Статья:

КОМПЕНСАТОРНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В СТРУКТУРЕ СТИЛЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМИ СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ РАЗНОГО УРОВНЯ ВИТАЛЬНОЙ УГРОЗЫ

Конференция: XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Зайцева А.Э. КОМПЕНСАТОРНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В СТРУКТУРЕ СТИЛЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМИ СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ РАЗНОГО УРОВНЯ ВИТАЛЬНОЙ УГРОЗЫ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(19). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(19).pdf (дата обращения: 21.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 63 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КОМПЕНСАТОРНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В СТРУКТУРЕ СТИЛЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМИ СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ РАЗНОГО УРОВНЯ ВИТАЛЬНОЙ УГРОЗЫ

Зайцева Анастасия Эдуардовна
магистрант Томского государственного университета, РФ, г. Томск
Тюлюпо Светлана Владимировна
научный руководитель, доц. Томского государственного университета, РФ, г. Томск

 

Современный мир характеризуется высокой степенью стрессогенности как у взрослых, так и у детей. Это неизбежно проявляется в росте числа хронических соматических заболеваний среди детей. В связи с постановкой данной проблемы становится актуальным вопрос о повышении качества жизни этой категории детей. Особенную актуальность данный вопрос приобретает в контексте рассмотрения будущих возможностей реализации себя в жизни таких детей, достижений высоких результатов.

Для разработки наиболее эффективных методов психологической помощи необходимо целостное понимание особенностей жизнедеятельности детей в условиях хронической болезни.

В контексте нашего исследования мы приняли разделение соматических заболеваний на: заболевания высокого витального риска и заболевания относительно низкого или сниженного витального риска. При этом заболевания высокого витального риска — это заболевание, изначально угрожающее жизни ребёнка, обрекающие его на постоянное соблюдение правил поведения и указаний врачей. К таким заболеваниям мы относим: сахарный диабет, муковисцидоз, онкологические заболевания и т. д.

Соматическая болезнь, начинаясь в детском возрасте, задает особые условия психоэмоционального и социально-личностного развития ребёнка, влияя на особенности формирования его стиля жизни. Уже сама ситуация постановки диагноза является стрессогенной как для ребёнка, так и для родителей. Уровень стрессогенности связывается как непосредственно с реакцией самого ребёнка, которая будет зависеть от уровня осознанности ребёнка, так и от реакции родителей, которая формируется, учитывая знания об опасности заболевания родителей, их страх перед его возможными последствиями.

Процесс адаптации к заболеванию в детском возрасте приобретает отдельные трудности, связанные с резким, кардинальным изменением привычной структуры жизнедеятельности ребёнка: необходимостью нахождения в стационаре, выполнения определенных требований врачей и родителей, при снижении общего уровня самочувствия, наличии болезненных симптомов.

Неблагоприятные факторы разной природы (социальные, биологические, физиологические и психологические) оказывающие влияние на ребёнка в процессе соматического заболевания высокого витального риска неизбежно приводят к возникновению определенных психологических последствий. Отмечается взаимосвязь между формой организации терапевтического и реабилитационного процессов с эмоциональным состоянием ребёнка, что в свою очередь непосредственно оказывает влияние на определенные тенденции формирования личности.

Ситуация болезни так или иначе изменяет всю привычную среду ребёнка. Основными новообразованиями для ребёнка в данном ключе являются: приверженность к лечению и совладающее с болезнью поведение.

Приверженность лечения комплекс предпринимаемых действий больным, относительно предписанного ему лечения. В данной работе приверженность к лечению мы понимаем как феномен, характеризующийся соблюдением ребёнком всех указаний врачей и родителей, необходимых для поддержания, как максимум, наиболее успешной жизнедеятельности, и, как минимум, необходимых собственно для выживания ребёнка. Приверженность лечения в детском возрасте является личностным новообразованием, являющимся необходимым условием для достижения компенсации болезни, обеспечивающим контроль витальной угрозы.

Совладающее с болезнью поведение представляет собой весь спектр чувств, мыслей, эмоций и поведения человека, использование которых помогает избежать негативных последствий болезни [7]. Совладающее поведения является адаптивным механизмом личности. Не исключено, что в ситуации раннего дебюта заболевания, опыт формирования способов совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях, а именно в ситуации появления соматического заболевания, будет решающим для дальнейшей жизни ребёнка (в том числе для формирования особенностей стиля реагирования на трудны жизненные условия и ситуации [3]).

В данной работе стиль жизни мы рассматривали как интегративную характеристику, включающую в себя особенности процессуально-динамических и структурно-содержательных сфер жизнедеятельности. В частности это:

  • стиль самосознания (И.С. Кон, 1984) [2] — заболевание, начинаясь в детстве, даже при высоком уровне компенсации, проявляет себя в особенностях самосознания. В ситуации болезни вместо привычных для становления самосознания вопросов («Кто я?», «Кем я хочу стать?), возникают вопросы иного уровня («Почему я болею?», «Почему именно я?»). Также актуальной становится проблема смерти, к которой дети с заболеваниями высокого витального риска подходят на достаточно «близкое расстояние».
  • стиль саморегуляции (В.И. Моросанова, 2001) [5]. Вопрос рассмотрения саморегуляции в контексте хронических соматических заболеваний, в особенности заболеваний, имеющих высокий уровень витального риска, является необходимым для рассмотрения, т. к. для достижения устойчивых компенсаций закономерно высок вклад приверженности лечения, которая осуществляется за счет адекватного стиля саморегуляции.
  • стиль реагирования (А. Либин, 1998). Необходимость рассмотрения особенностей реагирования человека на стрессовую ситуацию, проявляется на всей продолжительности течения заболевания, начиная с ситуации постановки диагноза. Мы предполагаем, что навыки совладания с тяжелыми жизненными ситуациями будут являться маркерами достижения компенсаций жизненно значимого дефекта у ребёнка.

Данная работа основана на теоретико-методологической базе, в которой основным является системный подход, в частности теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина [4]. С точки зрения данной теории стиль жизни рассматривается как целостная система, которая находится во взаимодействии с системой индивидуальных свойств человека (интегральная индивидуальность), а также с системой внешних условий и требований. Ситуацию заболевания мы рассматривали как сложное явление биопсихосоционоэтической природы задающее специфическую ситуацию развития ребёнка, опираясь на позиции Залевского Г.В. [1] (болезнь как сложное явление биопсихосоционоэтической природы) и Николаевой В.В. [6] (болезнь как особое явление, задающее специфическую ситуацию развития ребёнка).

Для установления взаимосвязи между стилевыми особенностями жизнедеятельности и уровнем выраженности витальной угрозы нами было проведено исследование «Сравнительный анализ стилей жизни детей с хроническими соматическими заболеваниями». В данном исследовании нами была показана взаимосвязь уровня выраженности витальной угрозы с проявлениями стиля жизни у детей с хроническими соматическими заболеваниями.

В результате исследования мы обнаружили значимые различия стилей жизни детей с различными заболеваниями. Степень различий в двух группах (дети с заболеваниями высокой витальной угрозы и дети с заболеваниями относительно низкой или сниженной витальной угрозы) максимальна в показателях: тип и направленность фрустрационных реакций, планирование, оценка результатов, самостоятельность, а также тип отношения к заболеванию.

В исследовании также отмечены значимые корреляции у детей обеих групп между возрастом дебюта заболевания и степенью автономности, длительностью заболевания и уверенностью в себе, независимостью, длительностью заболевании и уровнем планирования. Таким образом, более ранний возраст начала заболевания обуславливает более высокий уровень выраженности регуляторной автономности, а также при более продолжительном течении заболевания ребёнок становится менее зависимым от внешних обстоятельств и условий, становится более способным к планированию собственной деятельности.

Результаты исследования показали, что, не смотря на более высокую тяжесть заболевания, и соответственно более высокую выраженность витальной угрозы, дети проявляют большую самостоятельность, способность к выражению собственных эмоций, проявлению себя как личности, стремлению к достижению поставленных целей, высоких результатов, также характеризуются высокой степенью независимости и тенденции рассчитывать на собственные силы.

В то время как дети с заболеваниями относительно низкого уровня выраженности витальной угрозы по данным нашего исследования не способны в достаточной степени к самостоятельности, независимости, характеризуются стремлением к самозащите, а также низкой способности к планированию собственной деятельности.

Однако проявление адекватной самооценки с достоверным отличием проявляется в группе детей с заболеваниями относительно низкого уровня выраженности витальной угрозы, чем в группе дети с заболеваниями высокого уровня выраженности витальной угрозы, которые склонны к заниженной самооценке.

Причину выявленных различий мы видим в следующем: дети с заболеваниями высокого витального риска вынуждены организовывать свою жизнедеятельность, жизненное пространство специфическим образом. При этом для них существуют точные правила поддержания гомеостаза, от которых они не могут отходить, по причине высокого витального риска заболевания. Это обуславливает их более спокойное отношение к ситуациям неопределенности, высокий уровень регуляторной автономности, способности к планированию собственной деятельности, а также независимости. Сформированная способность к самостоятельной деятельности, а также высокий уровень ответственности за самого себя, в данном случае, является основой компенсаторных возможностей детей с тяжелыми соматическими заболеваниями. Можно предположить, что и в будущем у детей с заболеваниями высокого витального риска эта позиция будет сохраняться.

Дети с заболеваниями относительно низкого витального риска не имеют твердой необходимости в организации жизненного пространства, собственно за счет низкого витального риска заболевания. Однако не исключено, что низкие навыки самоконтроля и саморегуляции, а также тенденция к реагированию на трудности с фиксацией на препятствии, а не на разрешении проблем, обуславливают и само заболевание, появление новых обострений.

Формирующаяся неспособность к самостоятельности, ответственности за себя и свое собственное здоровье у детей с заболеваниями низкого уровня витальной угрозы, также может являться следствием заболевания, и отношения значимых взрослых к этому заболеванию. При этом остается вопросом, что послужило пусковым механизму к данной инфантилизации.

Можно предположить, что заболевание высокого витального риска для детей и их родителей становится своеобразным активатором, пусковым механизмом к упорядочиванию своей жизненной деятельности, а для ребёнка к более ранней самостоятельности. В противовес заболевание низкого уровня витальной угрозы становится фактором, на основании которого родители «жалеют» своего ребёнка, стараясь обеспечить все возможные условия для его комфортного существования, тем самым инфантилизируя ребёнка, не давая возможности для становления его как самостоятельной личности. Возможно, именно этим также и объясняется более частая встречаемость обострений у детей с заболеваниями относительно низкого уровня витальной угрозы.

Таким образом, анализируя результаты исследования, можно сделать выводы о том, что хроническое соматическое заболевание в детском возрасте является ситуацией, задающей тенденции формирования стиля жизни. Наиболее удачное прохождение процесса лечения в детском возрасте обуславливает более высокие результаты достижений личности в будущем. С другой стороны, мы предполагаем, что наличие высокого уровня компенсации у детей с тяжелыми соматическими заболеваниями будет также обеспечивать высокие достижения личности в будущем. В дальнейшем мы планируем рассмотреть проблему компенсаторных возможностей у детей с ограниченными возможностями, векторы их перехода от переживания болезни к переживанию возможностей, в диапазоне от «не-достижимости» к «достижениям».

Полученные данные могут быть использованы в практике психологического сопровождения детей с хроническими соматическими заболеваниями.

 

Список литературы:

  1. Залевский Г.В. К проблеме предмета и рамочных моделей современной клинической психологии. // Сибирский психологический журнал. 2006. Вып. 23. С. 6—12.
  2. Кон И.С. В поисках себя личность и ее самосознание — М.: «Политиздат», 1984. — 335 с.
  3. Либин А.В. Стиль человека от изучения индивидуальных различий к анализу общепсихологических закономерностей // Мир индивидуальности. Смоленск, 1996. С. 35—44.
  4. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М.: Педагогика, 1986.
  5. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. — М.: Наука, 2001.
  6. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. — М.: Изд-во МГУ, 1987 — 167 с.
  7. Ялтонский В.М., Дияжева Л.В., Абросимов И.Н. Совладающее поведение подростков, больных муковисцидозом. — [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. 2011. № 6. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 15.02.2014).