вуза. Работодатели заинтересованы в конкурентно способных специалистах. На собеседование с работодателем все претенденты приходят с дипломом. Поэтому из их большинства работодатель выберет наиболее здорового и работоспособного. Цель физического воспитания в вузе — формирование физической культуры личности студентов. Критерием эффективности этого процесса является повышение уровня здоровья, физического развития, физической и функциональной подготовленности и работоспособности, формирование здорового образа и стиля жизни, а также использование студентами средств физической культуры и спорта для активного отдыха и досуга [1—4].

Специалисты считают, что успешность в любой деятельности человека зависит от наличия мотивов и мотиваций [7—11]. Мотивы человека отражают его потребности, личностные диспозиции и состояние, могут выступать как цель или предмет удовлетворения потребности, побуждений или намерений. Придавая вопросам мотивации и целеполагания ведущую роль, Б.Ф. Ломов писал: «Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение….. для решения многих практических задач» [9]. С.Л. Рубинштейн утверждал, что мотивы составляют ядро личности человека [11]. Психологи определяют мотив как задерживающее окончательное действие или благоприятствующее ему решение человека к определённым действиям [7; 9; 10; 11]. Мотив является одной из составляющих мотивационной сферы. Мотивации делят на внутреннеорганизованные, обусловленные потребностями личности, и внешнеорганизованные, обусловленные внешними стимулами [7]. Источниками мотивации студентов могут быть внешние (поощрения, награды, в том числе зачёт по физкультуре) и внутренние (потребность в признании, самоутверждении) [7; 10].

На базе общей мотивации учебной деятельности (профессиональной, когнитивной, прагматической, социально-общественной и лично-престижной) у студентов вузов появляется определенное отношение к разным учебным предметам. Оно обусловливается: важностью предмета для профессиональной подготовки, интересом к определенной отрасли знаний и к данному предмету, качеством преподавания или удовлетворенностью занятиями по данному предмету, мерой трудности овладения этим предметом исходя из собственных способностей, взаимоотношениями с преподавателем данного предмета и одногруппниками.

Проблема мотивов и мотивации физкультурно-спортивной деятельности и посещения занятий по физической культуре является одной из актуальных, поскольку студенты, особенно 1 курса, считают данный предмет необязательным, что требует поиска новых путей повышения эффективности занятий по физической культуре в вузе [1; 4; 5; 6]. Наличие ведущей мотивации придает активности человека более деятельный характер. В нашем случае, это то, ради чего и почему студенты посещают занятия по физической культуре, которые из-за высоких учебных и психоэмоциональных нагрузок, недостатка времени и дороговизны фитнес-услуг остаются практически единственной формой двигательной активности для большинства студентов [1; 5; 6]. Академические занятия 2 раза в неделю призваны обеспечить лишь минимум двигательной активности. Несмотря на это студенты часто прогуливают и их [5]. Мы решили провести исследование и выявить ведущие мотивации посещения занятий по физической культуре у студентов экономического факультета, которые помогут преподавателям физического воспитания в поиске путей повышения эффективности процесса физического воспитания в вузе.

Организация исследования. Исследование организовано и проведено в Кемеровском институте (филиале) РЭУ им. Г.В. Плеханова на кафедре физического воспитания. В исследовании принимали участие 120 студентов (1 курс — 64 человека, 3 курс — 56 человек) экономического факультета.

Цель исследования — выявить ведущие мотивации посещения занятий по физической культуре студентов экономического вуза.

Задачи исследования:

  1. Выявить ведущие мотивации посещения занятий по физической культуре студентов 1 и 3-го курса экономического факультета.
  2. Выявить ведущие мотивации посещения занятий по физической культуре по гендерному и возрастному признаку среди студентов 1 и 3-го курса экономического факультета.

Методы исследования: анализ научной литературы, анкетирование, методы математической статистики.

Результаты исследования. Для решения первой задачи было проведено анкетирование студентов, в котором предлагалось оценить по 5-тибальной шкале основные мотивации посещении занятий по физической культуре (табл. 1).

Выявлено, что у студентов 1 курса ведущей мотивацией является внешнеорганизованная, так как и девушки и юноши поставили наибольший балл за мотивацию «получение зачёта» (средняя оценка 4,8). Среди внутреннеорганизованных мотиваций наиболее значимой для студентов 1 курса является мотивация «для здоровья» (2,7). Однако считать её ведущей нельзя, так как оценка ниже 4-х баллов. Настораживает тот факт, что студенты 1 курса не считают занятия по физической культуре средством общения и развлечения (средние оценки 1,3 и 1,4).

Студенты 3 курса, несмотря на тот факт, что «получение зачёта» для них остаётся ведущей мотивацией (средняя оценка 4,4), придают значение и тому, что на занятиях они могут повысить своё спортивное мастерство (средняя оценка 4,4), совершенствовать двигательные умения и навыки (4,3) и получить отдых от учебных занятий — развлечься (средняя оценка 4,3). Это свидетельствует о том, что и внутреннеорганизованные, и внешнеорганизованные мотивации являются в одинаковой степени ведущими у студентов 3 курса экономического факультета (табл. 1).

Таблица 1.

Мотивации посещения занятий по физической культуре студентов 1 и 3 курса экономического факультета

1 курс (n = 64)

 

Мотивации

3 курс (n = 56)

Ср. оценка

девушки

(n = 36)

юноши

(n = 28)

девушки

(n = 32)

юноши

(n = 24)

Ср. оценка

4,8

4,9

4,6

Получение зачёта

4,5

4,2

4,4

2,7

3,2

2,1

 «Для здоровья»

4,3

4,1

4,2

1,9

1,8

2,0

Совершенствование физических качеств

3,6

4,0

3,8

1,3

1,5

1,4

Развлечение

4,4

4,2

4,3

1,5

1,2

1,3

Повышение спортивного мастерства

4,3

4,5

4,4

2,3

2,5

2,1

Совершенствование двигательных умений и навыков

4,3

4,4

4,3

1,4

1,5

1,2

Общение

4,4

3,6

4,0

 

Для решения второй задачи исследования мы провели анализ анкет по гендерному и возрастному признаку. Выявлено, что ведущей мотивацией и для девушек и для юношей является внешнеорганизованная — «получение зачёта» — оценки 4,7 и 4,4 соответственно (табл. 2). Мотивацией, имеющей самую низкую оценку у девушек, является «совершенствование физических качеств» — оценка 2,7; у юношей — «общение» — оценка 2,4 (табл. 2).

Таблица 2.

Мотивации посещения занятий по физической культуре девушек и юношей экономического факультета

Девушки (n = 68)

 

Мотивации

Юноши (n = 52)

Ср. оценка

1 курс

(n = 36)

3 курс

(n = 32)

1 курс

(n = 28)

3 курс

(n = 24)

Ср. оценка

4,7

4,9

4,5

Получение зачёта

4,6

4,2

4,4

3,7

3,2

4,3

 «Для здоровья»

2,1

4,1

3,1

2,7

1,8

3,6

Совершенствование физических качеств

2,0

4,0

3,0

3,0

1,5

4,4

Развлечение

1,4

4,2

2,8

2,8

1,2

4,3

Повышение спортивного мастерства

1,3

4,5

2,9

3,4

2,5

4,3

Совершенствование двигательных умений и навыков

2,1

4,4

3,2

3,0

1,5

4,4

Общение

1,2

3,6

2,4

Анализ мотиваций девушек по возрастному признаку показал, что с увеличением возраста ведущие мотивации меняются. Так, у девушек 1 курса (средний возраст 17—18 лет) ведущей является единственная мотивация «получение зачёта» (4,9). А вот у девушек 3 курса (средний возраст 19—20 лет) ведущими являются одновременно 6 мотиваций, получившие оценку выше 4 баллов: это и внешнеорганизованные — «получение зачёта», и внутреннеорганизованные мотивации — «общение», «развлечение», «для здоровья», «повышение спортивного мастерства», «совершенствование двигательных умений и навыков», т. е. мотивации, направленные на развитие личности (табл. 2).

Анализ мотиваций юношей по возрастному признаку подтвердил выводы специалистов, что мотивации физкультурно-спортивной деятельности изменяются с возрастом [8; 10]. Так, у юношей 1 курса (средний возраст 17—18 лет) ведущей является одна — «получение зачёта» (4,6). А вот у юношей 3 курса (средний возраст 19—20 лет) ведущими (получившими оценку выше 4 баллов) являются 6 мотиваций, среди которых «получение зачёта» лишь на 3 месте (оценка 4,2). Лидирующими являются «повышение спортивного мастерства» (4,5) и «совершенствоание двигательных умений и навыков» (4,4), т. е. внутреннеорганизованные мотивации, направленные на развитие личностных качеств (табл. 2).

Выводы:

  1. Ведущей мотивацией посещения занятий по физической культуре у студентов экономического факультета является внешнеорганизованная — «получение зачёта». У студентов 1 курса она является единственной. У студентов 3 курса ведущими являются также «повышение спортивного мастерства», «совершенствование двигательных умений и навыков», «развлечение», «для здоровья», «общение».
  2. Ведущей мотивацией посещения занятий по физической культуре и для девушек и для юношей экономического факультета является внешнеорганизованная — «получение зачёта». Мотивацией, имеющей самую низкую оценку у девушек, является «совершенствование физических качеств», у юношей — «общение».
  3. У девушек, студенток экономического факультета в возраст 17—18 лет ведущей является единственная мотивация «получение зачёта». У студенток в возрасте 19—20 лет ведущими являются 6 мотиваций — «получение зачёта», «общение», «развлечение», «для здоровья», «повышение спортивного мастерства», «совершенствование двигательных умений и навыков».
  4. У юношей, студентов экономического факультета в возрасте 17—18 лет ведущей мотивацией является «получение зачёта». У юношей в возраст 19—20 лет ведущими являются 6 мотиваций — «повышение спортивного мастерства», «совершенствование двигательных умений и навыков», «получение зачёта», «развлечение», «для здоровья», «совершенствование физических качеств».

 

Список литературы:

  1. Виленский М.Я. Личностное развитие студента в гуманитарно-ориентированном образовательном пространстве физической культуры / М.Я. Виленский // Пед. докл., — Ростов-на-Дону, 2004. — С. 9—15.
  2. Гаврилов Д.Н. Проблемы повышения эффективности и качества занятий физической культурой в высших учебных заведениях / Д.Н. Гаврилов и др. // Теория и практика физической культуры. — 2008. — № 3. — С. 27—30.
  3. Григорьева С.А. Бадминтон как средство развития координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля / С.А. Григорьева, Л.Е. Медведева // О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов: материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции (16—18 ноября 2011 г.). — М.: Казан. ун-т, 2011. — С. 395—397.
  4. Григорьева С.А. Уровень самостоятельности двигательной активности студенток вуза / С.А. Григорьева // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма: материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов, соискателей и студентов. — Омск: Изд-во СибГУФК, 2012. — Т. II. — 260 с.
  5. Григорьева С.А. Двигательные умения и навыки студенток первого курса экономического вуза / С.А. Григорьева, Н.А. Мелешкова, Г.А. Унжаков, А.Ю. Мусохранов. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2014. — № 9 (115). — С. 180—185.
  6. Гуреева А.М. Определение значимых мотивов к занятиям физическим воспитанием у студенток вуза / А.М. Гуреева, Р.В. Клопов // Физическое воспитание студентов. — 2011. — № 2. — С. 27—30.
  7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. СПб.; Питер, 2002. — 512 с.: с ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  8. Ильина Н.Л. Динамика мотивации на протяжении спортивной карьеры: Автореф. дис…канд. — СПб., 1998.
  9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984.
  10. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. — 1987. — № 5.
  11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. — М., 1946.