Статья:

К ОПЫТУ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ И СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 10. Юриспруденция

Выходные данные
Шагабалова Л.Б. К ОПЫТУ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ И СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(17).pdf (дата обращения: 25.02.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К ОПЫТУ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ И СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ

Шагабалова Ляйсан Бирхатовна
студент 5 курса Сибайского института (филиала) БашГУ, РФ, Республика Башкортостан, г. Сибай
Алтыншин Алик Гаязович
научный руководитель, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Сибайского института (филиала) БашГУ, РФ, Республика Башкортостан, г. Сибай

 

Будучи студентом — выпускником юридического факультета, автор осмысливает те теоретические и практические знания, которые он приобрел за годы обучения в университете. И приходит к выводу о том, что при большом количестве теоретического материала и разнообразии преподаваемых дисциплин полученных знаний недостаточно для профессиональной деятельности. Это, на взгляд автора, обусловлено разными причинами:

  • «теоретизированностью» всех преподаваемых дисциплин;
  • большим количеством лекционного материала, который мало усваивается;
  • нехваткой преподавательского состава, состоящего из профессоров и практикующих юристов;
  • отрывом преподаваемого материала от реалий юридической практики;
  • изначально низким уровнем подготовки абитуриентов.

Проблема качества российского юридического образования стала катализатором интереса автора к вопросу о том, как же готовят хороших юристов в зарубежных странах, где юридическое образование считается самым эффективным? На примере Германии и Соединенных Штатов Америки автор рассматривает наиболее важные, по его мнению, аспекты юридического образования в данных государствах.

Германия: Главным условием для того, чтобы поступить на юридический факультет в данном государстве являются высокие оценки в аттестате об окончании гимназии. Отбор абитуриентов проводится тщательно, поэтому уровень подготовленности студентов к обучению на факультете юриспруденции достаточно высокий. Отличительной особенностью юридического образования в Германии является его длительность. Ранее немецкие студенты обучались юриспруденции около 12 лет. На сегодняшний день это 4—9 лет, в зависимости от того, будет ли продолжать свое обучение в референдариате или аспирантуре студент.

Обучение состоит из двух основных этапов, по окончании каждого из которых сдается государственный экзамен. Второй этап именуется «референдариат» и длится ровно 2 года.

Заслуживает особого внимания то, что каждая из Земель самостоятельно формирует план учебного процесса вузов, функционирующих на их территориях. Так же и студенты самостоятельно планирует график своего обучения, в зависимости от необходимой им специализации. Поэтому качество полученного образования целиком зависит выбора студента. При этом аудиторные занятия длятся 12 часов в неделю, а остальное время предоставлено для самостоятельного обучения. Тематика аудиторных занятий известна уже в начале каждого года, и студенты должны приходить на них заранее подготовленными. Лекционные занятия проводятся в форме беседы преподавателя со студентами.

Референдариат представляет собой двухгодичную стажировку, на которой студенты проходят оплачиваемую практику в разных органах. При этом это обязательны 4 специализации и одна (или несколько) выбирается по желанию:

  1. в суде общей юрисдикции по гражданским делам;
  2. в прокуратуре или суде по уголовным делам;
  3. в административном органе;
  4. в адвокатуре;
  5. стажировка по выбору.

В конце обучения студент сдает государственный экзамен, который принимают не преподаватели, а практикующие юристы. Они имеют право задать вопросы из любой сферы юриспруденции. Оценка за экзамен является неписаным рейтингом в профессии. Если студент сдает экзамен на высшую оценку, то по окончании учебы он сможет работать нотариусом или судьей, далее следуют прокуроры, юрисконсульты, низший рейтинг представляют адвокаты. При этом, не сдавший государственный экзамен студент, не сможет в будущем выступать в суде и представлять интересы клиента.

Сразу после окончания вуза студент приобретает право быть судьей. Так высоко оценивается высшее юридическое образование в Германии [2].

Соединенные Штаты Америки: Безусловно, самым престижным юридическим образованием в мире считается американское. Рейтинг лучших юридических вузов в США возглавляют Йельский, Гарвардский, Стэндфордский, Колумбийский, Чикагский, Нью-Йоркский университеты [4].

Для поступления на юридический факультет в Америке требуются:

  1. Законченное первое высшее образование в любой области.
  2. Регистрация в системе Law School Data Assembly Service (LSDAS) — унифицированную систему LSDAS.
  3. Результат LSAT или Law School Admission Test (вступительный тест для юридических вузов) — это стандартизированный тест, который проводится четырежды в год в специализированных центрах по всему миру.
  4. Рекомендательные письма.

Система юридического образования в США начинается с четырехлетнего обучения в классическом университете или колледже. По окончанию одного из вузов студент получает степень «бакалавра» и может углубиться в изучение специальности на юридическом факультете. Здесь учеба длиться 3 года. В результате, выпускник со степенью Juris Doctor (J. D.) уже может заниматься любим видом юридической деятельности. Конечно же, при условии вступления в коллегию адвокатов одного из штатов. Для получения степени «магистра», у американцев это звучит как Legum Magister (LL. M.), необходимо еще 1 год изучать специальность на юридическом факультете [5].

Самой важной чертой американского юридического образования является ее практическая направленность и узкая специализация каждого студента.

К чтению лекций привлекаются советники и помощники фирм, судьи, другие практикующие юристы. Чтение лекций считается очень престижным делом. Занятия представляют собой диалог преподавателя и студентов, анализ прецедентов и конкретных дел, решений апелляционных судов. Часто проводятся учебные суды. Перед занятием студент должен тщательно изучить рассматриваемое судебное дело, историю подобных разбирательств из судебной практики, проштудировать юридическую литературу по соответствующей теме. Преподаватель в этом случае выступает в роли наставника: он задает наводящие вопросы, но при этом не предлагает конкретных ответов, расспрашивает студента об упущенных во время процесса деталях, разбирает вместе с обучающимся трудные места конкретного дела [3].

Студенты посещают специальные курсы, направленные на обучение работе с документами. Например, «Правовой практикум» (Йельский университет), «Составление юридических документов» (Гарвардский университет), «Составление проектов контрактов» (Пенсильванский университет). Поэтому на выходе с аудиторного занятия студент максимально полно представляет себе, как поступить в реальной ситуации [1].

Теоретические курсы тоже существуют, но только для тех, кто выбрал их для изучения.

Студенты самостоятельно выбирают свою учебную программу. Более 90 % предметов — это специализации. За качеством подготовки юристов в США наблюдает Ассоциация юристов, и юридические учебные заведения несут ответственность за квалификацию своих выпускников.

Системы образования в Германии и США различны, но объединяет их то, что по окончании вуза выпускник становится квалифицированным юристом, со знаниями и практическими навыками, умеющим мыслить и анализировать. Поэтому так важен анализ опыта зарубежных стран для того, чтобы изменить сложившуюся проблемную ситуацию с качеством юридического образования в России. Нужно сказать, что юридическая наука давно ушла вперед от образования и переосмыслила, переняла зарубежный опыт и сформировала свои методики обучения юристов. Но они не востребованы, и реформа образования сводится к сокращению вузов, а не к повышению качества образования.

Профессия юриста остается востребованной, поэтому к достижениям науки необходимо прислушиваться, в ином же случае документ о высшем юридическом образовании так и останется не показателем знаний и престижа, а только лишь вложением финансовых средств.

 

Список литературы:

  1. Ильина Т.Н. Юридическое образование в США: История и современность // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. — 2010. — № 3-2. — С. 53—59.
  2. Пандурская Г.Д., Решетникова Т.К. Высшее юридическое образование в Германии // Вестник удмуртского университета правоведение организация учебного процесса. — 2005. — № 6 (1).
  3. Фокина С.П. Формы и методы организации обучения в системе юридического образования США // Вестник Владимирского юридического института. — 2008. — № 2. — С. 293-294.
  4. Рейтинг лучших юридических вузов США — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://grad-schools. usnews. rankingsandreviews. combest-graduate-schools/top-law-schools/law-rankings# (дата обращения 03.11.2014г.).
  5. Юридическое образование в США — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://e-migration. ru/usa/yuridicheskoe-obrazovanie-v-ssha. html (дата обращения 03.11.2014г.).