Статья:

ЗНАЧИМОСТЬ ВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ ДЛЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗов

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 9. Филология

Выходные данные
Сметанина Е.В. ЗНАЧИМОСТЬ ВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ ДЛЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗов // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(17).pdf (дата обращения: 16.06.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 7 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗНАЧИМОСТЬ ВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ ДЛЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗов

Сметанина Екатерина Владимировна
студент филиала Тюменского государственного нефтегазового университета, РФ, г. Сургут
Калянова Людмила Михайловна
научный руководитель, старший преподаватель филиала Тюменского государственного нефтегазового университета, РФ, г. Сургут

 

На данном этапе развития общества наблюдается тенденция сближения и взаимопроникновения культур, а также расширение связей в различных областях деятельности, в том числе и профессиональной. Это, несомненно, привело к осознанию актуальности и особой значимости феномена осуществления межкультурной коммуникативно-профессиональной компетенции.

Бесспорно, иностранные языки играют особую роль в процессе формирования межкультурной коммуникативно-профессиональной компетенции. Язык используется как средство представления основных установок культуры и отражает национальные и культурные особенности носителей языка. На занятиях по иностранному языку должна создаваться аутентичная среда межкультурного общения. В настоящее время главной целью обучения иностранным языкам является обучение ему как средству межкультурного общения в сфере профессиональной деятельности.

Значимость владения иностранными языками в современном мире трудно преувеличить. Известно, что ХХI век назван ЮНЕСКО «веком полиглотов», а это означает, что знание иностранного языка, а то и нескольких, является необходимым условием образованности в постиндустриальном обществе.

Сейчас, когда интеграция мирового сообщества возрастает и наша страна включена в мировую хозяйственно-экономическую систему, знание иностранного языка приобретает особое значение и рассматривается как средство общения в будущей профессиональной деятельности.

Так как в современном обществе все большую значимость приобретает компетентностно-деятельный подход, стратегической целью обучения иностранным языкам в вузе становится формирование «вторичной языковой личности» специалиста, готового к профессиональной межкультурной коммуникации. А значит, важнейшим требованием к уровню и качеству подготовки специалиста любого профиля является уровень его лингвистической подготовки.

В современном обществе появились предпосылки для пересмотра существующего подхода к обучению иностранным языкам и применяемых методов и их обновления на основе компетентностно-деятельного подхода, который отвечает требованиям модернизации профессионального образования, социальному заказу общества и новейшим достижениям в области методики и смежных с ней наук.

Многие исследователи проблем обучения иностранным языкам в высшей школе выделяют следующие современные направления в образовании:

  • более глубокое осмысление образовательных уровней как непрерывной цепочки образования;
  • компьютеризация и технологизация обучения, способствующие развитию деятельности студентов;
  • внедрение активных методов и форм обучения, включающих в деятельность студентов элементы научного поиска, самостоятельной работы;
  • использование активных приемов обучения, стимулирующих и организующих общение, творческую и самостоятельную деятельность студентов;
  • акцент на организацию обучения коллективной, совместной деятельности преподавателя и студента, что предполагает использование интерактивных способов обучения.

Вышеперечисленные направления свидетельствуют о том, что деятельностная направленность языкового образования в вузе остается наиболее значимой.

Залогом успешной речевой активности студентов являются нетрадиционные формы проведения занятий английского языка, что способствует приобщению будущих инженеров к культуре стран изучаемого языка, общему расширению кругозора. А это, в свою очередь, помогает расширить знания о культурном наследии родной страны и позволяет им принимать активное участие в диалоге культур.

Успешное сочетание традиционных и инновационных методов обучения иностранному языку позволяет расставить приоритеты таким образом, чтобы студенты осознали и приняли поставленные задачи и активно участвовали в их осуществлении.

Когда студенты осознают, что уровень практических навыков владения языком вырос и что студенты действительно могут выражать свои мысли на иностранном языке, т. е. говорят на языке — это и есть мотивация к дальнейшему совершенствованию знаний языка. Это способствует формированию внутренней положительной мотивации на профессиональное становление для обеспечения активного личностного включения студентов в процесс обучения, что является стимулом развития личности в целом. Иностранный язык в техническом вузе может не только осуществлять развитие межкультурной коммуникативно-профессиональной компетенции, но и способствовать развитию критического мышления.

В настоящее время на рынке труда востребованной и конкурентоспособной является личность, обладающая критическим мышлением, обладающая способностью подвергать сомнению устоявшиеся мнения и суждения, способная вести диалог, определять суть проблемы и находить альтернативные пути ее решения. Эта личность должна уметь отличить факт от предположения и личного мнения и поэтому, формирование такой личности является одной из ведущих проблем российского образования.

Система высшего образования призвана развивать критическое мышление, направлять студента на овладение творческими способностями решения жизненно важных проблем.

Особенно актуальна эта задача в отношении студентов технических вузов, т. к. профессиональная подготовка инженеров-технологов отстает от гуманитарной, остается более консервативной с педагогической точки зрения в том, что касается форм, методов и средств обучения.

Попытаться развить критическое мышление у студентов технического вуза можно посредством преподавания иностранного языка, в ходе которого можно успешно формировать высокий интеллект, творческий подход, ответственность. Пересмотр целей, содержания и технологии обучения иностранным языкам в системе инженерного образования позволит также решить вопросы повышения мотивации их изучения.

Внимания заслуживает вариативность содержания данной дисциплины.

На занятиях по иностранному языку как базовому предмету, так и специальному курсу представляется вполне возможным обсуждать вопросы о необходимости и значимости выработки критического мышления личности. Преподаватель предлагает студентам обсуждать острые злободневные проблемы, затрагивающие непосредственные интересы студентов. Студенты понимают, что им нужно усваивать лексический материал, необходимый в быту (поездки за границу с различными целями), и в их будущей профессиональной деятельности, а также формировать внутреннюю уверенность студентов в собственных способностях к иноязычному общению и самосовершенствованию.

Структурирование учебного материала, отбор текстов профессиональной направленности, дискуссионных по содержанию, последующий их анализ, высказывание и отстаивание своей точки зрения — все это дает возможность включать студентов в деятельность, связанную с необходимостью критически осмыслить и анализировать представленные материалы. В свою очередь, это способствует развитию интереса к иностранному языку, мотивации его изучения. А мотивация — это великая вещь.

Курс иностранного языка в техническом вузе носит профессионально направленный характер. Сущность профессионально-ориентированного обучения иностранному языку заключается в его интеграции с профилирующими дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых качеств личности. Современный инженер-нефтяник должен обладать широким спектром знаний базовых наук, таких как математика, физика, геология, химия, а также таких сугубо технических наук, как механика, электротехника и т. д. Иностранный язык занимает не второстепенное значение среди перечисленных выше дисциплин и в данном случае выступает средством повышения профессиональной компетентности и личностно-профессионального развития студентов и является необходимым условием успешной профессиональной деятельности специалиста — выпускника современной высшей школы.

В результате анализа специальных исследований доказано, что развитие личности на занятиях иностранного языка носит системный характер. Так, доказано, что формирование иноязычных речевых механизмов является основой для развития познавательных процессов и функций психики, а абстрактно-логическое и филологическое мышление взаимосвязаны между собой. В процессе языковой подготовки происходит активизация интегративной деятельности мозга, в мышлении человека образуется большое количество новых связей. Речь является инструментом мышления и, развивая ее, мы развиваем мышление, представляющее собой уникальную операцию. А где еще как не на занятиях по иностранному языку можно развивать речь. Именно мышление обеспечивает конструирование мысли человека, т. е. производит кодировку и перекодировку информации, позволяет взаимодействовать с внешним миром, осваивать культуру.

В процессе занятий по иностранному языку формируются коммуникативные и организаторские способности, исключительно важные для профессиональной деятельности инженера. А инженер, имеющий всестороннюю подготовку и хорошую практику, и к тому же владеющий иностранным языком, имеет большие перспективы быть трудоустроенным по всему миру.

На данном этапе развития общества остро встал вопрос поднятия образования в нашей стране на более высокий качественный уровень. Об этом буквально недавно говорил президент нашей страны Путин Владимир Владимирович. Он призвал готовить высококвалифицированных специалистов, не гнаться за количеством абитуриентов с целью расширения финансирования вузов, а принимать в вузы претендентов с хорошими знаниями.

Президент России Путин Владимир Владимирович сказал: «Нам нужна думающая молодежь, которая, в итоге, пополнит ряды специалистов высокого класса. Нам нужно качество, а не количество. Без качественного образования у страны нет будущего».

А сегодня под специалистом высокого класса обязательно подразумевается специалист со знанием иностранного языка.

 

Список литературы:

  1. Еферова А.Р. Формирование критического мышления студентов технического вуза на занятиях по иностранному языку / А.Р. Еферова Известия Волгоградского государственного педагогического университета — 2010. С. 92—93.
  2. Нестерова С.А. К вопросу о профессиональной направленности процесса обучения иностранному языку в техническом вузе / С.А. Нестерова Вестник ЧГАА — 2011. Том 59. С. 92—93.
  3. Полозова В.П., Правдина М.В. Иноязычная подготовка студентов технического ВУЗа: вопросы интеграции / В.П. Полозова, М.В. Правдина, Вестник Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии.
  4. Пчелинцева И.Г. Теоретические и практические аспекты обучения иностранным языкам в техническом вузе / И.Г. Пчелинцева. отв. ред. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. — 112 с. — 4—5.