Статья:

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

Конференция: XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Комбарова М.М. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(19). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(19).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 103 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

Комбарова Мария Михайловна
студент Тамбовского областного государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова», РФ, г. Тамбов
Дробышева Оксана Александровна
научный руководитель, преподаватель педагогики и психологии, РФ, г. Тамбов

 

Ранний возраст является сензитивным периодом для быстрого формирования психофизиологических процессов.

Но даже своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста проходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма ребенка.

Так как в возрасте двух-трех лет ребенок имеет свой индивидуальный опыт поведения и общения, привычки, умения и навыки, педагогу ДОУ необходимо не только знать возрастные особенности малыша, его возможности, показатели, которые определяют их развитие, но и индивидуальные особенности детей раннего возраста.

При поступлении в детский сад плачут далеко не все дети. Одни уверенно приходят в группу, внимательно рассматривая окружающее, и далее самостоятельно находят занятие по душе. Другие же приходят более робкими, но также не проявляют особого беспокойства, внимательно наблюдая за педагогом, выполняя предложенные им действия. И те, и другие дети достаточно спокойно прощаются с родными, которые приводят их в детский сад, и идут в группу.

Если после расставания с мамой ребенок неотступно следует за воспитателем, подражая его действиям, то его поведение указывает на то, что он испытывает потребность в общении с взрослыми, в надежде получить от них ласку, заботу и внимание.

Именно в воспитателе ребенок и находит доброжелательного близкого человека, который может удовлетворить его потребность в общении.

Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении [2, с. 21—22].

К I группе можно отнести детей, имеющих преобладающую потребность в общении с близкими взрослыми.

Ко II группе — детей со сформировавшейся потребностью в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми.

К III группе — детей, которые испытывают потребность в активных самостоятельных действиях.

Так, если до поступления в детский сад ребенок постоянно находился с мамой, бабушкой, либо другим близким взрослым то, скорее всего, утром, когда его приведут в детский сад, он с трудом расстанется с ним. Далее будут следовать плач, отказ от любых предложений воспитателя, еды, сна, совместных игр с другими детьми. Следовательно, ребенок весь день проведет в ожидании близких взрослых.

Такое поведение, выражающееся также в отрицательном отношении к педагогам и другим детям группы, при уходе близкого человека, является ярким показателем того, что у малыша минимально развита потребность контакта с посторонними людьми.

Все вышеперечисленные показатели условно можно отнести к первой группе (потребность в общении только с близкими людьми). Из-за узкого круга общения в семье и недостатка опыта общения с посторонними, дети этой группы глубоко переживают расставание с близкими и не готовы вступать в контакт с другими людьми.

Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в ДОУ уже приобрели опыт общения с взрослыми, которые не являются членами семьи (соседи, дальние родственники и др.). Дети этой группы обычно внимательно наблюдают за воспитателем, подражая его действиям, часто задают вопросы. Ребенок спокоен пока воспитатель рядом, однако держится на расстоянии от других детей.

Дети третьей группы имеют четко выявленную потребность в самостоятельных действиях и общении с взрослыми и другими детьми.

Однако в практике часто встречаются такие случаи, когда ребенок приходя в группу ведет себя достаточно спокойно, доброжелательно относится и к взрослым и к другим детям, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. Но, получив, например, за это замечание от воспитателя, он резко может изменить свое поведение, и, как правило, в отрицательную сторону.

Следовательно, когда содержание общения воспитателя с ребенком удовлетворяет потребности в нем, это общение формируется успешно, ребенок безболезненно привыкает к условиям детского сада. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту.

Именно поэтому педагогу необходимо знать то, что содержание потребности детей в общении в процессе адаптации к ДОУ качественно изменяется. Дети, условно относимые к первой группе, могут при определенных условиях быстро достичь уровня общения, который характерен для детей второй и третьей группы и т. д.

Таким образом, в процессе адаптации ребенка к ДОУ важное значение имеет не возраст, а развитие форм общения. Так, дети первой группы, независимо от возраста, на первом этапе привыкания непременно нуждаются в непосредственно-эмоциональном общении, и только на втором этапе привыкания — в ситуативно-действенном. Поэтому воспитателем должны быть выбраны и соответствующие средства общения: улыбка, ласка, внимание, жест, мимика и т. д. — на первом этапе. Показ действия, упражнение в нем, совместные действия с ребенком, поручение и т. п. — на втором этапе [1, с. 26].

Однозначно, педагогу необходимо общаться не только с детьми, но и с родителями, предупреждать их об особеннос­тях адаптации детей к новым условиям, возможных трудностях, встречающихся в процессе.

Так, если малыш заранее подготовлен к условиям детского сада (смена режима дня, питания, общение с другими детьми и взрослыми и т. д.), то основные проблемы, связанные с адаптационным периодом, его минуют. С таким ребенком будет легко и родителям, и педагогу.

Если родители не подготовили ребенка к ДОУ, если он имеет какие-либо нарушения со стороны нервной системы, что, к сожалению, последнее время встречается достаточно часто, или страда­ет хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, то процесс адаптации к детскому саду будет затруднен.

Для облегчения процесса адаптации ребенка, родителям в свою очередь необходимо наладить контакт с педагогом, информировать его о поведении ребенка дома, перед и после посещения ребенком детского сада.

Подготовка родителей к поступлению их ребенка в детский сад играет немаловажную роль.

Во-первых, общение — неотъемлемая в данном случае часть подготовки: чем чаще ребенок будет общаться с взрослыми и детьми (дома, во дворе, на детской игровой площадке, т. е. в разнообразной обстановке), тем легче, быстрее и увереннее он сможет перенести приобретенные навыки общения в обстановку ДОУ.

Во-вторых — до поступления в детский сад, ребенку необходимо неформально посещать его. Т. е. прогулки вблизи детского сада или по его территории, которые сопровождаются красочными и позитивными рассказами о том, как весело и интересно проводят время другие дети, посещающие детский сад.

В-третьих, в первые дни, когда ребенок только прибыл в детский сад, он должен находиться в группе не более 2—3 часов в день. Необходимо учитываться также то, что для первых посещений детского сада, специалисты рекомендуют выбирать те часы, которые отведены для прогулок и игр, так как это позволяет быстрее определить группу поведения ребенка, наметить грамотный индивидуальный подход, а также снять эмоциональное напряжение от новых контактов.

Осуществлять установление эмоционального контакта ребенка и воспитателя необходимо в привычной обстановке в присутствии близкого человека. Т. е. в первый день малышу необходимо познакомиться с воспитателем, т. к. именно это знакомство направлено на формирование интереса к детскому саду. Далее, ребенку необходимо ознакомиться с окружающим, очень полезны в этом случае экскурсии по группе и детскому саду. Следовательно, следующим пунктом ознакомления малыша с ДОУ, будет знакомство со сверстниками.

Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

 

Список литературы:

  1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. — Воронеж: «Учитель», 2006. — 236 с.
  2. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада / — М.: «Просвещение», 2003. — № 3. — 104 с., ил.