Статья:

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Конференция: XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Жукова Н.И. КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(19). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(19).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 62 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Жукова Наталья Ивановна
студент 3 курса, факультет психологии и дефектологии, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», РФ, Республика Мордовия, г. Саранск
Савинова Татьяна Викторовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доц. кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», РФ, Республика Мордовия, г. Саранск

 

В современном обществе проблема подростковой агрессивности приобрета­ет все более острую социальную направленность и является одной из наибо­лее актуальных. Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции агрессивного поведения.

В нашей стране и в мире в последнее время приобретает все большую актуальность борьба с неблагополучными семьями. Как свидетельствует статистика, высокие показатели преступности в подростковом возрасте свойственны, прежде всего, детям из неблагополучных семей. Проблема агрессивности подростков затрагивает как общество в це­лом, так и педагогов и родителей в частности.

Исследование проблемы агрессивности имеет давнюю историю и связано с именами отечественных (Ю.Б. Можгинский, А.А. Реан, О.О. Савина, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов) и зарубежных (А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Уолтерс) психологов. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы, как биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

В психологической литературе довольно часто отождествляют определения агрессии и агрессивности. Е.П. Ильин вносит ясность, разграничивая и раскрывая содержание данных понятий. Под агрессивностью он рассматривает свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фруcтpиpующeй и конфликтной ситуации. Агрессию он определяет как поведение человека в конфликтных и фруcтриpующиx ситуациях [3, c. 127].

A.A. Рeaн считает, что агрессивность — это готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которая обеспечивает готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом [4, c. 152].

По мнению Р. Бэрона и Д. Ричардсона, агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, мотивами и установками. Данные факторы играют значимую роль в поведении, но их наличие не является необходимым условием для агрессивных действий. Исследователи отмечают, что агрессия может разворачиваться как в состоянии полнейшего равнодушия, так и в состоянии сильного эмоционального возбуждения [2, c. 23].

Подростковый возраст — один из самых сложных периодов в онтоге­незе человека. Агрессивность в личностных характеристиках подростков проявляется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за не­удовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. Агрессия подростков может выражаться по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей характера ребенка и отношений в семье. Основными формами выражения агрессии подростков бывают: физическая агрессия, вербальная агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, подозрительность, обида. Неблагополучные отношения в семье подростка провоцирует формирование агрессивности.

В исследованиях А. Бандуры и Р. Уoлтeрcа [1] обнаружена непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье. Критерием благополучия или неблагополучия семьи может служить ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку. Причины, вызывающие семейное неблагополучие, весьма разнообразны. Однако они взаимосвязаны и взаимозависимы, между ними существуют причинно-следственные связи различного уровня. Неблагополучные семьи, имея, как правило, низкий социальный статус, не справляются с возложенными на них обязанностями, их адаптивные способности значительно снижены, а процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями и часто — с негативными последствиями.

С целью выявления уровня и особенностей агрессивности подростков из неблагополучных семей нами было проведено эмпирическое исследование на базе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и отдела по опеке и попечительству Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия. В исследовании приняли участие 46 подростков из неблагополучных семей в возрасте 13—15 лет. Были использованы следующие методики: опросник Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии», методика диагностики самооценки психических состояний Г.Ю. Айзенка, методика диагностики агрессивности А. Ассингера.

По результатам диагностики агрессивности, мы выявили, что среди испытуемых 62,9 % подростков из неблагополучных семей имеют высокий уровень агрессивности, 29,7 % характеризуются средним уровнем проявления агрессивности и значительно меньше (7,4 %) — низким уровнем агрессивности. У подростков из неблагополучных семей выражены все типы агрессии, особенно ярко — физическая, косвенная и вербальная. Они нередко бывают неуравновешенными и жестокими по отношению к окружающим. Выявлено, что у испытуемых обострены чувства подозрительности и обиды. Вероятно, это связано с внутрисемейными отношениями. Ведь в неблагополучных семьях не редкость частые ссоры, оскорбления, чрезмерная враждебность, и как следствие — холодность и формальность отношений между родителями и ребенком.

По результатам, полученным на констатирующем этапе эксперимента, мы разработали коррекционную программу, направленную на снижение уровня агрессивности подростков из неблагополучных семей. Данная программа содержит три блока: 1 блок направлен на работу с подростками; 2 блок предусматривает работу с родителями; 3 блок включает в себя психолого-педагогические рекомендации для педагогов.

1 блок: коррекционная работа с агрессивными подростками. Нами была предложена коррекционная работа в форме тренинговых занятий с подростками по коррекционной программе, состоящей из 20-ти занятий, которые проводились в группе 2 раза в неделю по 1 часу, в зависимости от состояния детей и сложности предлагаемых упражнений.

Основное содержание групповых занятий составляли игры и психотехнические упражнения, направленные на снижение агрессивности подростков через развитие коммуникативных навыков, социальной компетенции, рефлексии и позитивных способов действия в различных конфликтных ситуациях. Необходимым элементом всех занятий являлись психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие подросткового сообщества.

2 блок: работа с родителями. Программа для родителей подростков с агрессивным поведением направлена на приобретение нового опыта взаимодействия со своими детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков. В процессе работы решались следующие задачи: переосмысление роли и позиции родителя; развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга, снижение тревожности и приобретение уверенно­сти в себе, формирование готовности обсуждать с детьми спорные и кон­фликтные ситуации в семье; выработка оптимальной тактики поведения с агрессивными детьми.

3 блок: работа с педагогами. Целью данного блока являлось информирование педагогов об индивидуально–психологических особенностях личности подростка с агрессивным поведением и специфике их воспитания в неблагополучной семье. Для учителей, работающих с агрессивными подростками из неблагополучных семей были сформулированы психоло-педагогические рекомендации.

Результаты диагностики уровня агрессивности подростков из неблагополучных семей после реализации коррекционной программы показали, что прослеживается положительная динамика по снижению уровня агрессивности. В экспериментальной группе у большинства подростков уровень агрессивности снизился с высокого на средний (57,1 %) и низкий (7,2 %) уровни. В контрольной группе существенных изменений уровня агрессивности не выявлено. Подсчеты по φ критерию Фишера показали, что в контрольной группе значительно выше показатели подростков с высоким уровнем агрессивности (3,897 **). В экспериментальной группе значительно больше подростков со средним уровнем агрессивности (3,498 **). Разница прослеживается на 0,01 уровне.

Следовательно, разработанная коррекционная программа является эффективной и может использоваться для снижения уровня агрессивности подростков из неблагополучных семей.

 

Список литературы:

  1. Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс // Пер. с англ., Ю. Брянцевой и Б. Красовского. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с.
  2. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб.: Питер, 2010. — 385 с.
  3. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.
  4. Реан А.А. Психология изучения личности: учеб. пособие / А.А. Реан. — СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1999. — 288 с.