ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ ЭКСТРЕМИЗМА
Конференция: XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 10. Юриспруденция
XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ ЭКСТРЕМИЗМА
Экстремизм, это очень сложное и многозначное явление, прежде всего затрагивающее национальный вопрос. Существуя во всех сферах жизни общества, таких как культура, международные и межконфессиональные отношения, экономика, политика экстремизм подрывает строй государства и угрожает национальной безопасности. Возникающие конфликты в этих сферах и придают уголовно-правовую окраску последствиям проявления экстремизма.
Главным образом, причинами возникновения экстремистских проявлений являются расслоение населения, разделение на расы, социальная несправедливость, экономическое неравенство. Поэтому в отличии от терроризма (крайнего его проявления), экстремизм иногда воспринимается как необходимая мера и часто находит оправдание.
Сегодня экстремизм переживает подъем, затрагивая многие сферы жизни общества и оказывая все большее влияние на них, подрывает стабильность существования гармонии в обществе и порядок в политической жизни страны. И несомненно, являясь актуальной проблемой современности, мы все чаще сталкиваемся с тем, что нет точного определения этому явлению. Становится важно раскрыть сущность, дать понятие, что бы позволило определить способ борьбы с данным опасным явлением.
Поскольку практика применения уголовно-правовых норм еще не вполне сложилась, разумно было бы обратиться к истокам экстремизма, проследить историю его развития, и эволюцию самого понятия, а так же формирование норм, предусматривающих уголовное наказание за такого рода преступления.
Первые истоки определения понятия экстремизма появились в Европе, как термин, он вошел в употребление в 19 веке первоначально в Англии, в основном в политической прессе, далее свое распространение получил во времена Гражданской войны в Соединенных Штатах Америки, которым именовали своих врагов одновременно представители и Севера и Юга. Ну а во Францию оно пришло значительно позже уже во время Первой мировой войны, как результат противоборства крайних левых и правых политических сил [3, с. 7].
В начале XX в. французский юрист М. Лерой считал экстремистами сторонников политических течений, требовавших «от своих приверженцев абсолютную веру в исповедуемые политические идеалы», вплоть до безоговорочного фанатизма. Из действовавших тогда на политической арене экстремистских политических сил он назвал «красным экстремизмом» большевиков и «белым экстремизмом» — монархистов [2, с. 47].
Можно сделать вывод, что экстремизм в основном ассоциировался, с политической деятельностью.
Историю развития и становления экстремизма в России можно разделить на несколько периодов. С первым дореволюционным периодом ассоциируют либо покушение на императора Александра II в Петербурге, либо восстание декабристов, и то и другое как попытки государственного переворота 25 декабря 1825 г. Основной характеристикой данного времени был экстремизм как средство для запугивания и свержения царской власти, а самой частой формой его распространения был терроризм. А что касается противодействия экстремизму, как противоправному явлению, так его почти не существовало, просто потому, что это было новое и неизученное явление.
Отдельно так же отмечается советский этап становления экстремизма. Поскольку характерной чертой этого времени была слабая экстремистская активность, следовательно, уголовное законодательство не предусматривало никакого наказания за такого рода преступления. Поскольку в этот период истории особо часто делался упор на идеи равенства наций и народностей, их право на самоопределение и суверенитет, впервые положение о запрете на разжигание национальной розни закреплялось с введением в действие УК РСФСР 1922 г., содержащий норму предусматривающую наказание за посягательство на межнациональные отношения. Формами возбуждения национальной вражды и розни были только пропаганда и агитация. Именно эти преступления и подразумевали тогда скрытое посягательство на власть Советов, что и признавалось контрреволюционным преступлением. Но если не были достигнуты цели по посягательству на власть Советов, то это преступление не могло признаваться контрреволюционным, и именно эту тему раскрывает и дополняет новая редакция ст. 57 УК РСФСР, принятая 10.07.1923 г.
Так же отмечается переходный этап в истории развития экстремизма который пришелся на 1991—2000 года, характерными чертами которого, в период пика своего развития явились: массовые распространения экстремизма в России; отсутствие в уголовной ответственности за экстремизм; субъектами экстремистской деятельности являлась незанятая молодежь; разнообразие форм проявления экстремизма (терроризм, сепаратизм, национализм и др.). Именно в период правления Ельцина, когда настроения притесненного народа достигли пика своего недовольства, когда его деятельность ассоциировалась в народе со «сплошным преступлением», именно в этот период и стал распространяться в России политический экстремизм.
В 1995 году издается указ президента № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» [5]. Для претворения этого указа в жизнь, была сформирована комиссия для четкого определения термина «терроризм» и те действия и явления, которые бы соответствовали этому термину, но получилось так, что результаты этого исследования не стали достоянием широкой общественности, потому что все действия тогдашнего правительства в точности соответствовали определению. Сама же комиссия была быстро расформирована.
Основой федеральной программы по противодействию экстремизму в РФ(1999—2000 года), которая была принята коллегией министерства юстиции и одобрена правительством, стал доклад, результат работы регионального общественного фонда: «Информатика для демократии», по проблемам политического экстремизма в России. Что так же было дальнейшим этапом по изучению экстремизма правительством РФ. В результате освещения этой программы были разработаны соответствующие законопроекты.
Там явление экстремизма было определено как: «Политический экстремизм — это деятельность по распространению таких идей, течений, доктрин, которые направлены … на разделение людей по классовому, имущественному, расовому, национальному или религиозному признаку» [4].
Каждый образованный и здравомыслящий человек, однозначно скажет, что, такое в природе человека и социума не может существовать. Потому, что с самого начала существования природы человека и природы в целом, все ее составляющие, объекты и явления классифицируются по определенным признакам и это вне воли человека, и от этого никуда не уйти. Любой индивид, размышляя и обращаясь с предметами и явлениями материальной и нематериальной природы, классифицирует их и разделяет объекты окружающего мира по признакам.
Соответственно, исходя из вышеназванного определения, любая доктрина, например учения Ислама или Католической церкви, так или иначе содержащие разделение людей на те или иные группы по религиозному признаку (т. е. классификацию) можно отнести к политическому экстремизму.
Исходя из этого определения, четко можно проследить, кому именно нужна была такая формулировка, данная политическому экстремизму, содержащая подобное противодействие. В этот период своеобразных «реформ», люди оказались разделены на разные социальные группы, прежде всего в экономической сфере жизни общества и отчетливо выделился один класс населения, интересы которого кардинально отличались от массы большинства. В итоге возникает колоссальное имущественное расслоение, социальное и экономическое неравенство, на фоне которого, этот вышеназванный класс населения, к которым кстати и относятся авторы этой «программы», как правило меньшинство, употребляют блага общества во вред основной массе, недовольство которой, исходя из определения, по сути своей, является политическим экстремизмом. И естественно, чтобы оградить себя от недовольства и мятежа со стороны малоимущего населения, режиму необходимо применить те или иные санкции, тем самым уберечь себя от справедливого народного волнения.
На практике же, такое противодействие предусматривает меры применяемые ко всем инакомыслящим, очень похожих на методы применяемые большевиками, активно способствовавшие уничтожению цвета Русской нации: это и слежка, и сбор компромата, и провокации, и физическое воздействие вплоть до прямого устранения.
Характерными чертами современного этапа развития экстремизма, охватывающее период, начиная с 2000 г. по настоящее время являются: формальное закрепление в праве понятия экстремизма; законодательное закрепление ответственности за экстремистскую деятельность; разработанная система противодействия экстремизму как противоправному явлению; многообразие форм проявления экстремизма; появление новых форм проявления экстремизма; глобальность проявления современного экстремизма; многообразие субъектов экстремистской деятельности: от отдельных лиц и групп до общественных организаций (религиозные и светские) и даже (на определенных этапах) целые государства и их союзы.
Таким образом главной задачей была и остается дилемма с определением точного понятия экстремизма.
Так как в разных странах были даны множество определений экстремизму, и по сей день нет точного юридического и научного понятия, раскрывающий в полной мере его сущность и определяющий все положения, исходя из которых, можно было бы безошибочно отнести то или иное явление к понятию «экстремизм». В основном, в самом общем виде экстремизм (от лат. extremus — «крайний») ассоциируется с «приверженностью к крайностям во взглядах, мерах и поступках (обычно в политике)» [1]. Исходя из этого, экстремизмом можно назвать крайнее проявление чего-либо (действий, высказываний, взглядов) во всех областях жизни общества, это может быть и политический, экономический, религиозный, социальный и т. д. Отсюда следует, политический экстремизм это ни что иное, как осуществление политических целей крайними мерами. Но естественно и это не выражает сущности явления в полной мере.
И тут так же возникает проблема: многие ученые придерживаются мнения, что называть экстремистами определенных людей или групп было бы неправильно, так как в одной социальной среде экстремистские действия преступны, а в другой являются единственным способом достижения социальной справедливости и посему позиционируются как благо. Таким образом при оценке экстремистских явлений, экстремизмом следует называть именно совершенные действия, а не отдельных людей.
Профессоры из Колумбийского университета США предложили обзор понятий экстремизма. По их мнению, экстремизм это весьма сложное явление, о чем нельзя судить лишь поверхностно рассмотрев его, так как это зачастую бывает очень сложно понять и распознать. Правильнее было бы для более легкого понимание этого термина определить его как действие, включающее как убеждения, отношения к чему либо, так и чувства, отличающиеся от общепринятых в социуме. А в обстановке конфликта — экстремизм это наиболее жесткая форма разрешения создавшегося положения. Но, опять же отнесение тех или иных действий к экстремизму и определение их границ, переступая которые они перестают быть общепринятыми, это очень спорный и сложный вопрос, всегда принимающий субъективный характер.
В юридической литературе экстремизм определяется по-разному: как противоправная деятельность, как явление, имеющее своей целью породить у членов мирового сообщества сомнения в возможности поддержания стабильности в мире на принципах демократии, уважения прав и свобод человека и гражданина, как продукт разобщенности общества, которое не обрело или утратило общую идеологию, единые ценности и цели.
Что касается действующего российского законодательства, то тут не определено само понятие, а федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» дает юридическое определение экстремистской деятельности, насчитывая 13 видов. В соответствии с ним Уголовный кодекс был дополнен статьями, предусматривающими ответственность за организацию экстремистского сообщества и организацию деятельности экстремистской организации. И раскрывается это понятие как: 1) насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; 2) публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; 3) пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; 4) прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; 5) воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; 6) воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; 7) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; 8) публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; 9) публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; 10) и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; 11) финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг [6].
Касаемо международного определения этого явления, так в ст. 1 Шанхайской конвенции от 15 июня 2001 года «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» понятие «экстремизм» определено как какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в этих целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке» [7].
Анализируя все вышесказанное, несомненно, можно сделать вывод, что даже такое огромное количество разнообразных формулировок и описаний понятия экстремизма не делает его понятнее для изучения и применения на практике. Ежедневно мы все больше и больше сталкиваемся с проявлениями экстремизма в худших его проявлениях и бесспорно то, что он приобрел международные масштабы и соответственно разрешение таких проблем должно быть универсальными, повсеместно применимыми и должны носить общий слаженный характер, что конечно же немыслимо без точного и единого определения понятия экстремизма и соответственно путей его преодоления и искоренения в обществе. Таким образом, вопрос об определении понятия экстремизма остается открытым. Это злободневная проблема, ежедневно напоминающая о своем существовании и эскалации, возможно в скором времени получит свое точное определение, что и приведет к активной борьбе с ней и уменьшению ее масштабов.
Список литературы:
- Большой энциклопедический словарь — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vedu.ru/bigencdic/ (дата обращения: 25.11.2014).
- Дворянов В.А. Политический экстремизм в Центральной Европе // Терроризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов. — М.: Институт политического и военного анализа, 2002. — С. 47—48.
- Залужный А.Г., Беляева Т.Н. Экстремизм: современные представления об общественной опасности // Современное право. — 2012. — № 6. — С. 7—10.
- Политический экстремизм: мифы и реалии // Аналитический отдел РОО РНЕ (г. Воронеж).
- Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации», 23 марта 1995 г., (С изменениями и дополнениями от: 3 ноября 2004 г.). № 310.
- Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями). 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ.
- Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом // Московский журнал международного права. — 2003. — № 1. С. 295—305.