Статья:

ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА ХХ века

Конференция: XXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 5. Литературоведение

Выходные данные
Жукова Е.Д. ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА ХХ века // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(20). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(20).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА ХХ века

Жукова Екатерина Дмитриевна
студент 2 курса Костанайского государственного педагогического института, Республика Казахстан, г. Костанай
Пчелкина Татьяна Ростиславовна
научный руководитель, канд. филол. наук, зав. кафедрой русского языка и литературы Костанайского государственного педагогического института, Республика Казахстан, г. Костанай

 

Проблема толерантности в современном мире приобретает все большую актуальность в силу сложности проблемы межкультурных взаимодействий в многомерном и многополярном мире. Само это, социологическое по сути, понятие приобретает сегодня философский оттенок и является важным показателем человеческой культуры. Общее определение, представленное в словарях, все более уточняется и расширяется.

В «Философском энциклопедическом словаре» (М., 1997) оно определяется как «терпимость к иного рода взглядам». Это касается взглядов политических, религиозных, исторических, бытовых и т. п. По сути дела, толерантность означает терпение, понимание, уважение к иной позиции, мировидению, взглядам. При этом нельзя говорить о полном принятии другого образа жизни, а лишь об уважении другой точки зрения.

В толковом словаре иноязычных слов термин толерантный определяется как «терпеливый, снисходительный к кому-чему-либо» [2; 701]. Подобное толкование дается в большом энциклопедическом словаре: «Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» [1; 1209].

Проблема толерантности была исследована многими учеными. В частности, Дж. Мидом и Г. Блумером. Для объяснения толерантности они пользовались описанием процессов межличностного взаимодействия. «Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям [4; 182].

В современной науке чаще всего рассматриваются отдельные аспекты проблемы толерантности: гендерная, национальная, толерантность по отношению к инвалидам, религиозная, сексуально-ориентационная, политическая, образовательная, межклассовая толерантность.

Сегодня существует пробел между огромным гуманистическим потенциалом, содержащимся в русской литературе, и недостаточным уровнем целенаправленного использования этого потенциала для формирования у студентов, особенно педагогических вузов толерантности во всех ее проявлениях.

Именно этот аспект — отношение к другому человеку как к равнодостойной личности наиболее ярко высвечивается в русской литературе. Любовь к ближнему всегда была определяющим качеством лучших героев русской литературы.

Актуальность исследования определяется необходимостью формирования толерантного отношения к иной культуре, иному видению мира, иной позиции. Объект исследования — проблема толерантности. Предмет исследования — произведения известных писателей начала ХХ века, во многом являющиеся проекцией в сегодняшний противоречивый мир.

Методы исследования: биографический, концептуальный, историко-литературный.

Задачи исследования:

  • осуществить анализ литературных произведений с точки зрения актуализации в их содержании системы ценностно-культурных ценностей и гуманистических идеалов;
  • показать культурно-образовательный потенциал русской литературы в контексте решения проблемы формирования толерантности личности будущего учителя,
  • представить практические рекомендации в области исследуемой проблемы.

В своем исследовании мы ставим задачу изучения вопросапроявления толерантности в русской литературе конца XIX — начала ХХ века. Именно в этот период активизируются вопросы, связанные с принятием серьезных решений, остро стоит проблема выбора, происходят серьезные изменения в ценностных ориентирах. Эта противоречивая эпоха во многом схожа с рубежом ХХ—ХХI века, современниками которой являемся мы. Вот почему нам кажется важным обращение к произведениям именно этого периода русской литературы.

Истоки толерантного видения мира можно найти уже в произведениях древней Руси. Известный путешественник Афанасий Никитин с удивлением и интересом описывает сосуществование множества религий в далекой Индии, давая посыл современному читателю задуматься над секретом такой терпимости в вопросах религиозных пристрастий.

В поэзии и прозе XYIII века толерантность ярко отражается в вопросах научной и образовательной сфер. В XIX веке проблема развивается на новом уровне, примеры классовой толерантности можно увидеть в произведениях известных писателей: Л. Толстой «Война и мир», И. Тургенев «Отцы и дети».

Для изучения нами выделены повесть В. Короленко «Дети подземелья», повести А. Куприна «Поединок», «Олеся», трилогия А. Толстого «Хождение по мукам».

В. Короленко один из известных писателей-гуманистов XIX—XX веков. Совсем по-новому звучит его проза сегодня. Мальчик Вася, не нашедший понимания и любви в родной семье, вдруг находит тепло и участие среди нищих, обездоленных Валека и Маруси. Он примет этих детей в свою душу, несмотря на разницу в социальной принадлежности. Их объединяет человечность, чувство сострадания, которые не зависят от принадлежности к одному социальному кругу.

В повести «Поединок» А. Куприн демонстрирует через отношение офицера Ромашова к солдату Хлебникову значимость общечеловеческих понятий: жалость, сострадание, уважение к человеческой личности. Ключевой для понимания повести и ее идейного содержания станет фраза, сказанная Ромашовым: «Бить солдата бесчестно,.. нельзя бить человека» [3; 286].

В этих словах отразится авторское понимание жизни и ее ценностей. При этом большая часть показанного Куприным офицерства не придерживается такой позиции. Писатель акцентирует внимание на том, насколько сложно общечеловеческое пробивает дорогу в среде закоренелых «вояк», неспособных на жалость, понимание и сострадание.

Дикий пример нетолерантного отношения к Олесе показан в повести «Олеся». Изображение сцены расправы над героиней рисуется писателем с таким очевидным неприятием жестокости и непримиримости, что она даже не требует особого комментария. Закономерен вопрос к студентам: «В чем причина такой жестокости деревенских женщин, показанной в повести, есть ли ей оправдание?» Без особого труда каждый студент приходит к собственному выводу, который впоследствии обсуждается в группе.

В знаменитой трилогии А. Толстого «Хождение по мукам» можно увидеть немало примеров гендерной толерантности, когда в период революционных перемен женщина-борец становится равноправной мужчине. Данное произведение дает почву для обсуждения со студентами вопросов гендерной толерантности, подумать над последствиями этого явления. Одновременно с этим, становится очевидным, что в вопросах политического характера в данном произведении говорить о примирении позиций политических оппонентов не приходится.

На рубеже XIX—XX веков толерантность проявляется чаще всего на уровне гендерных вопросов, проблем, связанных с образованием, отчасти религиозными представлениями. Вопросы, касающиеся проблем политического и межклассового характера, обсуждаются в литературе, но скорее дают возможность убедиться в непримиримости позиций.

Анализ работы со студентами показывает, что постепенно обсуждаемые вопросы гендерного, образовательного и религиозного характера сближают позиции оппонентов в студенческой аудитории. В этом вопросе важную воспитательную функцию выполняют произведения русской культуры, позволяющие по-новому взглянуть на традиционные вопросы, услышать иную точку зрения.

Подводя итоги, подчеркнем, что толерантность может проявляться в вопросах, связанных с культурными пристрастиями, религиозными и научными представлениями, в гендерных и образовательных взглядах, отношениях между представителями разных классов в обществе.

Обращение к этому аспекту в произведениях известных писателей начала ХХ века, дает повод задуматься над серьезной проблемой современного мира. Огромный положительный потенциал литературы должен быть использован в учебном процессе в вузе. Очевидно, что только человек, знающий свою культуру и воспринимающий ее лучшие традиции способен проявить широту взглядов, прежде всего проявляющуюся в уважительном отношении к чужому мнению. Духовные корни могут стать тем цементирующим материалом, способным уберечь современного человека от необдуманной резкости в суждениях и поступках.

Русская литература всегда была образцом толерантного видения мира, ее лучшие герои отличаются глубокой порядочностью, человеколюбием, что служит основой для формирования подобного отношения к окружающему миру. При этом не следует смешивать два понятия толерантность и вседозволенность, граница между этими понятиями слишком зыбка, о чем ведется постоянный разговор в студенческой аудитории.

Процесс формирования толерантности будущих учителей в ходе изучения русской литературы в педагогическом вузе может быть более эффективным, если:

  • определена аксиологическая (общечеловеческая) основа понятия толерантность;
  • разработана модель формирования толерантности будущих учителей в процессе изучения русской литературы.

 

Список литературы:

  1. Большой энциклопедический словарь. — Авт.: ред. Прохоров А.М., Изд. СПб: Норинт, изд. 2-е, 2002, 1456 с.
  2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Рус. яз., 2002, 856 с.
  3. А. Куприн Повести. Рассказы. — М.: Олимп, 2000. — 688 с.
  4. Рамазан Г.А. Этнополитология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — СПб.: Питер, 2004. — 313 с.