Статья:

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТЕРПЕВШИХ

Конференция: XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 10. Юриспруденция

Выходные данные
Придатко Е.А. ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТЕРПЕВШИХ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(19). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(19).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТЕРПЕВШИХ

Придатко Екатерина Александровна
студент Юридического института НИУ «БелГУ», РФ, г. Белгород
Лукьянчикова Елена Федоровна
научный руководитель, доц. Юридического института НИУ «БелГУ», РФ, г. Белгород

 

В последнее время развитие государства и права тесно связано с развитием института прав и свобод человека. Существование любого государства, считающего себя демократическим, немыслимо без установления данного института в качестве главенствующего принципа осуществления государственной власти. В этой связи возникает потребность в формировании соответствующих механизмов реализации прав и свобод, что на сей день является основной задачей в различных демократических государствах.

Международные нормы и законодательство России определяют человека в совокупности с его правами и свободами как высшую ценность, а государство выступает гарантом их реализации посредством государственной защиты достоинства личности, жизни, здоровья, неприкосновенности человека. Конституция Российской Федерации в статье 2 закрепляет это положение: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» [1, с. 4398]. Комплекс гарантируемых прав, свобод и обязанностей также закрепляется Конституцией. Однако существует большой массив проблем, связанных с непосредственной реализацией закрепленных норм, что свидетельствует о некоторых пробелах в законодательном закреплении института прав и свобод человека.

Последнее время государством уделялось достаточно много внимания соблюдению прав обвиняемых. Улучшались условия содержания арестованных лиц и осужденных к лишению свободы. Безусловно, это правильно, в этом направлении и дальше необходимо движение в сторону гуманного отношения к тем, кто преступил закон.

Но одной из мало разрешенных проблем остается защита прав потерпевших, тех, чьи права были нарушены в результате совершения преступления. Между тем эта тема особо важна и постоянно актуальна, а, значит, необходимо полно и разносторонне проанализировать и оценить существование этого института. Суть проблемы состоит не столько в том, что права данной категории не предусмотрены в действующем законодательстве, а том, что реализация этих прав в реальности зачастую связана со множеством трудностей.

Статья 52 Конституции Российской Федерации дает отправную точку в закреплении прав потерпевших на свою защиту: «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба» [1, с. 4398]. Раскрыть смысл понятия «потерпевший» можно на основе Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. С одной стороны, потерпевший — это физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. С другой стороны, потерпевшим лицо становится в случае принятия соответствующего решения в виде постановления дознавателя, следователя или суда [2, с. 4921]. Возникает своего рода противоречие в понятиях. Выходит, что до признания потерпевшим лицо фактически не подпадает под действие статьи 52 Конституции, а, значит, и не является самостоятельной стороной уголовного процесса. Эта ситуация приобретает субъективный характер, поскольку существуют ситуации незаконного или необоснованного отказа в признании пострадавших потерпевшими, что, в свою очередь, приводит к коренному перелому в разрешении того или иного дела.

Нельзя не учесть тот факт, что само решение пострадавшего лица — обратиться за помощью в правоохранительные органы или нет — обусловлено рядом обстоятельств. К примеру, на это решение влияют характер и вид совершенного в отношении лица преступления. Некоторые категории преступлений связаны с тяжелыми психологическими переживаниями потерпевших, их родных и близких. Как правило, это преступления против половой неприкосновенности. В таких случаях при обращении в правоохранительные органы потерпевшим приходится снова вспоминать преступные события, связанные с очень личной жизнью, что вновь влияет на психологическое состояние и здоровье лица. Поэтому многие преступления сексуального характера так и остаются безнаказанными — потерпевшие лица не всегда хотят придавать огласке то, что с ними произошло, опасаясь общественного мнения. А ведь это, в свою очередь, порождает такое явление, как рецидив — виновное лицо, видя свою безнаказанность, продолжит преступать закон вновь и вновь. Очень важно обратить внимание на этот аспект с целью обеспечения такого следственного мероприятия, которое бы смогло минимизировать психологическое воздействие на потерпевшего.

В последние годы в сознании граждан России все чаще прослеживаются черты правового нигилизма — люди сознательно отвергают закон, не веря в его силу и в его способность противостоять насущным проблемам. Эта разновидность нигилизма также влияет на решение потерпевших обратиться в правоохранительные органы. Зачастую в таких случаях человек поддается влиянию мнения большинства. Современное общественное мнение формирует такое отношение к действующим органам следствия, прокуратуре, судам, что их деятельность представляется фиктивной. Естественно, потерпевший под влиянием навязанного ему мнения подумает — стоит ли обращаться за помощью в органы, смогут ли ему помочь. Это становится большой проблемой современности, с которой стоит бороться при помощи повышения авторитета представителей власти в лице судов, прокуратуры, органов следствия. Получается, что потерпевшие бессознательно и даже сознательно отказываются от своих прав на защиту, тем самым, опять же, оставляя виновных безнаказанными.

Из выше указанного вытекает еще одна актуальная проблема — проблема неэффективности следствия. Приняв решение обратиться в правоохранительные органы, потерпевший может столкнуться с тем, что ему будет отказано в возбуждении уголовного дела. Существует ряд законных причин отказа в возбуждении уголовного дела. Однако на данный момент не представляется возможным исключить коррумпированность органов следствия, что и влияет на отказ в возбуждении уголовного дела. Государство ведет активную борьбу с коррупцией, но целый массив преступлений уже оказался вне поля зрения закона в связи с этим.

Кроме того, иногда нарушаются сроки расследования, хотя некоторые виды преступлений не терпят промедления. По этим причинам, опять же, нарушаются права потерпевших на восстановление социальной справедливости. Между тем, нельзя забывать о возможном давлении на потерпевшего со стороны виновного лица и даже со стороны правоохранительных органов. Следствием этого могут стать заведомо ложные показания, а при этом возможно, что виновное лицо уйдет от ответственности.

Законодательно закреплен перечень прав, обеспечивающих защиту потерпевших. В статье 6 ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» дается перечень мер безопасности в отношении указанных лиц:

  1. личная охрана, охрана жилища и имущества;
  2. выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
  3. обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
  4. переселение на другое место жительства;
  5. замена документов;
  6. изменение внешности;
  7. изменение места работы (службы) или учебы;
  8. временное помещение в безопасное место;
  9. применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое [5, с. 3534].

Бесспорно, законодательное закрепление таких мер — уже большой шаг в развитии института защиты потерпевших. Но возникает другая проблема — реализация этих мер, которая полно невозможна и немыслима вследствие недостаточного финансирования и отсутствия навыков применения указанных мер. Именно по этой причине сотрудники правоохранительных органов редко используют такие способы защиты потерпевших, как личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, изменение места работы или учебы, замена документов, переселение в другое место жительства. Последнее особенно затруднительно, так как соответствующие этому нормативно-правовые акты не разработаны.

Следует отметить, что меры защиты потерпевшего в большинстве случаев распространяются на них на время следствия и рассмотрения уголовного дела. Отсутствует четко разработанный комплекс мер, призванных обеспечить защиту лица после завершения судебного процесса. Сравнительно недавно в п. 2.1 ст. 399 Уголовно-процессуального кодекса РФ было законодательно закреплено участие граждан при рассмотрении ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении [2, с. 4921]. Это одна из мер защиты потерпевших после судебного процесса, способствующая учету мнения пострадавшей стороны при освобождении осужденного. Ранее с условно-досрочным освобождением было связано такое явление, как преследование потерпевшего с целью отомстить. Теперь же закон ограничивает возможность возникновения такой ситуации.

Для потерпевшего значительное место имеет наказание виновного лица. Наказание, в свою очередь, имеет целью восстановление социальной справедливости, которая состоит из назначения такого наказания, которое соответствовало бы характеру преступления и личности виновного, а также возмещение морального и материального вреда, причиненного потерпевшему. Современная практика чаще всего сводится к применению лишь карательного механизма в отношении виновного посредством ограничения или лишения свободы. При этом совершенно мало внимания уделяется институту возмещения потерпевшему нарушенных прав.

Для восстановления справедливости важным компонентом является учет мнения потерпевшего относительно наказания. В уголовном судопроизводстве потерпевший имеет две цели — во-первых, он желает получить возмещение вреда, причиненного совершенным преступлением; во-вторых — наказать виновное лицо. Стремлению уголовного процесса восстановить социальную справедливость соответствует единство этих желаний. В Уголовном кодексе РФ добровольное возмещение вреда рассматривается как обстоятельство, смягчающее уголовное наказание, и как составная часть условия освобождения от уголовной ответственности [3, с. 2954]. Эти последствия непосредственно касаются положения виновного лица. Также при оценке смягчающих наказание обстоятельств суд рассматривает возмещение вреда как обстоятельство, подтверждающее раскаяние лица в совершенном деянии. Однако при этом не учитывается мнение пострадавшей стороны и полнота удовлетворения требований, что тормозит процесс восстановления справедливости.

Полное возмещение вреда связано с компенсацией морального вреда. Моральный вред — нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т. п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина [4]. Размер морального вреда определяет суд, что носит субъективный характер, зависит от профессионализма судьи и других факторов. Но, к сожалению, полное возмещение вреда потерпевшей стороне — редкость в практике уголовного судопроизводства, все упирается в неразвитость механизма взыскания вреда с виновного лица.

Это далеко не полный перечень проблем в механизме реализации защиты прав потерпевших. Существует еще целый ряд изъянов, которые также требуют тщательного внимания и проработки законодателя. Тем не менее, стоит отметить, что развитие права не стоит на месте и в отношении защиты потерпевших. Тенденции гуманизации уголовного права затрагивают и права лиц, чьи права нарушаются преступным поведением.

Таким образом, институт защиты прав потерпевших — явление сложное и неоднозначное. Малоэффективные механизмы государственной защиты потерпевших на фоне быстрого роста преступности создают серьезные социальные проблемы. Защита прав потерпевших должна стать не только конституционной обязанностью государства, но и гражданской обязанностью самого общества. Достижение поставленной цели возможности лишь при проведении комплекса различных мер, от совершенствования законодательства в данной области до непосредственной реализации уже установленных защитных норм. Урегулирование вопросов отношения между обвиняемым и потерпевшим также способствует должному обеспечению реализации прав последних. Необходимость скорейшего разрешения этих проблем — залог становления правового общества.

 

Список литературы:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята Всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31.
  2. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ», 17.12.2014, № 25.
  3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.12.2014, № 25.
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» // — [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=66230;dst=0;ts=73190993B108B7101732001A21909E7F;rnd=0.38024335727095604.
  5. Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // Собрание законодательства РФ, 23.08.2014, № 34.