Статья:

ОСОБЕННОСТИ ЛЕНИ СТУДЕНТОВ В РАЗЛИЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Конференция: XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Андреев И.А. ОСОБЕННОСТИ ЛЕНИ СТУДЕНТОВ В РАЗЛИЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(19). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(19).pdf (дата обращения: 21.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 788 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ЛЕНИ СТУДЕНТОВ В РАЗЛИЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Андреев Илья Александрович
студент механико-машиностроительного факультета Кубанского государственного технологического университета, РФ, г. Краснодар
Крутых Елена Валерьевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доц. кафедры философии Кубанского государственного технологического университета, РФ, г. Краснодар
 

Современные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования направлены на подготовку специалистов высокого уровня. Однако сегодня многие педагоги отмечают проявления лени у студентов в учебной деятельности. Поэтому последнее десятилетие ряд работ посвящен изучению причин и предпосылок лени.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в основном изучаются: активность учащихся в учебном процессе (Л.Ф. Алексеева, В.Г. Леонтьев, Н.А. Менчинская, Т.И. Шамова, А.К. Маркова, Г.И. Щукина, И.С. Якиманская, и др.); пассивность в учебной деятельности (В.Ф. Бехтерев, Т.Б. Генинг, В.А. Зобков, П.В. Меньшиков, А.В. Суворова и др.); психологические и психофизиологические предпосылки лености студентов (Н.В. Боровская).

Словарь С.И. Ожегова определяет лень как «отсутствие желания действовать, работать, любовь к безделью» [7].

Ильин Е. пишет о различных подходах к понятию «лень»: отрицательное отношение к лени, лень как двигатель прогресса, лень как болезнь и лень, как миф, то есть лень связана с нарушениями памяти, речи, внимания, моторики [4].

В.В. Воробьева и И.С. Якиманская рассматривают лень как низкий уровень мотивации, связь со слабой волевой сферой, лень как индивидуальный стиль деятельности, боязнь ответственности, защитная реакция, негативизм внутреннего ребенка, стремление к удовольствию, ресурсное состояние, лень как деятельность [1].

С.Т. Посохова, проведя исторический анализ лени, указывает, что длительный период внимание уделялось нравственному аспекту лени. Лень всегда считалась пороком [8].

В российской культуре традиционно лень определялась как «неохота работать», «отвращенье от труда, от дела, занятий»; «наклонность к праздности, тунеядству». Ленивый человек это тот, кто любит безделье, не желает работать, заниматься, это человек вялый и медлительный [3]. Важно, что в понятие «лень» входит не только физическая вялость, но и духовная инертность.

С.Ю. Головин в «Словаре психолога-практика» определяет лень как «универсальное средство защиты от бесполезного труда» [2, с. 312]. Главное, считает автор — надо понять истоки лени, сформулировать проблему, определить пути ее решения и действовать.

Чаще всего лень рассматривается с точки зрения трудолюбия. И тогда о человеке говорят, как о ленивом или неленивом, трудолюбивом.

В современном обществе лень не одобряется. Человека оценивают как плохого работника, нерадивого студента. Лень мешает достижению социально желательной цели.

Австралийские ученые из университета Ньюкасла полагают, что лень — это состояние болезни, которое проявляется в апатии. И, соответственно, как болезнь, ее надо лечить [10]. По их мнению, лень поражает каждого пятого жителя планеты.

Но, наряду с негативным отношением к лени, рассматриваются и ее позитивные аспекты. Есть мнение, что лень — «двигатель прогресса» [5]. Люди изобрели технику, потому что лень было самим трудиться. Лень необходима человеку для отдыха.

Сегодня в различных сферах общественной жизни проявляется определенный интерес к проблеме лени. Даются различные рекомендации специалистами-психологами и педагогами, как бороться с ленью, проводятся тренинги личностного роста. Тем не менее, лень в различной среде и группах исследована крайне мало.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что лень в студенческой среде практически не изучают.

Ситуационные и личностные детерминанты лени у студентов изучала Е.Л. Михайлова [6]. В.В. Воробьева и И.С. Якиманская исследовали особенности представлений о лени. Чаще состояние лени понимается как состояние, выражающее нежелание выполнять какую-либо деятельность, лень понимается на уровне желаний. Лень — это и отсутствие определенных личностных качеств. Студенты отмечали, что лень проявляется в том случае, когда у человека нет заинтересованности в деятельности. По мнению студентов, лень мешает достижению целей. Однако студенты также называли и положительные стороны лени. Это «возможность отдохнуть, расслабиться, защититься от перегрузок, рационально подойти к выполнению деятельности, актуализировать свое истинное «Я» [1].

Но обычно в научной литературе речь идет об учебной мотивации.

Поэтому перед нами стояла задача выявить восприятие студентами у себя такой характеристики как лень. Экспериментальная работа по изучению лени студентов в вузе проводилась на базе ФБГОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет» (КубГТУ) и военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (ВВА).

В исследовании приняли участие студенты механико-машиностроительного факультета ФБГОУ ВПО КубГТУ — 13 человек, курсанты ВУНЦ ВВС ВВА — 62 человека, из них 8 человек — курсанты иностранных государств.

Для исследования использовался опросник «Ленивы ли вы?» [9].

Исследование студентов КубГТУ показало следующее.

69,2 % студентов достаточно трудолюбивы. У них нет и намёка на лень, 30,8 % студентов склонны к лени (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Показатели лени у студентов КубГТУ

 

У трети студентов (38,5 %) лень проявляется в том, что они могут по несколько раз объезжать места парковки в поисках самого удобного и близкого места, часа два в день могут себе позволить ничего не делать, не убирают под кроватью, за мебелью (рисунок 2).

 

Рисунок 2. Показатели ответов на вопросы студентов КубГТУ

 

53,8 % студентов смотрят телевизор, лёжа на диване, кроме учёбы ничем не занимаются.

15 % студентов при совместной работе стремятся большую часть переложить на другого, 23 % студентов опаздывают на учёбу из-за того, что в последний момент встают с постели, столько же студентов не занимаются спортом.

При исследовании курсантов-иностранцев ВВА было выявлено, что 75 % из них трудолюбивы, склонны к лени — 25 % (рисунок 3).

 

Рисунок 3. Показатели лени курсантов-иностранцев ВВА

 

У 62,5 % курсантов лень проявляется в том, что они не занимаются спортом, кроме учёбы ничем не интересуются, могут бездельничать часами. 37,5 % курсантов смотрят телевизор, читают лёжа на диване (рисунок 4).

 

Рисунок 4. Показатели ответов на вопросы курсантов-иностранцев ВВА

 

В этой группе нет курсантов, которые бросают мусор где попало, если урны нет рядом, уборку в квартире делают кое-как.

Также было проведено исследование среди курсантов-россиян военной академии. В исследовании приняли участие две группы курсантов (рисунки 5, 6).

В группе № 1 96,3 % курсантов не склонны к лени, а в группе № 2 — 77,8 %. Из них курсантов, у которых нет даже намёка на лень в группе № 1 — 3,7 %, а в группе № 2 — 22,2 %.

 

Рисунок 5. Показатели лени курсантов-россиян ВВА, группа № 1

 

Рисунок 6. Показатели лени курсантов-россиян ВВА, группа № 2

 

В группе № 1 лень в большей степени (25,9 %) проявляется у курсантов, когда они, лёжа на диване, смотрят телевизор или читают книгу и кроме учёбы ничем не занимаются (рисунок 7).

 

Рисунок 7. Показатели ответов на вопросы курсантов-россиян ВВА, группа № 1

 

В группе № 2 таких курсантов почти половина — 44,4 % (рисунок 8).

 

Рисунок 8. Показатели ответов на вопросы курсантов-россиян ВВА, группа № 2

 

Как видим, общим для всех групп оказалось отсутствие ленивых студентов и курсантов.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы.

В исследовании выявились особенности студентов технического вуза и курсантов военно-воздушной академии.

В разной степени у студентов и курсантов проявляется склонность к лени. Результаты исследования показали, что к лени в большей степени склонны студенты технического вуза. Наиболее трудолюбивыми оказались курсанты-россияне летного училища.

У большинства студентов КубГТУ склонность к лени проявляется в том, что они смотрят телевизор или читают почти всегда лежа на диване, после учебы редко ищут дополнительное занятие.

Среди курсантов-иностранцев ВВА лень проявляется в том, что они могут какое-то время в течение дня посвятить «ничегонеделанию», не занимаются физической нагрузкой. Это может быть связано с тем, что у них в самом учебном процессе больше внимания уделяется физической подготовке и, соответственно, нагрузка у них значительно больше, чем в техническом вузе. Также, как и студенты КубГТУ, курсанты-иностранцы после занятий ничем дополнительно не занимаются.

У курсантов-россиян выраженных показателей склонности к лени не выявлено.

Значимость работы заключается в том, что знание специфики состояния лени у студентов вузов различной направленности позволит строить учебный процесс таким образом, чтобы избежать ее негативных последствий.

Результаты исследования могут быть использованы преподавателями в своей педагогической деятельности при работе с ленивыми студентами, а также психологами в индивидуальном консультировании, при разработке тренингов личностного роста.

 

Список литературы:
1.    Воробьева В.В., Якиманская И.С. Психология лени: постановка проблемы. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www. psyvoren.narod.ru/ps_leni.htm (дата обращения: 10.12.2014).
2.    Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. — 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Харвест, 2001. — 976 с.
3.    Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М.: Русский язык, 2002. Т. 2. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://slovari.yandex.ru (дата обращения: 11.11.2014 г.).
4.    Ильин Е. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.e-reading.link/ book.php?book=1022824 (дата обращения: 11.12.14).
5.    Левченко Ю. Психология вашей лени. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://streamlet.ru/articles/psih/134/ (дата обращения: 01.12.2014).
6.    Михайлова Е.Л. Ситуационные и личностные детерминанты лени. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www. dissercat.com /content/situatsionnye-i-lichnostnye-determinanty-leni (дата обращения: 10.11.14).
7.    Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. — 17-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1985. — 797 с.
8.    Посохова С.Т. Этические аспекты психологии лени. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://wallenberg.ru/science/392-eticheskie-aspekty-psihologii-leni.html (дата обращения: 10.12.2014).
9.    [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://upravlencam. ru/ps_ test/test_len/index.html (дата обращения: 09.09.2014 г.).
10.    Moynihan R. Scientists find new disease: motivational deficiency disorder British Medical Journal. V. 332. 1 APRIL, 2006. P. 745. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:URL: http://www.bmj.com/company/who-we-are/case-studies/ (дата обращения: 09.10.2014 г.).