Статья:

ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕКОРАТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ШИТЬЯ КОНЦА XVI — НАЧАЛА XVII вв. В ЗАКЛАДКАХ-ПРОКЛАДИЦАХ НА НАПРЕСТОЛЬНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

Конференция: XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 1. Искусствоведение

Выходные данные
Пелевина О.С. ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕКОРАТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ШИТЬЯ КОНЦА XVI — НАЧАЛА XVII вв. В ЗАКЛАДКАХ-ПРОКЛАДИЦАХ НА НАПРЕСТОЛЬНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(19). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(19).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 20 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕКОРАТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ШИТЬЯ КОНЦА XVI — НАЧАЛА XVII вв. В ЗАКЛАДКАХ-ПРОКЛАДИЦАХ НА НАПРЕСТОЛЬНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

Пелевина Ольга Сергеевна
студент 4 курса, кафедра декоративно-прикладного искусства ХГУ, РФ, Республика Хакасия, г. Абакан
Гузеватова Елена Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры декоративно-прикладного искусства ХГУ, РФ, Республика Хакасия, г. Абакан
 

Необходимость сохранения и приумножения историко–культурного наследия, а также потребность в реставрации и реконструкции огромного числа текстильных памятников является предпосылкой для изучение такого вида декоративно–прикладного искусства как орнаментальное шитьё конца XVI — начало XVII вв. На сегодняшний день анализ имеющихся в музейных коллекциях предметов орнаментального шитья, в частности их изучение орнаментики технологии их изготовления, дает возможность не угаснуть искусству орнаментального шитья в России, которое перешагнуло рубеж конца XVI — начало XVII вв.

Традиции украшения орнаментальных полотен золотой вышивкой складывались на протяжении веков, совершенствовались приемы, оттачивалась техника, трансформировался орнамент, выполнявшийся из драгоценных материалов. Орнаментальные произведения всегда являлись особо ценными, однако они так же часто уничтожались пожарами, ветшали и подвергались переделкам. И, тем не менее, их много сохранилось до наших дней.

В настоящее время как никогда актуально обращение к нашим корням, возрождение интереса к национальным культурам. При современном высоком уровне техники шитья, мастерам необходимо глубокое понимание древнерусских традиций. Однако, несмотря на постоянный научный интерес к истории текстиля, эта область еще не полностью освоена и сегодня в ней остается немало белых пятен, которые не позволяют современным мастерам грамотно выполнять орнаментальные композиции.

Вместе с тем вопрос орнаментики древнерусского шитья в научной литературе освящен недостаточно широко. Проведённый обзор литературных источников позволяет сделать вывод о наличии большого и содержательного материала, охватывающего теоретические и практические вопросы орнаментального шитья. Однако требуется анализ и большая систематизация данного материала. Это, безусловно необходимо для возрождения этого вида высокого искусства в наши дни.

Проблема исчезновения этого вида искусства в нашей стране назрела сравнительно недавно. Казарина В.Б. отмечает что «ранее на Руси орнаментальное шитье было молитвенным искусством, теперь оно рассматривается просто как вид женского рукоделия» [3]. Если отношение к орнаментальному шитью не изменится, то недалек день его полного вырождения.

Особый интерес для изучения представляют декоративно–художественные особенности орнаментального шитья конца XVI — начало XVII вв. Из предметов этого периода, вышитых орнаментальным шитьём, особый интерес вызывают книжные закладки–прокладицы, которые были одним из видов изделий продукции золотошвейных мастерских. Особый интерес в изучении этих изделий связан с тем, что в течение многих веков форма и орнаментика закладок на напрестольное Евангелие претерпели существенные изменения.

В нашей работе мы предприняли попытку проанализировать возможности декоративно–художественных особенностей орнаментального шитья конца XVI — начало XVII вв. в оформлении современной закладки-прокладицы на напрестольное Евангелие.

О характере русского орнаментального шитья, его стилистических особенностях на определённых этапах развития можно судить по имеющимся в музеях образцам художественного шитья. Драгоценность и природная красота материалов не только определили художественные особенности орнаментальной вышивки, но и отразились на формах и общей судьбе предметов.

Конец XVI — начало XVII вв. является рубежом в орнаментальной традиции. В результате культурного феноменома этого периода появился специфический круг памятников материальной культуры — богато орнаментированные изделия золотного шитья. В это время коренным образом меняется орнаментальная программа, эстетические предпочтения, смысловое содержание, как отдельных знаков, так и всего произведения. Это связано с наступлением новой эпохи, новых культурных веяний и художественных предпочтений.

Рассмотрим формирование традиции орнаментального шитья в России на рубеже конца XVI — начала XVII вв.

Рубеж XVI—XVII вв. связан с наступлением новой эпохи, новыми художественными предпочтениями. Большой опыт, накопленный русскими мастерами разных художественных школ на протяжении многих веков, подготовил расцвет русского орнаментального искусства шитья XVI—XVII вв. Усиление декоративного начала в работах этого времени, продиктованно выходом Московского государства на мировую арену, стремлением подчеркнуть его новые возможности, его мощь и значимость.

Сохранившиеся описи отдельных храмов и монастырей XVI и XVII вв. свидетельствуют, что в их ризницах скапливалось «великое множество» предметов орнаментального шитья. Однако естественное старение тканей при частом употреблении, многочисленные пожары и грабежи во время войн, другие исторические перипетии значительно сократили количество древних тканых предметов церковного обихода, хранящиеся в настоящее время в таких музейных собраниях, как ГММК и ГИМ в Москве, ГРМ в Петербурге, Сергиево-Посадском, Новгородском, Псковском, Кирилловском, Ярославском, Владимирском и других музеях [4].

Исследуя образцы музейных экспонатов, можно сделать вывод, что на каждом этапе развития орнаментальной техники шитья складывались свои особенности, свои приёмы, применяемые в зависимости от того, что было главным в искусстве данного временного периода. Несмотря на то, что на начальном этапе существования христианства на Руси греческие мастера приняли активное участие в создании памятников искусства (прежде всего культового), русские мастера сумели переработать византийский стиль и создать искусство художественной вышивки, качественно отличающееся от искусства вышивки Византии. А «заимствования» и «влияния» не ставили это искусство на второе, подчинённое место, они могли быть только двусторонними. Поэтому русское искусство не потеряло национальных особенностей и не стало подражательным.

В XVI в. русское орнаментальное шитьё в качестве «подносных» предметов или в результате торговли проникало за пределы России и весьма ценилось. Расширение контактов с зарубежными странами способствовало появлению новых материалов, применяемых при выполнении предметов шитья не только бытового, но и культового назначения. Своеобразным направлением русского искусства явилось стремление в орнаментальном шитье подражать дорогим привозным тканям, узоры которых заимствовались из восточных или западноевропейских. Использование парчовых тканей, драгоценных камней, жемчуга способствует тому, что в конце XVI века шитьё приобрело облик и статус ювелирных изделий: насыщается жемчугом и перегружается драгоценными камнями. Иноземные драгоценные ткани и жемчуг становятся основой шитых произведений великокняжеских и царицыных мастерских.

Одной из центральных причин усиления декоративности в произведениях орнаментального шитья XVI в., можно считать особенности мировоззрения эпохи, когда декоративное понималось как сакральное. Обилие драгоценных материалов, золота, жемчуга, тканей, изощренные художественные техники были связаны с понятием священного, с образами Небесного Иерусалима. Священные изображения, оформленные в драгоценных материалах, озвучивали ожидание небесного покровительства и защиты [2].

Русская художественная школа христианской вышивки образовалась в результате эволюции орнаментального шитья, на территории России к концу XVI века. Носителями и хранителями традиций являлись монастыри. Произведения, выходящие из этих мастерских «замышлялись» для вкладов в храмы и монастыри на молитвенную память [5]. Произведения шитья вышивались в «светлицах» — мастерских золотного и лицевого шитья в привилегированной среде феодального общества. «Светличное» дело имело особое духовное значение для образования средневековой девицы. Согласно Уставу «Домостроя» вышивание считалось не только одной из добродетелей женщины, но ставилось в один ряд с благочестием. Именно рукоделие требовало молитвенной сосредоточенности и имело особое значение в духовной жизни русских женщин. В трудах над священными изображениями оформлялась идея служения Богу. Есть версия, что канонизация и почитание русских святых, которые в эту эпоху особенно усилились, послужили еще одним, быть может, косвенным основанием развития орнаментального шитья.

Рукоделию придавалось тем большее значение, чем выше было положение семьи в общественной иерархии. Идеалом святых жен в соответствии с церковными и народными представлениями служили благоверные княгини, а потом и царицы. Среди русских святых немало женщин, которые прославились не только праведностью и истинной верой, но также и активным социальным служением [3, с. 25]. Именно идея служения нашла отражение в деятельности мастерских удельных князей Старицких — XVI век; великокняжеских и Царицынских палат (Ирина Федоровна Годунова) — XVI век; именитых людей Строгановых — конец XVI—XVII века в Сольвычегодске.

Золотное шитье конца XVII в. отличает вкус к пышности, стремление к сложной узорности, задача передать вышивку в виде металлической поверхности — все это свойственно всем школам этого периода, начиная от Годуновской (конец XVI — начало XVII) и до провинциальных мастерских, которые подражали царским и столичным произведениям. Шитая вещь уже явно подражает металлу — золоту, а богатая отделка жемчугом и драгоценными камнями делает ее скорее ювелирным изделием. В этот период часто встречается шитьё золотом в прикреп по счёту, высокое золотое шитьё (по карте, по настилу), шитьё блёстками и самоцветами. Эпоха диктовала свои предпочтения и лицевое шитьё стало заменяться аппликацией, что привело к его упадку и расцвету орнаментального (декоративного). Вместе с другими произведениями искусства оно входило в общий ансамбль, создающий атмосферу пышности и богатства русского двора, и возвеличивало роль церкви.

Предметы церковного богослужения в это время претерпели изменения, они потеряли свою специфичность и стали сливаться с бытовыми вещами. Воздухи напоминают скатерти и салфетки [6]. Закладки — прокладицы, использовавшиеся в церквях, храмах, монастырях церковными служителями в книгах (молитвенники, библии, рукописи) тоже изменили форму и разделились по назначению: повседневная для клиросных и домашних молитвословов (рис. 1); для парадных и дорогих богослужебных книг (рис. 2).

 

Описание: D:\Мои документы\Г_Е_Н\Наука\Студенты\Рисунок1.jpg

Рисунок 1. «Повороза» (закладка для книг) Конец XVII в.

 

Описание: D:\Мои документы\Г_Е_Н\Наука\Студенты\Рисунок2.jpg

Рисунок 2. Закладка из коллекции Новгородского музея-заповедника

 

Закладки-прокладицы выполненные в христианской стилистике с XVII века имеют большое эстетическое значение. Ярко украшенные они несут в себе не только эстетическую функцию, но и являются незаменимым атрибутом для напрестольного Евангелия во время богослужений. В процессе использования Евангельского кодекса для церковных служб немаловажную роль играет свободное ориентирование чтеца в его тексте. Этому способствуют: а) лекционарный аппарат в конце книги и указатели чтений на полях листов; б) специальное механическое приспособление закладка–прокладица, позволяющее выбирать нужные отрывки. Быстрота поиска нужного «зачала» особенно важна для непрерывности и благолепия храмовой службы. А богато украшенные закладки–прокладицы придавали божественную ценность христианским напрестольным Евангелие, что возвеличивало роль церкви.

Исследуя фотоархивы музеев и монастырей, особый интерес вызвало изображение закладки в форме «копеечка» на художественном произведении «Гентский алтарь», расписанный братьями ван Эйками в первой половине XV века. Как видно из рисунка (рис. 3) на одной из створок изображена Дева Мария с книгой, содержащей подобную закладку. Следовательно, такая форма закладки — прокладицы была одинаковой и для Росси и для Западноевропейских стран.

 

Описание: D:\Мои документы\Г_Е_Н\Наука\Студенты\Рисунок4.jpgОписание: D:\Мои документы\Г_Е_Н\Наука\Студенты\Рисунок3.jpg

Рисунок 3. Ян ван Эйк. Гентский алтарь 1432 г.

 

Продолжая исследование теперь уже антикварных интернет-магазинов, нас заинтересовала необычная форма закладки на напрестольное Евангелие, а она представлена в аннотации именно так. Датирована она уже более поздним периодом, изготовлена во времена Российской Империи. Работа принадлежит императрице Марией Федоровне Романовой, сер. XIX века. По иллюстрации (рис. 4) можно сделать вывод, что это лента–закладка родилась при новом осмыслении образов, традиции которых начали складываться именно в конце XVI — начале XVII вв. Такая форма закладки более похожа на католические атрибуты, поэтому этот вариант закладки–прокладицы на напрестольное Евангелие можно считать в истории орнаментального шитья единичным и экспериментально–случайным.

Все новшества в прикладном искусстве в целом и орнаментальном шитье в частности были результатом больших культурно–исторических сдвигов, которые переживала эпоха. Традиции были сформированы. И по сей день в христианском орнаментальном шитье мы наблюдаем и исследуем традиционные образы, формы и орнаменты (рис. 67).

 

Описание: D:\Мои документы\Г_Е_Н\Наука\Студенты\Рисунок7.jpg

Рисунок 4. Закладка - прокладница, 80-е годы XIX в.

Описание: D:\Мои документы\Г_Е_Н\Наука\Студенты\Рисунок6.jpgОписание: D:\Мои документы\Г_Е_Н\Наука\Студенты\Рисунок5.jpg

Рисунок 5-6. Закладки-«запона», начало XVII в.

 

Ярким примером исторической трансформации формы, орнаментики и назначения предмета может служить закладка–прокладица. Мы имеем дело не с массовым материалом, а случайно уцелевшими редкими памятниками. Вновь выявленные произведения золотного орнаментального искусства, не так давно введённые в научный оборот, позволяют частично заполнить те белые пятна «глухой поры» в истории орнаментального искусства. Все сохранившиеся по сей день закладки принадлежат комплексу оформления драгоценных напрестольных (в подавляющем большинстве вкладов) Евангелий. Закладки требных Евангелий не сохранились, т. к. скорее всего для них использовались простые подручные материалы (ленты, куски бумаги). В монастырских и музейных коллекциях встречается вариант стационарных закладок — куски ткани различных цветов, приклеенные на нужных листах по верхнему и боковому обрезу книжного блока.

Реконструкция внешнего облика закладок XVI столетия, материалов и технологий их изготовления возможна при анализе исследования собраний той эпохи, сохранившихся подлинных предметов 2–ой половины XVI—XVII вв., хранящих их традиционные формы. Анализ собранного материала показал, что в XVI веке закладки–прокладицы имели основной вид «Копеечка», «Повороза», «Узол», «Прокладица». Сакрально–символьный смысл в их оформление отражался в знаках–символах, которые перекочевали из древней Руси на рубеже веков уже с христианским содержанием. Принципов оформления орнаментального шитья, как в современных закладках-прокладицах на напрестольное Евангелие не существовало. Эстетическим украшением данного предмета являлась брошь, оформленная золотной вышивкой, пайетками или стеклярусом и кисти на концах лент. Невысокий уровень художественного оформления закладок на напрестольные Евангелие и молитвословы рубежа веков не говорит о недостатке традиции. Он показывает, что функция у этого предмета была всего лишь утилитарной. Конец XVI начало — XVII века был переломной эпохой в орнаментальном шитье и в частности в оформлении закладок–прокладиц на напрестольное Евангелие.

 

Список литературы:
1.    Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. — М.: Искусство, 1972. — 152 с.
2.    Гребенникова Д.А. Лицевое шитье в художественной культуре Древней Руси XIV—XVI вв. — М.: «СПб.», 2011.
3.    Казарина В.Б. Искусство церковного шитья на грани исчезновения. — М.:«Вода живая», 2007.
4.    Маясова Н.А. Русское церковное искусство. X—XX вв. СПб.: Золотошвейная мастерская «Убрус», 2010.
5.    Покров. Сборник научных статей по материалам международной научно–практической конференции «Традиции древнерусского шитья и современное образование» вып. 1. СПб., 2005.
6.    Проблемы экономики и прогрессивные технологии в текстильной, легкой и полиграфической отраслях промышленности: сборник статей / Санкт–Петербургский государственный университет технологии и дизайна. СПб.: СПГУТД, 2010. — 403 с.
7.    Силкин А.В. Лицевое шитьё Строгановских мастерских. — М.: Сканрус, 2009.