Статья:

ГАЛЕРЕЯ ЛИШНИХ ЛЮДЕЙ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 19 века

Конференция: XXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 5. Литературоведение

Выходные данные
Горицына Д.А. ГАЛЕРЕЯ ЛИШНИХ ЛЮДЕЙ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 19 века // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(20). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(20).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ГАЛЕРЕЯ ЛИШНИХ ЛЮДЕЙ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 19 века

Горицына Дарья Александровна
студент Московского института лингвистики РФ, г. Москва
Хаимова Виолетта Михайловна
научный руководитель, доц. Московского института лингвистики, РФ, г. Москва

 

«У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку» [2, с. 169].

Феномен «лишнего человека» — целое историческое явление, название которому дал А.И. Герцен после выхода повести И.С. Тургенева «Дневник лишнего человека». Однако явление это — «лишний человек! — было отмечено литературой гораздо раньше, еще в знаменитой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Галерея «лишних людей» пополнялась новыми образами, людьми одаренными, образованными, передовыми, но, к сожалению, не совсем полезными для того общества, которое их воспитало. Общество развивалось, приобретая новые черты и качества, развивался и образ лишнего человека, пока не достиг своей кульминационной точки в романе И.А. Гончарова «Обломов».

Одним из представителей «лишних людей» является главный герой романа «Евгений Онегин». Евгений, личность незаурядная, редко довольная собой, обладающая резкостью суждений, холодностью характера, не приемлющая скуку и однообразие жизни. Однако, вся жизнь Евгения строится на противоречиях. Он открыто заявляет о том, что его не устраивает, но, парадокс в том, что он не знает, чего он хочет от этой жизни. Вечная борьба с самим собой, с обществом, приводит таких людей, как Евгений Онегин, к хождению по замкнутому кругу, и, как следствие, к вечному гонению самого себя:

«Ото всего, что сердцу мило,

Тогда я сердце оторвал;

Чужой для всех, ничем не связан,

Я думал: вольность и покой Замена счастью.

Боже мой! Как я ошибся, как наказан!» [1, с. 156].

Главная проблема пушкинского героя в том, что он растрачивает свои душевные силы на мелочные стремления, мимолетные желания, толком не осознавая, нужны ли они ему. Он проживает свою жизнь без интереса, без цели и желания к чему-либо: «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов... ничем заняться не умел» [1, с. 86].

В этом отличие Онегина от Печорина, главного героя, романа «Герой нашего времени». Белинский отмечал, что «Печорин — младший брат Онегина», и не случайно. Григорий Печорин так же, как и Евгений Онегин, натура эгоистичная, неудовлетворенная беззаботным, бесцельным существованием, страдающая, в большей степени от самого себя, нежели от общества. Смысл его жизни — найти ответы на философские вопросы. Но, несмотря на то, что Печорину присущи практически те же черты характера, что и Онегину, мятежная натура Григория Печорина жаждет деятельности, находится в вечном поиске себя и своей роли в обществе, в то время как Евгению Онегину, присуща жизненная апатия. Характер Печорина, так же, как и Онегина, сложен и неоднозначен. Лермонтовский герой говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит себя в душе стариком». [2, с. 272]. Печорин бешено гоняется за жизнью, рискует, бросает вызов судьбе, но не находит ни счастья, ни покоя. Он сетует на общество, «свет», который, как он выражается в своем дневнике, и превратил его в «нравственного калеку»: «...Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное...» [2, с. 250]

Несмотря на сходство пушкинского Онегина и лермонтовского Печорина нравственные черты героев разнятся: Онегин потерял способность к активной борьбе, растратил все свои душевные силы, осознал, что был не прав во многих вещах, в то время как Печорин не изменял самому себе, своим принципам, убеждениям, сохранил нравственную цельность несмотря на постоянные внутренние противоречия. Лермонтов изобразил более сильную личность, нежели Пушкин, но оба писателя показывают нам, как губительно «неподходящее» общество для «неподходящего» человека.

Основная характеристическая черта образа «лишнего человека» — это отчуждение личности от среды. Но И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети» показал нам другую сторону медали: несвоевременность человека для общества. Евгений Базаров, наверное, в меньшей степени, нежели Онегин и Печорин, относится к категории «лишних людей», ведь это общество отторгает Базарова, а не он сам отстраняется от общества. Более того, Базаров стремится принести этому обществу пользу, «обломать много дел», а это еще раз доказывает, что главного героя нельзя напрямую отнести к «лишнему человеку».

Однако, тургеневский Базаров не знает, какие именно свершения он хочет сделать для общества. Он представитель тех деятелей, которые «драться хотят» — нигилистов. Он верен своим убеждениям, его идеология заключается в отрицании любых общепринятых устоев и норм морали. Базаров отрицает всё: искусство, музыку, дружбу, любовь. Он не любит людей, по его собственному признанию, он ненавидит многих. Но, с другой стороны, Базарову нечего предложить взамен: отвергая вечные человеческие ценности и устои, он не может ничем их заменить, предложить что-то новое. В результате Базарова терзают внутренние противоречия. Поначалу, он считает, что романтика, любовь — это только выдумки поэтов, но впоследствии влюбляется сам: «Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно… Вот чего вы добились» [2, с. 154]. Нигилизм Базарова постепенно уходит на второй план, становится незначительным и в самом конце жизненного пути Базаров сам это признает: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» [2, с. 287].

Базаров был заранее обречен. Его смерть, казалось бы, случайная, на мой взгляд, довольно закономерна. Его любовь к Анне Одинцовой оказалась невзаимной, конфликт с Аркадием и всей семьей Кирсановых оказался неоднозначным. Получается, что внезапная смерть, является своего рода логическим завершением жизненного пути героя. Евгений Базаров, умирая, понимает всю свою «ненужность» для общества и подводя, итог своей жизни, произносит такие слова: «Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен» [2, с. 294]?

Не нужен обществу и главный герой одноименного романа И.А. Гончарова Илья Ильич Обломов. С одной стороны, он является, своего рода, обломком дворянского общества. Однако в его нежелании участвовать в жизненной «суете сует» [3, с. 809] проявляется глубокое несогласие с неистинными вещами в жизни. Он в этом своем отношении высоко поднимается над реалиями окружающего мира, он грезит об идеальном, пусть даже это идеальное граничит с царством сна. Илья Ильич Обломов чуткий, светлый, умный и тонкий человек. Для него главное не деньги, не уважение и признание, не карьера, а моральные качества, полет фантазии, искренность эмоций и чувств. Именно Обломов выносит чуть ли не приговор суетному миру.

Такие герои как: Чацкий, Онегин, Печорин, Рудин, Лаврецкий, Обломов, по-своему уникальные, имевшие возможность сделаться настоящими «героями своего времени» не могли жить в тех рамках, которые ставило им общество. Вместо героев они стали, по выражению, Белинского «страдающими эгоистами», по мнению Герцена «умными ненужностями». Тема «лишний человек» претерпевала значительные изменения, проходила эволюционный путь от неприятия жизни и общества человеком до неприятия самого «лишнего человека». Каждый герой терзался внутренними противоречиями, вступал в острый и неразрешимый конфликт с обществом. Тем не менее самый главный конфликт у каждого из этих героев был конфликт сердца и рассудка. Невозможно отрицать, любовь как это делал в начале своего жизненного пути Базаров. Рассудком он понимал, что холодное сердце и здравый смысл — лучшие союзники нигилиста. Но после того, как он поверил в чувства, нежность, любовь, он многое осознал и, возможно, если бы он предпочел пойти по другому пути, ему было бы уготовано более светлое будущее.

«Лишний человек» — это не просто образ, присущий как русской, так и зарубежной классической литературе. Это отсутствие единства и полной гармонии между внутренним миром человека и обществом, которое этого человека воспитало. Пройдя долгий путь, эта тема остается актуальной и в наши дни. Зачастую люди не умеют слушать друг друга, общаться, дружить, любить из-за дисгармонии между мыслями и чувствами, между рассудком и сердцем. Без человека невозможно существование общества, человек его первопричина и первоисточник. Если каждый человек изменит себя, будет жить в гармонии со своим сердцем и рассудком, изменится и общество, следовательно, неприемлемость общества человеком и человека обществом минимизируется, а тема «лишний человек» будет выражена менее актуально.

 

Список литературы:

  1. Абрамов Н. «Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений» — М., 2006.
  2. Агеносов В.В., Грищенко А.И., Павловец М.Г. «Литература. Полный школьный курс ЕГЭ» — М., 2008.
  3. Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени» — М., 2011.
  4. Пушкин А.С. «Евгений Онегин» — М., 2012.
  5. Тургенев И.С. «Отцы и дети» — М., 2008.