Статья:

ФОНЕТИЧЕСКИЙ КОНКУРС КАК ВНЕУЧЕБНАЯ ФОРМА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Конференция: XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Загидулина В.А. ФОНЕТИЧЕСКИЙ КОНКУРС КАК ВНЕУЧЕБНАЯ ФОРМА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(19). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(19).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 9 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОНЕТИЧЕСКИЙ КОНКУРС КАК ВНЕУЧЕБНАЯ ФОРМА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Загидулина Валерия Александровна
студент Лесосибирского педагогического института, филиала Сибирского федерального университета, РФ, г. Лесосибирск
Семенова Елена Владиленовна
научный руководитель, доц. Лесосибирского педагогического института, филиала Сибирского федерального университета, РФ, г. Лесосибирск

 

Язык как средство общения существует, прежде всего, в звуковой форме. Владение звуковой формой есть обладание фонетическими навыками. Данное умение является обязательным условием общения в любой его форме. Понимание речи человека, нарушающего фонетические нормы языка, будет достаточно осложнено и, возможно, речь даже не будет понята, поскольку акт коммуникации включает в себя как минимум двух участников. Не представляет сомнения тот факт, что овладению фонетикой иностранного языка необходимо учить уже на стадии школьного обучения. Очевидно, что логичнее всего это делать во время урочной деятельности, но, как показывает практика, фонетика в школе чаще всего оказывается «золушкой», до нее просто не «доходят реки» у многих учителей иностранного языка. Принятый в последнее время термин «аппроксимация», означающий облегченное или приблизительное владение фонетикой [2; 3], на наш взгляд, решает проблему лишь частично. Объяснением принятия аппроксимации как методической категории может считаться факт существования огромного количества Englishes в современном англоязычном мире и признания необходимости учить детей глобальному английскому языку, где фонетика не играет существенной роли.

Вместе с тем, сложно отрицать важность владения корректными фонетическими навыками, поскольку именно они являются «визитной карточкой говорящего».

Опыт работы учителей в данном направлении убедил нас в том, что фонетические навыки, имеющие высокую степень внешней презентационности, эффективнее всего формировать не столько в ходе учебной деятельности, сколько во внеучебной, где заметно снижается важность внешнего контроля, но возрастают такие факторы как презентационная компетентность, мобильность личности и другие факторы, способствующие развитию креативных способностей подрастающей личности.

Цель предлагаемой статьи — определить методические возможности фонетического конкурса как формы внеурочной деятельности при формировании произносительных навыков в процессе иноязычного образования обучающихся в младших классах.

Сегодня согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования [4] основная образовательная программа должна быть реализована не только через учебную, но и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы. Формы внеурочной работы, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы. В первую очередь, речь идет о достижении личностных и метапредметных результатов. Это определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не столько узнает, сколько научается действовать, чувствовать, принимать решения. Если предметные результаты можно достичь и в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, и особенно личностных результатов, таких как, понимание и принятие ценностей, ориентиров, интересов человека, внеурочная деятельность более ценна, так как ученик сам принимает решение, исходя их своих интересов, мотивов и увлечений.

В формах внеучебной деятельности обучающихся особую роль играют формы, основанные на соревновательности. Одной из таких форм является конкурс. Согласно толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, конкурс — это соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа его участников [1, с. 378]. При этом организатор заранее определяет условия проведения конкурса: его цели, содержание и структуру.

Определяя конкурс как форму организации внеурочной деятельности обучающихся, мы опираемся на следующие признаки сущности формы организации обучения, видом которой является внеурочная деятельность. Основными являются следующие, системообразующие признаки:

  1. Пространственно-временная определенность (место, режим, состав участников).
  2. Последовательность этапов работы, структура занятия, его композиция.
  3. Степень самостоятельности учащихся.
  4. Дидактическая цель занятия.

Среди приоритетных функций конкурса можно выделить такие:

  1. Образовательная функция состоит в стимулировании самообучения обучающихся, позитивном настрое к новой информации, также узнавании нового и ранее неизвестного.
  2. Развивающая функция предполагает всестороннее развитие обучающегося, включая усовершенствование речи, мышления, двигательной сферы, мотивации обучения и пр.
  3. Воспитательная функция включает чувство конкуренции, соперничества вызывает в ребенке стремление к победе, а, значит, формирует нравственные, этические и волевые качества личности.
  4. Коммуникативная функция предполагает непосредственный процесс общения и взаимодействия между участниками.

Чтобы сделать подобное занятие эффективным, необходимо соблюдать некоторые параметры его проведения и организации: конкурс должен быть открытым (участником может стать любой желающий), без предварительного отбора участников, регулярным, не слишком перегруженным материалом, и, конечно, имеющим дидактическую цель.

При проектировании конкурса нужная цель должна быть разработана и выдвинута до подбора самого материала. Необходимо подбирать такое содержание конкурса, которое бы обеспечило всестороннюю мотивацию участников, позволяющую им достичь поставленной цели.

Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что конкурс, как форма организации внеурочной деятельности обучающихся, имеет свою структуру, признаки и функции, которые должны отвечать образовательному стандарту. При этом конкурс, являясь формой внеурочной деятельности, должен не только способствовать развитию необходимых компетенций, но и становлению творческого подхода, определенного способа мышления, позволяющего получать, производить и систематизировать полученные знания, а также навыков саморазвития, что необходимо ребенку на начальном этапе обучения.

В качестве определяющего направления конкурса нами была выбрана область фонетики. Ввиду важности развития данного типа навыков и связанных с ними умений, было необходимо качественно выработать его структуру. Поэтому разработка сценария конкурса проходила в соответствии с требованиями к нему.

Сама специфика организации подобного рода мероприятия, порой может восприниматься по-разному. Важно не только объяснить обучающимся значимость произносительных навыков в процессе изучения английского языка, но и показать это на практике. Таким образом, у детей появится реальный показатель или уровень, которого следует достичь.

Целью фонетического конкурса в общих рамках можно назвать повышение мотивации изучения английского языка и культуры страны изучаемого языка, а также активизацию творческой, интеллектуальной инициативы школьников.

Нами были определены следующие задачи:

  • выявление и поощрение талантливых обучающихся, общественное признание их результатов;
  • развитие сценической культуры обучающихся, а также эстетическое воспитание подрастающего поколения средствами иностранного языка на примере его поэзии (прозы, песен);
  • интеграция четырех видов речевой деятельности в условиях языкового погружения.

При проведении фонетического конкурса оценивались следующие умения:

  • фонетически правильное звучание речи, артикуляция;
  • интонационное оформление речи (при прочтении скороговорок и исполнении песни);
  • знание текста (при исполнении песни);
  • выразительность и четкость речи;
  • громкость звучания.

Темой конкурса была “Christmas and New Year”. Исходя из требований ФОС, мы предполагали формирование следующих результатов.

Предметные результаты:

  1. Повторить лексику по теме “Christmas and New Year”.
  2. Обеспечить активизацию данной лексики в речи и деятельности учащихся.
  3. Повторить алфавит английского языка.
  4. Повторить лексику по теме “Christmas and New Year”, провести закрепление.
  5. Познакомить с традициями и символами Рождества и Нового года.

Личностные результаты:

  1. Сформировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
  2. Сформировать способность к самооценке.
  3. Сформировать волевые качества.
  4. Сформировать навыки работы в коллективе.

Метапредметные результаты:

  1. Развить умение слушать и слышать собеседника.
  2. Развивать умение классифицировать, анализировать и сравнивать.

Содержание конкурса составляли задания следующих типов:

  1. Задания, направленные на отработку правильного прочтения слов по буквам;
  2. Задания, предполагающие знание необходимой лексики;
  3. Задания, направленные на прочтение предложений с верной интонацией и произношением на скорость (скороговорки);
  4. Творческие задания.

В качестве оборудования были использованы доска, компьютер, проектор, карточки с заданиями, видеоматериал, аудиоматериал, презентация в электронном виде.

Мероприятие проходило в небольшой группе младших школьников (3—4 классы в МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирска. Всего в конкурсе приняло участие 18 человек. По окончании была выявлена команда-победитель.

Анализируя ход и результаты фонетического конкурса, важно отметить, что дети с большой готовностью откликнулись на предложенное внеурочное мероприятие, проявляли себя активно и старались поддерживать членов своих команд. Наиболее сложным для обучающихся оказались конкурсы с загадками и скороговорками. Нехватка лексики сказалась на непонимании некоторых вопросов, что, естественно на начальном этапе обучения. Данная проблема была решена переводом на русский язык вопросов (загадок). При такой постановке вопроса дети с легкостью называли ответ по-русски и находили эквивалент на английском. Что касается скороговорок, то здесь дети проявили себя с очень хорошей стороны. Каждый старался принести пользу команде, поэтому отработаны были все из предложенных скороговорок. Но, к сожалению, здесь подвело незнание английской интонации. Чтение и проговаривание происходило «на русский манер», хотя некоторые из детей старались произносить предложения с нужной интонацией. Произношение слов по буквам не вызвало больших затруднений, хотя и допускались некоторые ошибки при прочтении слов целиком.

В результате проведенной работы мы пришли к следующим выводам.

Школьная программа не рассчитана на практическое овладение корректными навыками произношения. Учителя стараются обучить произношению отдельных звуков и слов, а не целых высказываний, предложений, что является серьёзной недоработкой. С другой стороны, можно сказать, что для начальных классов результат конкурса был достаточно позитивный. Лексикой дети владеют, принимают активную роль в подобного рода занятиях.

Форма конкурса, его соревновательный характер способствовали тому, чтобы дети припомнили все полученные и усвоенные фонетические навыки, и активно их использовали. Участники старались соблюдать правила английского произношения и даже пытались исправлять друг друга в процессе проведения конкурса. Говоря о реализации поставленной цели, можно сказать, что она была достигнута, а задачи выполнены.

Несмотря на определенные пробелы в знаниях не только английской фонетики, но и лексике и грамматике, обучающиеся стремились проявить себя активно, поддержать уровень произношения на высоком уровне. Также важно отметить, что на последующем занятии дети старались соблюдать правила, хотя бы произношения слов. Конечно, нельзя утверждать, что у обучающихся появился интерес к фонетике, и они будут соблюдать нормы произношения, но сам посыл того, что это следует делать, все же был усвоен.

Следовательно, фонетический конкурс как одну из разновидностей формы соревнования, вполне можно считать приемлемым и полезным формой внеурочной работы для стимулирования и развития произносительных навыков обучающихся. Однако данная форма работы должна проводится систематически, а не эпизодически, потому что, как показывает опыт, только при наличии четко сформированных фонетических навыков возникает возможность полноценного функционирования всех видов речевой деятельности. Результат практической работы использования данного приема показал, что фонетический конкурс вполне может выступать в роли мотивационного мероприятия для проявления интереса к правильному произношению слов и фраз на английском языке. Более того, данный конкурс отвечает всем требованиям ФГОС НОО, имеет дидактическую цель, и способен формировать личностные, предметные и метапредметные результаты обучения у ребенка, что, несомненно, важно на начальном этапе обучения.

 

Список литературы:

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  2. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению — [Электронный ресурс] URL: http://englishtips.org/1150837522-osnovy-kommunikativnoj-metodiki-obucheniya.html http://englishtips.org/1150837522-osnovy-kommunikativnoj-metodiki-obucheniya.html (дата обращения: 08. 01.2015).
  3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М.: Просвещение, 2006. — 239 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования — [Электронный ресурс] URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn — /% p1ai (дата обращения 10. 01. 2015).