Статья:

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ

Конференция: XXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Галлямова Ч.А. СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(20). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(20).pdf (дата обращения: 19.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 14 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ

Галлямова Чулпан Айратовна
студент 5 курса, факультета психологии и педагогики Елабужского института Казанского Федерального Университета, РФ, г. Елабуга
Мокшина Надежда Григорьевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры педагогики Елабужского института Казанского Федерального Университета, РФ, г. Елабуга

 

Педагогика неразрывно связана с психологией. Педагог в учебно-воспитательном процессе всегда использует психологические методы. Одним из часто применяемых методов воспитания является метод убеждения. Педагог должен убеждать учащихся в важности, целесообразности, необходимости решения конкретной задачи, должен добиться усвоения учащимися определенной суммы знаний, которые необходимы для решения поставленной задачи. Дальше педагогу необходимо уметь сформировать у учащихся умения и навыки и постоянно контролировать и оценивать этапы и итоги их работы.

В первую очередь педагог сам должен быть примером для учащихся:

  1. Педагог должен пользоваться высоким авторитетом у своих воспитанников. Иногда просто случайно сказанное какое-нибудь слово авторитетным учителем, для ребёнка может запомниться на всю жизнь и стать жизненным принципом на всю жизнь, чем безупречные убеждения неуважаемого учителя, которые могут вызвать раздражение ребёнка и желание сделать всё наоборот. Учитель должен завоевать любовь своих воспитанников.
  2. Педагог должен иметь высокие умственные способности, быть сдержанным, рассудительным, эмоционально устойчивым.
  3. Педагог должен быть искренним, конкретным, способным убеждать. Но нельзя убеждать ребёнка в том, в чем сам учитель не убеждён. Дети младшего возраста быстро чувствуют искусственность и неискренность. При этом не только подрывается успех в решении конкретной педагогической задачи, но и падает авторитет учителя.
  4. Педагогу необходимо уметь сочетать в себе убеждения и практическое приучение. При сочетании словесного воздействия с практической деятельностью успехи воспитания достигаются больше и качественно.
  5. Педагог должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников при выборе форм методов и приёмов убеждения. Психологическая структура личности ученика, его характер, темперамент обязательно должны учитываться при выборе средств, форм, методов убеждения.
  6. Педагог должен любить работать с детьми, должен любить всех детей одинаково [1, с. 238].

Метод убеждения у детей вырабатывает сознательность, способность нравственного мышления, самосознание. Важным моментом в убеждении является обсуждение, понимание, побуждение, доверие, сочувствие, предостережение, критика.

Обсуждение позволяет формировать групповое мнение, развивать убеждения по отношению к личности, социальным событиям, к различным проблемам в отношениях. При этом у учеников появляются навыки, желания участвовать в диалоге, споре и др.

Понимание создает доверительную атмосферу. Понимание приводит к открытости. При этом появляется желание выслушать и ответить на всякие вопросы собеседника и стремление выразить своё содействие в решении его проблем.

Способом стимулирования детей является побуждение. При этом у детей появляется интерес, влечение, желание к активной деятельности в учёбе, в творчестве, в труде, в коллективной работе. Очень важна моральная поддержка.

Доверие представляет собой способ привлечения учащихся к требующей самостоятельности ситуации. При этом у ребёнка появляется стремление показать себя с лучшей стороны в обстоятельствах, не контролируемых взрослыми. Доверие педагога укрепляет взаимоотношения педагогов и учеников.

Сочувствие — это корректное формулирование педагогом своих чувств и отношения, когда ребёнок переживает из-за успеха или неуспеха, из-за радости или несчастья. У детей сочувствие может формировать сострадание, эмпатию. Сочувствие у ребёнка развивает сопереживание, освобождает от чувства напряжения, неуверенности.

Предостережение — это способ корректного предотвращения, профилактики и торможения потенциальных безнравственных действий учеников. Педагог предостережением будет притягивать внимание детей к осмыслению противоречия между безнравственным желанием и нравственным поступком. При этом у детей развиваются такие качества, как осмотрительность, выдержанность, появляется самоконтроль, и привычка думать о своих поступках.

Критика представляет собой способ нелицеприятного обнаружения, раскрытия и рассмотрения несовершенств, погрешностей, просчетов в мышлении и поступках учеников и учителей. Обоюдная корректная критика в деловых, нравственных отношениях вырабатывает критический тип мышления, взаимную прямоту, позволяет вовремя ликвидировать различные недостатки и взаимодействия.

В процессе использования метода убеждения большую роль играют беседы, лекции, диспуты.

Функция беседы состоит в том, чтобы привлечь самих учеников к оценке событий, явлений жизни. В процессе беседы у учеников появляется желание к оценке своих поступков, оценке событий и явлений жизни, формируется отношение к окружающей действительности и к своим нравственным, гражданским обязанностям.

Лекция представляет собой продолжительное, развернутое изложение сущности воспитательной, учебной, научной или другой проблемы. Успех лекции зависит от четкой личной позиции лектора, убедительности доказательств и аргументов, обоснованности выводов, а самое главное психологического контакта с аудиторией.

Диспут — это столкновение мнений с целью формирования суждений и оценок, которое отличает диспут от беседы и лекции, как нельзя лучше отвечает обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить по самым максималистским меркам. Диспут полезен тем, что у учеников формируется умение защищать свои взгляды, умение убеждать в них других людей, а также появляется мужество отказаться от своей точки зрения, когда она окажется неправильной. Знания, приобретаемые в ходе столкновения мнений, отличаются сознательностью, прочностью, глубиной усвоения, высокой мерой обобщенности. Конечно, от педагога диспут требует тщательной долгой подготовки. Педагогу очень важно подготовить на обсуждение те вопросы, которые содержали бы значимую для учеников проблему, волновали бы их по-настоящему. Диспут в то же время — это смотр всех педагогических качеств педагога и его педагогической квалификации.

По мнению А.С. Макаренко [2, с. 262], педагогу на диспуте надо уметь сказать так, чтобы воспитанники почувствовали в его слове его волю, культуру, личность. Настоящий педагог не торопится отвергать ошибочные осуждения, не позволит себе грубо вмешиваться в спор, безапелляционно навязать свою точку зрения. Педагог должен быть невозмутимым, терпеливым, деликатным, а также ироничным. Совсем недопустима педагогу позиция запрета и умолчания.

Важную роль в воспитательном процессе имеет личный пример педагога. Воспитательное воздействие личного примера педагога впрямую зависит от его авторитета у воспитанников. «Без авторитета невозможен воспитатель», — говорил А.С. Макаренко [2, с. 212]. Прежде всего, педагог сам должен соответствовать тому, что он требует от своих учеников, на что он их нацеливает, к чему он их призывает.

Пример, как метод педагогического воздействия, основывается на стремлении ученика к подражанию. Ребёнок сначала учится подражать, чем познавать. Примерами достойного подражания могут быть старшие сестры и братья, мать и отец, бабушка и дедушка, товарищи по учебе, деятели науки и культуры, выдающиеся актеры и спортсмены, государственные деятели и литературные герои, наконец, сам воспитанник. Ребёнок, всматриваясь, наблюдая за другими людьми, нагляднее и глубже осмысливает сущность и содержание социально-нравственных отношений. Только одно слово не имеет того влияния, которое оказывают живые конкретные примеры живых конкретных людей во всем богатстве их отношений.

Педагог должен воспитывать у ученика любовь к прекрасному. При этом педагогу нужно обратиться к чувствам воспитанника, так как в таком случае убеждение выступает как внушение. Внушение и доказательство дополняют друг друга, поэтому педагогу необходимо одновременно обращаться и к чувствам, и к разуму ученика [3, с. 128].

Всегда надо помнить, что в процессе убеждения важную роль играет авторитет и личный пример учителя. Для современной школы обязательно очень важно иметь педагога, который способен правильно оценивать учебные достижения учеников на максимально достаточном уровне, потому что в образовательном процессе оценка и контроль имеют весомое значение в формировании личности ученика.

 

Список литературы:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: «Логос», 2000. — 384 с.
  2. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1977. — 432 с.
  3. Неудахина Н.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2009. — 209 с.