Статья:

ОСОБЕННОСТИ НАРОДНОГО КОСТЮМА РУССКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ (МИНУСИНСКОГО ОКРУГА) В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX веков

Конференция: XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 1. Искусствоведение

Выходные данные
Никифорова Т.А. ОСОБЕННОСТИ НАРОДНОГО КОСТЮМА РУССКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ (МИНУСИНСКОГО ОКРУГА) В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX веков // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(19). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(19).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 4 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ НАРОДНОГО КОСТЮМА РУССКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ (МИНУСИНСКОГО ОКРУГА) В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX веков

Никифорова Татьяна Александровна
студент 4 курса, кафедра декоративно-прикладного искусства ХГУ им. Н.Ф. Катанова, РФ, Республика Хакасия, г. Абакан
Гузеватова Елена Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры декоративно-прикладного искусства ХГУ им. Н.Ф. Катанова, РФ, Республика Хакасия, г. Абакан
 

Одежда русских переселенцев в Восточную Сибирь конца XIX — начала XX веков является одним из важнейших компонентов материальной культуры, поэтому важность изучения одежды русского населения Сибири несомненна.

Рассмотрим освоение Восточной Сибири русскими переселенцами в XIX—XX вв. Вторая половина XIX — начало XX вв. является периодом интенсивного заселения земель, расположенных в бассейне Южного Енисея. С 1861 по 1920 гг. количество жителей Минусинского округа (уезда) увеличилось с 87,7 до 359,9 тысяч человек. Наряду с естественным приростом, этому процессу активно способствовало прибытие мигрантов из-за Урала.

В конце XIX в. основной поток переселенцев шел из центральных и северо-восточных губерний России: Пермской, Вятской, Тамбовской, Курской, Орловской. Значительным было переселение из Западной Сибири — Томской и Тобольской губерний.

Кроме русских в миграции участвовали представители многих других народов. В 1830—1860 гг. в Минусинском округе складываются диаспоры поляков, эстонцев, латышей, татар. Позднее благодаря прибытию крестьян из Поволжья и юго-западных районов страны, начинает расти численность немцев, мордвы, украинцев, белорусов.

Согласно столыпинской реформе в начале XX века территорию края стали осваивать новопоселенцы — жители южных губерний России, Украины и Белоруссии (Смоленская, Могилевская, Орловская и др.). При расселении эти новопоселенцы могли поселиться в старожильческую деревню или основать собственную. При этом в случае компактного проживания новопоселенцы сохраняли свою фольклорную культуру в силу ряда причин, среди которых немаловажную роль играли хорошее знание культуры метрополии, желание сохранить наследие предков, противопоставление своей традиции окружающей культуре. Кроме того, количество новопоселенцев в деревнях центральной, восточной и южной групп районов, значительная часть которых возникли еще в XVIII—XIX веках (где сегодня преобладает смешанная и новопоселенческая культура), было настолько большим, что старожилы практически растворились среди вновь прибывших. В результате в крае, как и в других регионах Сибири, возникали разные типы поселений.

Результатом миграций в начала XX в. стало возникновение культуры в отдельных районах региона, которую исследователи определяют как смешанную.

Это оказало влияние на особенности народного костюма русских переселенцев в Восточной Сибири в XIX—XX вв.

Описывая тенденции развития сибирского комплекса одежды, необходимо указать на влияние на костюм русских сибиряков со стороны переселенцев конца XIX — начала XX вв.

С одной стороны, переселенцы, прибывая в Сибирь, старались изменить свою одежду в соответствии с принятыми здесь нормами. Многие еще до отъезда с родины интересовались сибирским бытом и прибывали в Сибирь, приняв, насколько могли, новый облик.

Таким образом, наиболее выразительные черты костюма утрачивались еще до переселения. Тот же, кто сохранял специфические виды одежды, в Сибири ими практически не пользовался.

В одном из опубликованных В.Н. Григорьевым писем сибирский новосел советует при переезде брать с собой гребенки, гребни и берда. Чем же объяснить такую приверженность к домотканине? Возможны три соображения по этому поводу. Во-первых, у переселенцев обычно было мало свободных денег, а домотканина делала одежду более дешевой. Во-вторых, уже комментировались требования к повседневной одежде, так что, отказавшись от наиболее специфичных видов одежды, переселенцы могли чувствовать себя комфортно и в старом костюме. В-третьих, некоторые из них (особенно выходцы с северо-запада Европейской России), производили ткани, в том числе и одежные, которые отличались высоким качеством и большой, до 60 см, шириной. Это позволяло кроить из них вещи городского образца, следуя, однако, своим представлениям о красоте и добротности одежды.

Особенностью переселенцев было и то, что, отказываясь от привычной одежды, они начинали носить городской костюм, способствуя, таким образом, его скорейшему распространению. Причиной этого, видимо, было то, что подавляющая часть поздних переселенцев — выходцы из южных губерний. Они не могли принять на новом месте жительства новый костюм с яркой этнической спецификой, не соответствующий их эстетическим представлениям. Не могли они носить и старую одежду. Городской же костюм был этнически нейтрален.

Описанная тенденция изменения переселенческого костюма была массовой, но не единственной. Известны случаи консервации костюма, которая происходила относительно редко, в местах локального проживания крупных групп переселенцев из одного места выхода. Обычно группа была настолько велика, что составляла брачный круг и не нуждалась в таких контактах с окружающим населением, которые бы заставили приспособить свою культуру к сибирским стандартам.

Исследование одежды, распространенной в Сибири конце XIX — начале XX века, показывает, что русским сибирякам было известно более 250 терминов для одежды, не менее 40 вариантов кроя разнообразной одежды из ткани.

Одежда во все времена была важнейшим адаптивным элементом, наиболее успешно помогавшим успешно осваиваться в новых условиях. В силу специфических условий природы, климата, истории, контактов групп «засельщиков» между собой и с местным населением, в Сибири образовались этнографически сложные комплексы одежды, обуви, головных уборов. Определенное влияние на данный процесс оказала территориальная отдаленность, замкнутость и взаимосвязь с сопредельными с Россией государствами. Важно отметить, что из воздействующих факторов на первое место необходимо поставить природно-климатический.

Будучи по сути консервативным элементом национальной культуры, одежда в Сибири во многом сохранила традиционные названия, технологию пошива и украшений, но многое со временем изменялось, заменялось на более рациональное.

Мужская одежда обычно состояла из рубахи и штанов-портов. В отдельных местах штаны назывались «чембары». Рубахи были длинными, до колен, и подвязывались поясом. При шитье рубахи бралось прямое полотнище, перегибалось пополам, вырезался ворот. Затем по прямой кромке вшивались рукава, а от рукава до подола вшивалась прямая вставка. Боковая вставка делалась потому, что ширина «самотканого» полотна была недостаточна для рубахи на взрослого человека. Рубахи позднего времени уже шились без вставок.

Вырезные вороты были округлыми или прямоугольными; воротники появились только в последней четверти XIX в. Более ранними считаются вырезы ворота по середине груди, более поздними — сбоку. Ворот соединялся тесемками или металлическими застежками-«схватцами». Значительно позднее вошли в употребление бронзовые, медные, костяные пуговицы с «воздушными» петлями. В верхней части рубахи, с изнанки, для прочности подшивали ткань — «подоплеку». С этой же целью под рукава подшивали «ластовицы».

По подолам, рукавам и вороту рубахи украшались вышивками. Это было не только украшением, но и магическим «оберегом» от зла, болезней, «нечистой силы». Украшения обычно располагались там, где открывался свободный доступ к телу. Наряду с вышивкой, сибиряки применяли для обшивания повседневной одежды цветную кайму.

Женская одежда. Женщины носили длинную рубаху. Рубаха повседневная была более простой, без лишних элементов, украшений и отделки. По вырезу горловину и, часто, по обшлагам рукавов рубаху украшали вышивкой.

Поверх рубахи надевали сарафан (термин «сарафан» появился на Руси в XIV в.) Были сарафаны двух типов: застегивающиеся сверху вниз спереди и сшитые с длинной полоской — украшением. Сарафаны украшались лентами, вышивкой, пояском, пуговицами. Иногда их шили из полотна различных цветов. Часто верхняя часть рубахи и сарафана шилась из тонкого привозного полотна, а нижняя — из домотканого, более грубого и дешевого.

Поверх рубахи сибирячки надевали также поневу — своеобразную юбку, состоящую из двух-трех полотен, не сшитых, а укрепленных на поясе. Общераспространенной были телогрея — длинная, распашная, с широкими косыми клиньями в подоле верхняя одежда. Телогрея имела длинные рукава и множество оловянных или медных пуговиц и, по всей видимости, произошла от распашного варианта старинного сарафана. Из-за довольно прохладного климата женщины носили поверх рубахи «душегрею» — короткую одежду на лямках, раскошенную, со складками. Вариантов кроя и цвета душегрей было великое множество.

На голову сибирячки чаще всего повязывали платки. При этом платки были как треугольные, так и четырехугольные: косынки из шелка или ситца, кокетки — шелковые шейные платки. Множество видов платков вязали из шерсти: файшонка — вязаная косынка, подшалок — платок из «гарусной шерсти», шаль шейная шерстяная, шаль, шаленка и др. В зависимости от сезона шали и шаленки носили шерстяные, ситцевые, шелковые, холщовые. Платок часто повязывали, складывая его полосой: такие уборы назывались безументом, или подвязальником.

Наиболее полно костюм сибирских переселенцев Минусинского округа представлен в экспозициях и фондах Минусинского краеведческого музея им. Н.Н. Мартьянова и Историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское».

В качестве примера рассмотрим костюмы сибирских переселенцев, представленные в экспозиции Историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское».

Все представленные на выставке женские рубахи выполнены из льняного полотна. Одна из фабричного, остальные из домотканого. Все рубахи поликовые, имеют ластовицы из той же ткани. Рубахи пышные у плеч и у запястья, у кисти собраны на узкую манжету. Одна из рубах имеет воротник прямоугольной формы. Воротник данной рубахи, манжеты рукавов, горло вины, подолы украшены вышивкой. Богато расшиты геометрическим и растительным орнаментом оплечья рубах. Одна из рубах украшена вышивкой, называемой «по выдерге» или «белая перевить». Изображен славянский знак «свастика». Свастика — обратная левая, проявление пассивного начала жизни.

Отрезной по талии сарафан сшит из шерстяной домашнего изготовления ткани с рельефным узором. Нагрудная часть сарафана имеет застежку.

Другой сарафан — льняной, из ткани, называемой пестрядью. При окрашивании нитей основы и утка в разные цвета получали клетчатую или полосатую ткань «пестрядь». Рубахи из «пестряди» крестьяне называли «пеструхами», а сарафаны — «пестрядильниками».

Пестрядь ткали полосатую — «полосатину» и клетчатую — «клетчатину». Клетчатая пестрядь была очень разнообразной как по размеру клетки, так и цветовым оттенкам. Для женских и мужских рубах ткали мелкую клетку. Для юбок ткали крупную клетку, причем рабочие юбки были более темных тонов

В экспозиции представлена женская юбка в крупную клетку из ярких ниток. Юбка имеет впереди употребляемую иногда вставку из неокрашенной холщовой ткани.

Городской женский костюм представлен платьем из шерстяной фабричной ткани с отделкой из газа (газ — общее название большой группы тонких шелковых тканей) и легким (летним) женским костюмом из фабричной же ткани. Рукава в обоих случаях втачные с неширокой проймой.

 

Описание: IMG_2289Описание: IMG_2291Описание: IMG_2293Описание: IMG_2294

 

Рисунок 1. Женская одежда Сибирских переселенцев

 

Мужской костюм представлен рядом элементов, таких как рубаха, портки и городской костюм. Будничная мужская рубаха-косоворотка из пестрядины, имеет ластовицы и посредством клиньев расширена книзу для удобства движений.

Порты шили и из неокрашенного холста и из пестряди, чаше синего цвета в полоску или елочку. Портки в экспозиции — подростковые из неокрашенной конопляной пряжи. Сшиты они из двух штанин, каждая из которых состоит из полотнищ ткани, перегнутых по основе. Между штанинами вставлен клин, расширяющий изделие. Обычно в верхнюю часть порток продевался шнурок или веревочка (гашник). У показанных на выставке портов гашник отсутствует.

 

Описание: IMG_2290Описание: IMG_2295

Рисунок 2. Мужская одежда Сибирских переселенцев

 

Здесь же представлен мужской городской костюм. Комплект состоит из пиджака и брюк. Пиджак двубортный, спинка приталена. Брюки прямого покроя. На пиджаке и брюках этикетка «Торговый домь А. и Р. Ройзенцвайгь в г. Москве». Куплен был костюм владельцем в г. Канске.

Верхняя одежда представлена самыми распространенными в деревнях Сибири вещами: шабуром, тулупом и дохой.

Шабур — вид верхней одежды из полушерстяной ткани. Ткань домашнего изготовления. Основа обычно была шерстяной, уток −холщовым. Называли его «через нитку проклятый».

Шабуры шили длиною до колен, они были без застежки, только подпоясывались. Шили их и взрослым и детям. Носили шабуры не только летом, но и зимой под шубу.

Шубой в России называли верхнюю зимнюю одежду на меху (или на вате). Короткую, до колен, овчинную шубу называли полушубком. На выставке представлен полушубок женский, мехом вовнутрь, сукном не покрыт (наголь¬ный), овчина не крашена. Шубу же больших размеров с верхом и подкладкой из меха, надеваемую для тепла поверх пальто или шубы, называли в России дохой.

В Шушенском дохой крестьяне называли верхнюю одежду из козьих и собачьих шкур с большим воротом, мехом наружу. Надевали доху в дорогу в большие морозы. В экспозиции представлена доха из козьх шкур, доха-«еманник». Она очень теплая (т. к. мех имеет полое строение), прочная, но в тепле осыпается, поэтому зимой крестьяне никогда не заносили ее в избу.

 

Описание: IMG_2300 — копияОписание: IMG_2296

Рисунок 3 Верхняя одежда Сибирских переселенцев

 

Непременной принадлежностью как повседневного, так и праздничного женского и мужского костюмов был пояс. В будни подпоясывались яркими поясами, тканными из льняных, бумажных и шерстяных ниток. В праздничные дни и мужчины и женщины носили шелковые пояса. Пояс наравне с крестом считался признаком принадлежности человека к христианству. С осуждением говорили крестьяне: «Ходит как татарин,без креста,без пояса». Изготавливали пояса разными способами: ткали на кроснах и бердншке, плели на плашках (дощечках). В экспозиции представлены на выставке пояса вытканные на бердышке, также в фондах имеются и пояса тканые на дощечках.

Таким образом, можно отметить, что костюмы сибирских переселенцев Минусинского округа, представленные в экспозиции ГУК Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» носят все признаки смешанной культуры, так как представлены комплексами из различных регионов России.

 

Список литературы:
1.    Евменова Л.Н. Культура русских переселенцев Приенисейского края. Красноярск, 2007. — 231 с.
2.    Еремейкина Г.Е. Одежда сибирских крестьян к. XIX — н. XX вв. ГУК Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» Научная справка. Шушенское: ГУК Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское», 1994. — 4 с.
3.    Кузьмина Т.А. Из истории народного костюма (научный материал). Шушенское: ГУК Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское», 2007. — 4 с.
4.    Русские старожилы и переселенцы Сибири в историко-этнографических исследованиях. Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2002 — 215 с.
5.    Фурсова Е.В. Традиционная одежда крестьян старожилов Верхнего Приобья (конец XIX — начало XX вв.). Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 1997. — 152 с.