ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРХАИЧНЫХ МОТИВОВ ШАРЫПОВСКОГО РАЙОНА ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОМПОЗИЦИИ ПАЛАНТИНА «ПРЕДАНИЯ РОДНОЙ ЗЕМЛИ»
Конференция: XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 1. Искусствоведение
XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРХАИЧНЫХ МОТИВОВ ШАРЫПОВСКОГО РАЙОНА ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОМПОЗИЦИИ ПАЛАНТИНА «ПРЕДАНИЯ РОДНОЙ ЗЕМЛИ»
Каждая область, регион, район, страна уделяют особое внимание, богатству родной земли стараясь увековечить артефакты прошлого в эмблемах, логинах, массовой печатной и сувенирной продукции и пр.
Основой исследования послужил местный материал Шарыповского района, который по праву считается жемчужиной Красноярского края, это уникальный уголок музей под открытым небом. Красоту района обрамляет сеть озер и рек, которых насчитывают более 600, большинство из них сохраняют первозданную красоту и притягивают множество туристов. Шарыповский район имеет богатую историю. На территории Шарыповского района учеными были найдены различные артефакты подтверждающие на территории существование в прошлом разных культур: карасевской, афанасьевской, окуневской, карасукской, таштыкской, тагарской, андроновской, мочановской, кулайской, тюхтяттской, чаатыс и др. (рис. 1—2).
Кроме археологического богатства, Шарыповский район богат легендами и сказаниями, связанными с топонимами, которые тоже несут много интересной информации [4, с. 9].
Рисунок 1. Наскальные изображения на горе Кедровая Шарыповского района
Рисунок 2. Фрагменты наскальных изображений на горе Кедровой Шарыповского района
В современном творчестве мастеров сохраняется преемственность поколений, так как изучаются и переосмысливаются старые техники и технологии, на основе представлений о мире древних мастеров и мастеров средних веков рождаются новые сюжеты и технологии. Одним из направлений в современном дизайне является обращение к искусству прошлых веков, это перенос архаических мотивов на окружающие предметы — старинные орнаменты, древние фрески, символы и знаки, народные традиции, фольклор и стилевые особенности различных промыслов прошлого — неисчерпаемый источник для творческого переосмысления, что позволяет современному художнику-мастеру-дизайнеру сохранять память поколений [8, с. 16].
Обращение к наследию прошлого одно из самых распространенных направлений в творчестве мастеров декоративно-прикладного творчества, это неисчерпаемый источник вдохновения для творческой самореализации мастера.
В создании изделия большую роль играет форма, которая должна соответствовать назначению предмета. Форма в свою очередь задаёт композиционное построение внутреннего декора и от равновесия композиции и формы зависит эстетическое восприятие готового изделия.
Средства композиции сложились в результате длительной практической деятельности человека, постепенно соединяя функциональность и эстетику предметов воедино. Закономерности построения композиции меняются вместе с развитием науки и техники, изменением социальной направленности творчества, специфики отражаемых мастером идей.
В зависимости от особенностей строения формы различают два вида композиции: плоскостную и объемную [5, с. 19].
Плоскостная композиция представляет собой сочетание элементов формы, размеры которых зрительно могут измеряться главным образом в двух направлениях: горизонтальном и вертикальном. Такие изделия, как ткани, ковры, обои, различные штучные изделия, скатерти, платки и т. д. художественно оформлены с помощью плоскостной композиции. Для изготовления палантина «Предания родной земли» подходит тип плоскостной композиции.
Объемная композиция характерна для форм с тремя размерами: высотой, шириной, глубиной, поэтому ее применение целесообразно учитывать при изготовлении изделий из дерева, керамики и т. п., но и в текстиле возможно применение объемной композиции, например при изготовлении головных уборов, элементов одежды и др.
В композиции единству первичных элементов формы служат пропорции и пропорциональность, масштаб и масштабность, ритм, т. е. метрический и ритмический порядок, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, тождество, тектоника, колорит, т. е. цветовые гармонии, и др.
В палантине «Предания родной земли» использован принцип симметрии, подобран спокойный колорит и теплая цветовая гамма, в которой фиолетовый цвет приглушается цветами умбры и золотистой охры. Присутствуют в изделии контрасты и ньюансы, соблюдены пропорции и масштабы, которые позволяют видеть изображения аналогичные прообразу.
Важную роль в композиции играет масштаб, он представляет собой относительную величину, получаемую от сопоставления размеров данного изделия с размерами аналогичных изделий, принятых за эталон. Изделия с правильно найденными масштабами целого и составляющих его элементов гармоничны, функциональны. Плоскость палантина «Предания родной земли» условно можно разделить на три части, архаические изображения расположены на концах палантина, где они хорошо просматриваются, а центральная часть свободна от изображений она драпируется вокруг шеи и рисунок на ней был бы не уместен.
Наиболее распространенное средство выразительности и целостности композиции — симметрия. Симметричными считаются элементы фигуры, которые расположены на одинаковом расстоянии относительно какой-либо точки, оси или плоскости. Существует несколько видов симметрии: зеркальная, осевая и винтовая. Простейший вид — зеркальная симметрия, т. е. симметрия левого и правого. Зеркальная симметрия широко распространена в природе и архитектуре, а также характерна для товаров массового потребления: стульев, кресел, шкафов, одежды, обуви и т. д. В палантине «Предания родной земли» применена зеркальная симметрия, для данного вида изделия это самый логичный выбор, так как это элемент одежды, а человеческая фигура тоже имеет зеркальную симметрию.
Для того чтобы показать тяжелое и легкое, горизонтальное и вертикальное, блестящее и матовое, белое и черное, крупное и мелкое и т. д. Используют контраст (фр. contraste) — резко выраженное различие сравнимых однородных элементов формы в том или ином отношении. В палантине «Предания родной земли» архаические изображения оленей противостоят фону, имитирующему каменную основу, олени выполнены контрастным насыщенным фиолетовым цветом, по которого рассеяны звездные скопления, так как по замыслу они должны передавать древний культ поклонения небу «Тенгри».
Сделать мягче переход между контрастными элементами помогают нюансы (фр. nuance) — это отношение однородных элементов формы, незначительно отличающихся друг от друга. Слово «нюанс» означает едва заметный переход, оттенок, отклонение, например, по цвету, фактуре и т. п. Нюансы в палантине «Предания родной земли» использованы для смягчения переходов в имитации камня и для общей связки композиции.
Современный художественный текстиль многообразен по способам его художественного оформления, текстильные изделия необходимы каждому человеку в качестве одежды, постельного белья, ковров и пр., но это не только предмет необходимости, а также как средство украшения жилья человека и его одежды. Особое значение текстиль играет в женской одежде, он более красочен и многообразен, чем мужской, поэтому для изготовления выбрано такое изделие, как женский палантин. Поле палантина представляет собой простую прямоугольную форму, в которую легко можно вписать любую композицию. Такая форма также удобна для апробирования любой художественной технологии. Источником для декора послужило богатое архаическое наследие Шарыповского района, это один из способов прославления родной земли, выполнение такой работы может положить начало творческому циклу работ в этом направлении.
Первым этапом выполнения палантина «Предания родной земли» была разработка набросков и эскизов по архаическим мотивам Шарыповского района. Для этого было проведено исследование рекомендованной шарыповскими краеведами Голубинской И.Ф., Драбковой А.А. и Цибринской В.А. краеведческо-исследовательской литературы Шарыповского района находящейся в районном комплексном музее [3; 4; 7]. Были сделаны ксерокопии наскальных изображений Шарыповского района размещенные в исследовательской книге археологов — ученых из Санкт-Петербурга Семенова В.А., Килуновской М.Е., Красниенко С.В. и др. «Петроглифы Каратага и горы Кедровой» [7], сделаны фотографии черепков, различных сосудов и предметов быта находящихся в музее, исследован устный народный фольклор Шарыповского района и пр.
Тема работы и эскизы подсказали цветовую гамму с эффектом старины для выполнения изображений на будущем изделии, а функция палантина определила фактуру ткани — легкая, мягкая, легко драпируемая, приятная по ощущению, кроме того имеющая плотную структуру для того чтобы легче было выполнять рисунок.
После подбора ткани, исследования ее возможностей в художественном оформлении ткань подготовленную для изделия натягивают на специальную раму или пяльцы, и переносят подготовленный в натуральную величину рисунок, можно использовать приготовленные по рисунку лекала и трафареты из плотной бумаги (рис. 3).
Рисунок 3. Перенос рисунка на ткань с помощью лекала
Перед изготовлением палантина «Предания родной земли» предварительно были изготовлены пробные образцы, в которых были использованы разные материалы, композиции и техники художественного оформления тканей. В них исследованы возможности разных красителей по ткани, разные способы росписи ткани, опробованы эффекты растекания краски на тканях разных фактур и так же рассмотрены возможности использования разных тканей в изделиях.
Первый пробный образец — шарф из плотной полушерстяной ткани. В нем были использованы для нанесения контуров изображений сосудов украшающих шарф масляные мелки для художественного оформления тканей, на изображенных сосудах были сделаны орнаменты по архаическим мотивам афанасьевской, окуневской, карасукской, тагарской культур обнаруженных на территориях Шарыповского района, способом набивки (печати формами) акриловыми красками, так же использована техника свободной росписи по-сырому (рис 4а).
Второй пробный образец — парео с архаическими мотивами земли Шарыповской. В нем использованы для изображения наскальные рисунки с горы Кедровой и горы Каратаг (рис. 4б). В композиции изображены бегущие олени на фоне гор, со стилизованными деревьями. Композицию и стилизацию помогли создать идеи, представленные в учебнике Вриш Вольфа «Абстракция и экспрессия в акварели» [2]. Для образца выбрана ткань светло-коричневого цвета, подчеркивающая древнюю тематику и цвет скал, в парео использованы для нанесения контуров изображений специальные фломастеры для ткани, для создания фона применена узелковая технология окраски ткани, для создания спецэффектов по всему полотну применен способ аэрографии, силуэты оленей окрашены маленькой мягкой кистью.
а) б)
Рисунок 4. Пробные образцы росписи ткани
В маленьких пробных образцах были рассмотрены и другие возможности росписи ткани, которые позволили расширить объем знаний и умений необходимых для дальнейшего выполнения палантина «Предания родной земли»
Некоторые способы росписи по ткани, такие как свободная роспись, аналогичны способам работы акварелью, поэтому некоторые пробники были сделаны по учебнику для студентов художественных вузов Барбары Айзенбарт [1], а элементы этих техник применены в окончательном варианте «Предания родной земли». В учебнике рассмотрены способы работы по сырому, по сухому, смешанная техника, техника смежных пятен, техника сухой кисти, обратная техника (выполняется на слегка подсохшем фоне водой вымываются контуры изображения) др. В палантине «Предания родной земли» применены техника по сырому и техника сухой кисти (рис. 5).
Рисунок 5. Фрагменты росписи палантина «»Предания родной земли»
Разные техники оформления ткани в соответствии с замыслом диктуют разные подходы в подготовке к росписи ткани. В холодном батике для создания четких контуров изображений используется специальный резервирующий состав, который наносится стеклянной трубочкой, рейсфедером или можно воспользоваться специальной тубой с длинным носиком с резервирующим составом. В горячем батике контуры рисунка обводятся подогретым составом воска с парафином, который наносят кистью или чантингом (специальный ковшик-леечка).
В палантине «Предания родной земли» использован резервирующий состав в тубе для обведения контуров основного рисунка. После просыхания нанесенных контуров рисунка была сделана проверка замкнутости линий, что бы предупредить дальнейшее протекание краски за контуры рисунка. Для этого область рисунка была смочена водой, после высыхания восковой свечой были сделаны капли, которые должны изображать звезды большого масштаба, для звезд меньшего размера использована крупная соль и мочевина, которые насыпались после заливки изображения тремя цветами: синим, фиолетовым и коричневым. Заливка выполнялась большой мягкой кистью, для создания цветовых эффектов цвета накладывались послойно, поочередно с различными отступами от края изображения, использовалось переливание цвета в цвет. После выполнения всех операций палантин «Предания родной земли» был готов к нанесению на него горячего состава воска и парафина для создания эффекта «кракле» (рис. 6).
Рисунок 6. Нанесение горячего воска для эффекта «кракле»
Проведенные исследования технологии росписи ткани и практическое апробирование показали, что технология росписи ткани доступна для выполнения в домашних условиях и дает широкие возможности для создания собственного стиля. Палантин «Предания родной земли» соответствует своему функциональному предназначению, а самое главное он индивидуален и неповторим. Технология изготовления изделия с росписью ткани интересна и раскрывает широкие возможности для творческого самовыражения. Она позволяет при малых затратах создавать продукцию интересную для развивающегося туризма Шарыповского района.
Список литературы:
1. Айзенбарт Барбара Полный курс акварели. — М.:«АСТ. Внешсигма», 2001. — 64 c.
2. Вриш Вольф. Абстракция и экспрессия в акварели. Ростов-на-Дону, 2006. — 80 с.
3. Комисаренко А.Н., Шамнэ В.В., Князьков Е.М. и др. Край голубых озер. — Шарыпово, 2013. — 25 с.
4. Комисаренко А.Н., От Парной до Карабезека. Шарыпово, 2002. — 44 с.
5. Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика. — М.: «Владос», 2000. — 122 с.
6. Робинсон Рози. Искусство батика. — М.: «Ниола-пресс», 2007. — 96 с.
7. Семенов В.А., Килуновская М.Е., Красниенко С.В. и др. Петроглифы Каратага и горы Кедровой. СПб.: «Российская академия наук», 2000. — 90 с.
8. Символы, знаки. / Под редакцией Аксеновой М.М.: Издательский дом «Аванта+», 2006. — 183 с.