Статья:

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ГЕННАДИЯ АЛЕКСЕЕВА В ШКОЛЕ

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 9. Филология

Выходные данные
Ярмингина И.В. ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ГЕННАДИЯ АЛЕКСЕЕВА В ШКОЛЕ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(17).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 170 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ГЕННАДИЯ АЛЕКСЕЕВА В ШКОЛЕ

Ярмингина Ида Витальевна
студент Бирского филиала БашГУ, РФ, Республика Башкортостан, г. Бирск
Илиева Алена Андреевна
научный руководитель, доц. Бирского филиала БашГУ, РФ, Республика Башкортостан, г. Бирск

 

Геннадий Валерианович Алексеев родился 17 февраля 1955 года в деревне Шереганово Моркинского района Республики Марий Эл. В 1962 году семилетнего мальчика отец отдает в музыкально-художественную школу-интернат в г. Йошкар-Ола. Но ребенок хотел домой, родители его пожалели, и мальчик начальную школу закончил в своей деревне. В пятом классе его опять отдают в художественное отделение при той же школе-интернате.

Ребенок учился не только рисовать, но и полюбил поэзию. В то время работал литературно-художественно-музыкальный клуб «Элнет». Он объединял любителей словесности. Благодаря этому клубу юные дарования писали свои первые поэтические и прозаические произведения, сами рисовали иллюстрации и сочиняли песни. Все это вдохновляло юных воспитанников, их тянуло к творчеству.

Именно в это время Геннадий написал свои первые стихотворения «Моркинские родники», «Моя марийская республика», «Природа моркинской стороны», «Осенним утром» и др.

Оценивая раннее творчество поэта, можно привести в качества примера его стихотворение:

Чытырналтыч каваште шўдыр-влакше,

[Задрожали на небе звезды,]

Ловыкталте салма гай тєр ер.

[Всколыхнулось, ровная как сковорода, озеро.]

Йошкар тўсым кава тўржє нале,

[Край неба приняла багрянец — ]

Помыжалтеш кундем мучко сылне ер.

[Просыпается по всей окрестности озеро.]

Шыргыжалын, мотор куэ парчаже

[Улыбаясь, красивые ветви березы,]

Шке пунем тўржым пеш тєрла.

[Поправляют косички свои.]

Модыт лыжган лышташ-влакше,

[Играют нежно листочки,]

Ший лупсыжым йыр шара.

[Рассыпая серебряные росы.]

Эх, пўртўс, ныжыл модын,

[Эх, природа, ласково играя,]

У кече дене мемнам саламла.

[С новым днем поздравляет нас.]

А тудын воктенже ужар сылне кожшо

[А рядом зеленая елка]

Гож-гож лўшкалта,

[Иголками шуршит,]

Пуйто шем йўдым покта

[Словно гонит прочь темную ночь.]

Стихотворение по структуре не идеальное, но в нем раскрыты любовь к природе и своей родине. Таким же пониманием природы и правдиво описывающим картины жизни отличаются и другие его стихотворения. Стихотворение «Выходной день» было напечатано и в детской газете «Ямде лий» («Будь готов»).

Однажды перед ними выступал ансамбль «Пеледыш» («Цветок») из пединститута имени Н.К. Крупской. Это событие не могло впечатлить юного поэта, и он сочинил стихотворение под одноименным названием.

Высокий уровень эстетического воспитания, умение понимать красоту, давало талантливому ребенку не только глубокое понимание искусства, но и поднимало на более высокий уровень его поэтическое мастерство [1; 51].

Каждое событие в жизни мальчика находило отражение в его стихах. Однажды детей пригласили на мероприятие, где чествовали тружеников сельского хозяйства. Перед ними выступил пастух, который рассказал о трудностях сельской жизни. У Г. Алексеева родилось по этому поводу стихотворение «Герой труда».

Таким образом, школа-интернат помогла Г. Алексееву не только научиться рисовать, но и раскрыться ему как поэт.

Поэзия, школа и жизнь направляют его на путь творческий, поэтому окончив школу, он выбирает не художественное училище, а заканчивает среднюю школу в п. Октябрьский, а затем поступает в 1972 году в Марийский государственный университет.

После университета он более десяти лет работает в редакции газеты «Ямде лий», учится на отделении журналистики при высшей партийной школе ЦК КПСС, после работает специальным корреспондентом газеты «Марий коммуна», главным редактором «Учитель Марий Эл», начальником отдела редакционно-издательского отдела при Институте образования, корреспондентом журнала «Ончыко» («Вперед»), преподавателем в МарГУ.

Работая в различных учреждениях, он глубже начинает проникать в творческую деятельность и более реально дает оценку своему мастерству.

Его путь был тернистым, любая творческая работа требует вложения глубинных духовных затрат, но талант, данный от природы, развивался. Родные просторы, богатая природа, родственные узы, хорошие соседи, родная деревня — все вдохновляло поэта, требовало новых исканий и понимания окружающего мира. И поэт искал новые дороги для реализации поэтического воплощения своего внутреннего мира.

В 19984 году в альманахе «Эрвий» («Новая сила») выходит его рассказ «Герой», где автор рассуждает о ценности хлеба. Рассказ Игнатия Петровича о том, как ценили хлеб в годы войны, заставляет задуматься мальчика Веню, который недоеденный хлеб свой выкидывает собаке, который даже не ест этот хлеб.

В 1996—19998 годах рождаются из под пера Г. Алексеева повести «Грустная песня кукушки», «Схватка», «Отчужденный». Все они относятся к жанру психологической повести, раскрывающие внутренний мир человека, его слабости и сильные черты характера. На первый план автор выводит глубокий смысл переживаний персонажа, его внутренний мир. Человечность и любовь становятся главными, и мы смотрим на жизнь через призму нравственности.

Не смотря на это, в каждом произведении мы можем наблюдать лиризм писателя, увидеть позицию самого автора, его переживания и искания.

Новелла «Дом» в творчестве писателя может являться прочным фундаментом его убеждений и стать обрамляющей канвой его творчества. Кредо писателя: все начинается с дома, родной деревни, богатства родной природы.

Новелла «Дом» входит в цикл новелл «Родная сторона». Сюда вошли короткие рассказы, написанные автором в течение двадцати лет. Он их дополнял, исправлял, черпая краски при посещении своих родных мест.

В новелле «Дом» есть и философские размышления, которые отличаются нравственным миропониманием. Рисуется патриархальная картина, которая исторически постепенно меняет свой облик. Старое и новое? Как они, дополняя друг друга, должны прийти к единому мнению. Должно ли новое поколение принимать во внимание историю народа, пройденный путь своего рода? Получают ли уважение старые дома, старое поколение, тетка Марпа?

С одной стороны автор рисует красоту, доброту, тихую повседневную жизнь деревни. С другой стороны, какой бы ни была деревня, ее жизнь нельзя разделять от жизни самого человека. Здесь его духовное гнездо, которое нельзя заменить, его жизненная сила, опора, спокойствие души. Уважение, все хорошее и плохое начинают произрастать здесь, в доме, и пускают жизненные корни.

Новелла посвящена молодому поколению, поэтому речь должна на уроке идти о доме, о деревенской жизни. Также можно вести разговор о семье, о семейных ценностях, о родителях.

Как сложилась жизнь тетушки Марпы, как повлиял этот дом на жизнь остальных персонажей? Здесь проходили свадьбы, рождались дети, несколько поколений выросло и умерло, пели, веселились, ругались, любили… Все это видели стены дома, они жили жизнью своих хозяев — вот главная мысль писателя.

Думаю, что при правильном преподнесении и изложении материала произведение Г. Алексеева оставит большое впечатление у школьников.

 

Список литературы:

  1. Апакаев П.А. Г. Алексеевын творчествыжым 8-ше классыште тунеммаш // Туныктышо Учитель: Научно-методический журнал ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2007. — № 1 — 2. — С. 49—56.