Статья:

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИДЕЙ ПЕДАГОГА-ГУМАНИСТА ВИТТОРИНО ДЕ ФЕЛЬТРЕ

Конференция: XXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Ковалев Г.К. ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИДЕЙ ПЕДАГОГА-ГУМАНИСТА ВИТТОРИНО ДЕ ФЕЛЬТРЕ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(20). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(20).pdf (дата обращения: 04.08.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИДЕЙ ПЕДАГОГА-ГУМАНИСТА ВИТТОРИНО ДЕ ФЕЛЬТРЕ

Ковалев Григорий Константинович
студент 4 курса ФМФ АГАО им. В. Шукшина, РФ, г. Бийск
Ковалева Марина Александровна
научный руководитель, канд. филол. наук, доц. АГАО им. В. Шукшина, РФ, г. Бийск

 

Социально-экономические и политические изменения, происшедшие в обществе за последние два десятилетия, существенным образом повлияли на характер воспитания и образования в нашей стране. Новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Это касается содержания образования, методов и форм обучения и воспитания, организации и управления работы образовательных учреждений. Педагогические новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, не могут быть освоены без хорошего знания прошлого опыта, без опоры на старое.

На наш взгляд, достаточно много плодотворных педагогических идей было создано в эпоху Возрождения. Гуманисты предлагали новые варианты организации школ разного типа, разрабатывали смелые педагогические идеи, связанные с образованием и воспитанием детей.

В данной статье исследуется деятельность известного итальянского педагога-гуманиста Витторино да Фельтре. Анализ литературы по теме исследования показал, что написано, об этом незаурядном человеке, мало. В разного рода словарях имеются лишь небольшие статьи, не во всех в учебниках по истории педагогики о нем есть материал. Исключение составляют учебные пособия А.Н. Джуринского [3; 4]. До нас дошли воспоминания учеников Виттрино да Фельтре, из которых, собственно, мы и узнаем о его деятельности. При написании данной работой мы опирались на книгу В.А. Возчикова «Образы мира и педагогика. История европейской педагогики и образования в идеях и портретах» [1]. В ней есть небольшой раздел, посвященный этому необычному человеку, ученому — «Воссоздатель латинской культуры, учитель мудрости…» [1]. Недостаточная разработанность данной проблемы, необходимость напомнить о деятельности педагогов-гуманистов, авторах многих оригинальных идей, не потерявших значение и в наши дни, определили актуальность и новизну темы данной статьи.

Цель исследования: обобщение и систематизация имеющегося материала по особенностям педагогической деятельности В. да Фельтре и созданного им Дома радости.

Жил, знаменитый педагог и воспитатель в эпоху Возрождения в Италии. Особенностями культуры и образования эпохи Возрождения является, прежде всего, светский характер, гуманистическая философия, ориентир на античное культурное наследие, которая было наполнено искренней верой в неограниченные возможности человека. Новая эпоха выдвигала новые педагогические идеи и адекватные им формы образования, учебные заведения. Педагоги-гуманисты, следуя велению времени, ставили задачу воспитания общественно полезной личности.

Особое место в системе западноевропейского школьного образования 15 — начала 17 веков занимали традиционные учебные заведения для дворянства — дворцовые школы: «Учащихся дворцовых школ готовили к деятельности на государственном, военном и церковном поприщах. Программа была несколько объемнее гимназической и приближалась к университетской» [3]. Дворцовые школы обращали особое внимание на умственное и физическое развитие воспитанников.

Среди итальянских гуманистов эпохи Возрождения особенно интересными, на наш взгляд, были идеи, предложенные Витторино де Фельтре. Это был выдающийся педагог-практик, математик, профессор философии. Он родился в благородной, но обедневшей семье Рамбальдони. По окончании Падуанского университета был назначен профессором философии. В это время в университете преподавали многие знаменитые педагоги-гуманисты. Можно предположить, что в Падуе Витторино изучал грамматику, логику, музыку и другие науки. В 1420 году он возвращается в Падую с целью организовать школу-пансионат. Известно, что в его доме дети знатных родителей не только учились, но и жили. Де Фельтре вводит новое правило для своего учебного заведения — брать плату только с детей обеспеченных родителей. Одаренные дети из необеспеченных семей могли учиться бесплатно.

В 1423 году да Фельтре получил приглашение от герцога Джанфранческо Гонзаго. Он должен был отправиться в г. Мантую и стать воспитателем его детей. Достаточно долго да Фельтре размышляет над этим приглашением. Оплата за преподавание и воспитание его не интересовала. Главное требование педагога — «… дать ему возможность пользоваться в отношении детей отеческим правом и властью» [1]. Франческо Кастильоне пишет, что его любимый педагог с трудом принял приглашение: «Он ненавидел, как впоследствии часто нам рассказывал, дворы и нравы государей, и не верил, что может применять в отношении детей правителя те дисциплины и строгость, которые обычно применял к прочим» [4]. Другой ученик да Фельтре Бартоломео Платина подтверждает это и добавляет, что все-таки его знаменитый учитель принимает приглашение, так как «… воспитывая наилучшего правителя, он позаботится о благе будущих подданных, поскольку они согласуют свои нравы и установления с нравами и установлениями тех, кто, как они видят, стоит у власти и возглавляет магистраты» [1].

Служба у герцога началась в 1423 год и продлилась до смерти Витторена да Фельтре. Прежде чем перейти к описанию «Дома радости», основанного им, обратимся к личности этого великого человека. Сегодня, говоря об особенностях воспитания, обучения школьников, мы не должны забывать о личности учителя, воспитателя. Необходимо помнить, что большую роль в учебном и воспитательном процессе играют не только современные технологии, но личность того, кто работает с детьми. Необходим личный пример. Витторен да Фельтре, по сохранившимся воспоминаниям его учеников и современников, был во многом образцом для подражания, воспитывал учеников своим поведением, образом жизни. Он был абсолютно бескорыстным человеком, и все средства, которые у него были, тратил на школу. Педагог не писал книг о себе, о своих педагогических взглядах, потому что не хотел прослыть тщеславным человеком.

Современники вспоминали, что педагог был умерен в приеме пищи, равнодушен к вещам. Он помогал всем, кто нуждался — вдовам, сиротам: «Витторино отдавал людям все, что имел. И потому, умирая, не оставил после себя ничего, кроме славы добродетели и долгов, и был похоронен на общественный счет» [4].

Герцог Гонзаго предоставил в распоряжение нового учителя дом, который был построен еще в 14 веке и предназначался для отдыха и развлечений. Дом называли «веселый, радостный». Витторино создал на его основе школу для подростков и юношей — «Дом радости» (или в другом переводе «Дом счастья»). Руководил он ею на протяжении 22 лет. Старое название наполнилось новым содержанием: радостным, приятным объявлялось само получение знания, нравственная жизнь. Все здание было специально переоборудовано. В отличие от средневековых школ в новой школе было много света и воздуха. Школа просуществовала достаточно долго и прошла 2 этапа в своем развитии. Первый этап связан с воспитанием старших сыновей Гонзаги — Лудовиго и Карла. Они обучались вместе с другими детьми, которых отобрал сам Витторино. На втором этапе существования школы произошли изменения, связанные, прежде всего, с контингентом учащихся — теперь в школе можно было учиться жителям из разных уголков Италии и даже из других стран. Дети из богатых семей обучались за деньги, бедняки — бесплатно. Места было мало, поэтому Витторино пришлось приобрести еще один дом. Придворная школа, таким образом, превратилась в общественную школу. Гонзаго позволил педагогу брать деньги на обеспечение школы из казны.

Школа представляла собой воспитательно-образовательное учреждение пансионного типа. Ее деятельность была подчинена основной цели — гармоничному развитию человека. В «Доме радости» Витторино пытался активно внедрять основные принципы гуманистического образования своего времени: бережное отношение к личности ученика, гармоническое соединение умственного, нравственного и физического воспитания, неразрывная связь обучения и воспитания, воспитание религиозного благочестия, освоение античного наследия, энциклопедический характер образования. Он стремился сформировать у своих учеников уважение к другим людям, трудолюбие, умение преодолевать трудности.

Для обучения Витторино считал необходимым развивать природные задатки, а наука, которая делает людей лучше, может стать им убежищем в жизни. Он стремился индивидуализировать занятия, сделать их интересными. Пробуждал в воспитанниках активность и самостоятельность учеников, применял самые различные методы, широко использовал игровые формы. Витторино редко применял наказания, делал упор на одобрение и похвалу. Он установил в «Доме радости» распорядок, способствующий здоровому образу жизни. В школе существовали строгие и очень умеренные нормы еды и питья. Учеников приучали к труду и отвращали от бездействия, их закаляли, с ними проводили физические занятия. Успех педагогической деятельности Витторино да Фельтре объяснялся продуктивностью тех принципов, на которых она базировалась, талантом, самоотверженностью и преданностью самого Витторино.

Ядром содержания обучения В. да Фельтре делает классические языки. Их знание обеспечивал торивий, или тривиум — первый цикл «семи свободных искусств», включавший грамматику риторику и диалектику. Латинскую и греческую грамматику изучали, обращаясь к текстам Виргилия, Гомера, Цицерона, Демосфена, а затем обращались «к более жесткой пище историков и других поэтов» [1]. Затем следовал курс риторики и диалектики (логики). Диалектику, считал Витторино, следует изучать как метод рассуждения и науку. Риторика — наука о красноречии. Он учил своих воспитанников составлять речи и произносить их перед воображаемой аудиторией. Главное, что он требовал от подготовленного ими текста — нравственного содержания. Для Витторино главное не слова, а поступки. К этой мысли он приучал своих учеников.

Второй цикл «семи свободных искусств», повышенной сложности, назывался квадривий, или квадривиум. Он включал в себя арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Витторино делал эти сложные занятия радостными и приятными. Изучение литературы он строит на принципе сознательного усвоения и самостоятельного творчества. Для изучения поэзии брали произведения знаменитого римского поэта Виргилия, автора поэм «Буколики», «Георгики», «Энеида». Учащиеся читали и комментировали также произведения Гомера, Демосфена, Цицерона.

Педагог стремится давать энциклопедические знания, поэтому в программу обучения входят алгебра, астрономия, геометрия, черчение, естественная история и др. Особое внимание В. Да Фельтре уделял физическому развитию детей. С этой целью проводились спортивные игры, детей обучали верховой езде, борьбе, фехтованию, стрельбе из лука, плаванию. Среди форм и методов обучения Витторино отдавал предпочтение тем, которые наиболее полно раскрывали возможности учащихся, активизировали их познавательную деятельность — это игры, экскурсии, занятия на природе и беседы с детьми. В основу организации жизни детей были положены идеи самоуправления. Вместе с тем школа В. да Фельтре сохраняла сильный элемент религиозного воспитания с ярко выраженным средневековым аскетизмом. Но как такового преподавания религии в «Доме радости» не было. Витторино предписывал детям каждый день посещать мессу, во время которой он сам всегда оставался на коленях от начала мессы до завершения, за исключением времени, когда читают Евангелие.

Педагогическим новшеством было совместное обучение и воспитание мальчиков и девочек. Успех педагогической деятельности Витторино да Фельтре объяснялся продуктивностью тех принципов, на которых она базировалась, талантом, самоотверженностью и преданностью самого педагога, а также той общественной поддержкой, которую он сумел получить. Значение деятельности Витторино определяется еще и тем, что «… в отличие от средневекового, образование в мантуанской школе было подчинено серьезным воспитательным задачам. Если средневековая школа давала, прежде всего, профессиональные знания, университет — выпускал магистра, т. е. ученого, то Витторино готовил образованного и нравственного человека» [4].

Таким образом, можно сделать выводы о том, что многие формы и методы обучения Витторино выглядят сегодня достаточно актуально: предпочтение тем видам работ, которые наиболее полно раскрывали возможности учащихся, активизировали их познавательную деятельность — это игры, экскурсии, занятия на природе и беседы с детьми;

  • использовал индивидуальный подход — стремился индивидуализировать занятия, сделать их интересными; стремился пробудить активность и самостоятельность учеников;
  • пытаясь делать жизнь детей радостной и интересной, Витторино редко применял наказания, делал упор на одобрение и похвалу; в основу организации жизни детей были положены идеи самоуправления.

Успех и актуальность педагогической деятельности Витторино да Фельтре объясняется, на наш взгляд, продуктивностью тех принципов, на которых его система базировалась, личным талантом и самоотверженностью педагога.

 

Список литературы:

  1. Возчиков В.А. Образы мира и педагогика. История европейской педагогики и образования в идеях и портретах: Учебное пособие. — Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2013. — 200 с.
  2. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Гриценко. — М.: Академия, 2005. — 240 с.
  3. Джуринский А.Н. История педагогики: Уч. пос. для студентов педвузов. — М., Владос, 2000. — 432 с.
  4. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студентов вузов. — М., Пресс, 2003. — 400 с.