КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Конференция: XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 7. Психология
XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
В современном обществе проблема подростковой агрессивности приобретает все более острую социальную направленность и является одной из наиболее актуальных. Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции агрессивного поведения.
В нашей стране и в мире в последнее время приобретает все большую актуальность борьба с неблагополучными семьями. Как свидетельствует статистика, высокие показатели преступности в подростковом возрасте свойственны, прежде всего, детям из неблагополучных семей. Проблема агрессивности подростков затрагивает как общество в целом, так и педагогов и родителей в частности.
Исследование проблемы агрессивности имеет давнюю историю и связано с именами отечественных (Ю.Б. Можгинский, А.А. Реан, О.О. Савина, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов) и зарубежных (А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Уолтерс) психологов. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы, как биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.
В психологической литературе довольно часто отождествляют определения агрессии и агрессивности. Е.П. Ильин вносит ясность, разграничивая и раскрывая содержание данных понятий. Под агрессивностью он рассматривает свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фруcтpиpующeй и конфликтной ситуации. Агрессию он определяет как поведение человека в конфликтных и фруcтриpующиx ситуациях [3, c. 127].
A.A. Рeaн считает, что агрессивность — это готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которая обеспечивает готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом [4, c. 152].
По мнению Р. Бэрона и Д. Ричардсона, агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, мотивами и установками. Данные факторы играют значимую роль в поведении, но их наличие не является необходимым условием для агрессивных действий. Исследователи отмечают, что агрессия может разворачиваться как в состоянии полнейшего равнодушия, так и в состоянии сильного эмоционального возбуждения [2, c. 23].
Подростковый возраст — один из самых сложных периодов в онтогенезе человека. Агрессивность в личностных характеристиках подростков проявляется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. Агрессия подростков может выражаться по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей характера ребенка и отношений в семье. Основными формами выражения агрессии подростков бывают: физическая агрессия, вербальная агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, подозрительность, обида. Неблагополучные отношения в семье подростка провоцирует формирование агрессивности.
В исследованиях А. Бандуры и Р. Уoлтeрcа [1] обнаружена непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье. Критерием благополучия или неблагополучия семьи может служить ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку. Причины, вызывающие семейное неблагополучие, весьма разнообразны. Однако они взаимосвязаны и взаимозависимы, между ними существуют причинно-следственные связи различного уровня. Неблагополучные семьи, имея, как правило, низкий социальный статус, не справляются с возложенными на них обязанностями, их адаптивные способности значительно снижены, а процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями и часто — с негативными последствиями.
С целью выявления уровня и особенностей агрессивности подростков из неблагополучных семей нами было проведено эмпирическое исследование на базе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и отдела по опеке и попечительству Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия. В исследовании приняли участие 46 подростков из неблагополучных семей в возрасте 13—15 лет. Были использованы следующие методики: опросник Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии», методика диагностики самооценки психических состояний Г.Ю. Айзенка, методика диагностики агрессивности А. Ассингера.
По результатам диагностики агрессивности, мы выявили, что среди испытуемых 62,9 % подростков из неблагополучных семей имеют высокий уровень агрессивности, 29,7 % характеризуются средним уровнем проявления агрессивности и значительно меньше (7,4 %) — низким уровнем агрессивности. У подростков из неблагополучных семей выражены все типы агрессии, особенно ярко — физическая, косвенная и вербальная. Они нередко бывают неуравновешенными и жестокими по отношению к окружающим. Выявлено, что у испытуемых обострены чувства подозрительности и обиды. Вероятно, это связано с внутрисемейными отношениями. Ведь в неблагополучных семьях не редкость частые ссоры, оскорбления, чрезмерная враждебность, и как следствие — холодность и формальность отношений между родителями и ребенком.
По результатам, полученным на констатирующем этапе эксперимента, мы разработали коррекционную программу, направленную на снижение уровня агрессивности подростков из неблагополучных семей. Данная программа содержит три блока: 1 блок направлен на работу с подростками; 2 блок предусматривает работу с родителями; 3 блок включает в себя психолого-педагогические рекомендации для педагогов.
1 блок: коррекционная работа с агрессивными подростками. Нами была предложена коррекционная работа в форме тренинговых занятий с подростками по коррекционной программе, состоящей из 20-ти занятий, которые проводились в группе 2 раза в неделю по 1 часу, в зависимости от состояния детей и сложности предлагаемых упражнений.
Основное содержание групповых занятий составляли игры и психотехнические упражнения, направленные на снижение агрессивности подростков через развитие коммуникативных навыков, социальной компетенции, рефлексии и позитивных способов действия в различных конфликтных ситуациях. Необходимым элементом всех занятий являлись психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие подросткового сообщества.
2 блок: работа с родителями. Программа для родителей подростков с агрессивным поведением направлена на приобретение нового опыта взаимодействия со своими детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков. В процессе работы решались следующие задачи: переосмысление роли и позиции родителя; развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга, снижение тревожности и приобретение уверенности в себе, формирование готовности обсуждать с детьми спорные и конфликтные ситуации в семье; выработка оптимальной тактики поведения с агрессивными детьми.
3 блок: работа с педагогами. Целью данного блока являлось информирование педагогов об индивидуально–психологических особенностях личности подростка с агрессивным поведением и специфике их воспитания в неблагополучной семье. Для учителей, работающих с агрессивными подростками из неблагополучных семей были сформулированы психоло-педагогические рекомендации.
Результаты диагностики уровня агрессивности подростков из неблагополучных семей после реализации коррекционной программы показали, что прослеживается положительная динамика по снижению уровня агрессивности. В экспериментальной группе у большинства подростков уровень агрессивности снизился с высокого на средний (57,1 %) и низкий (7,2 %) уровни. В контрольной группе существенных изменений уровня агрессивности не выявлено. Подсчеты по φ критерию Фишера показали, что в контрольной группе значительно выше показатели подростков с высоким уровнем агрессивности (3,897 **). В экспериментальной группе значительно больше подростков со средним уровнем агрессивности (3,498 **). Разница прослеживается на 0,01 уровне.
Следовательно, разработанная коррекционная программа является эффективной и может использоваться для снижения уровня агрессивности подростков из неблагополучных семей.
Список литературы:
- Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс // Пер. с англ., Ю. Брянцевой и Б. Красовского. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с.
- Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб.: Питер, 2010. — 385 с.
- Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.
- Реан А.А. Психология изучения личности: учеб. пособие / А.А. Реан. — СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1999. — 288 с.