Статья:

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЦЕННОСТЯХ: РОДИТЕЛИ И ДЕТИ

Конференция: XXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Латыпова А.Д. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЦЕННОСТЯХ: РОДИТЕЛИ И ДЕТИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(20). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(20).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЦЕННОСТЯХ: РОДИТЕЛИ И ДЕТИ

Латыпова Алина Дамировна
студент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», РФ, г. Москва
Лебедева Надежда Михайловна
научный руководитель, д-р психол. наук, проф., РФ, г. Москва

 

Межпоколенная трансмиссия ценностей в семьях приобретает все больший и больший интерес к себе в последние годы. В контексте семьи, межпоколенная трансмиссия является передачей ориентиров от представителей одного поколения представителям другого; такие ориентиры могут включать в себя нормы, ценности, верования, общепринятые аттитюды или установки, присущие только данной семье, они отражают социально-культурные, религиозные и этнические практики и верования. Помимо вышеперечисленного, из поколения в поколение могут передаваться роли, принятые в семье, так, например, К. Розенталь описывает роли главы и финансового консультанта в семье, которые передавали из поколения в поколение [4; 5].

Стремительные изменения, происходящие в обществе, в первую очередь требуют от людей умения адаптироваться под задаваемые условия. Подростки, формирование личностей и жизненных позиций которых происходит в текущий период нуждаются в приобретении стойкой и зрелой системы ценностей. Существует масса сравнительных исследований наследования ценностей, путей формирования систем ценностей, позволяющих выявить устойчивое и изменчивое, которые нам хотелось бы дополнить исследованием, проведенным в России. Актуальность такого исследования заключается не только во внесении новой крупицы в существующий массив знания, оно также способствуют успешной коммуникации, не только на уровне межличностного общения, но и на уровне как малых, так и больших социальных групп.

Существенным отличием проводимого исследования от уже существующих, является не только выявление сходств и различий в ценностях родителей и детей, но и изучение восприятия ценностей представителями двух поколений, иными словами, изучение того, какое представление складывается у детей и родителей о ценностях друг друга.

Культурная трансмиссия важна для преемственности в обществе, так как поддерживает связь между членами разных поколений и позволяет сохранить культурно-специфические знания и верования из поколения в поколение. Межпоколенная передача ориентиров является в некотором роде социальным научением, социализацией, благодаря которой, дети, став взрослыми, могут продолжить придерживаться определенных норм, правил и т. п., более того, передать эти ориентиры следующему поколению — в этом и заключается непрерывность и преемственность культуры. Родители обычно бывают обеспокоены преемственностью ценностей, а дети стараются стать независимыми от родителей [4; 5].

Тем не менее, межпоколенную трансмиссию ценностей не всегда следует принимать как должное, т. к. в ходе социальных изменений молодые поколения чаще сталкиваются с новыми трудностями и новыми социальными ценности, к которым требуется адаптироваться для более успешной жизни. Следовательно, трансмиссия ценностей от одного поколения к другому без каких-либо изменений не всегда желательна, потому что, возможно, новым поколениям придется адаптироваться к модифицированным жизненным условиям; полная трансмиссия без каких-либо изменений была бы невыгодной для индивида так же, как и полное отсутствие трансмиссии: оба случая являются неблагоприятными для успешной социализации [1].

Другой важный аспект трансмиссии ценностей заключается в том, что она избирательна, и эта избирательность зависит от содержания, которое будет передано. Ценности, которые соответствуют культурно-специфическим путям развития, передаются более эффективно, чем другие; также, ценности, которые важны для существования семьи и ее членов передаются более эффективно, более того, родители хотят передать те ценности, которые важны для них. Таким образом, личные ценности родителей и ценности, передаваемые для социализации ребенка, часто коррелируют. Также, было обнаружено, что чем более важными ценности были для родителей, тем лучше они воспринимались [3].

Кроме того, исследование показало, что «дух времени» (нем. — Zeitgeist;), который К. Боенке определяет, как модальный текущий ценностный климат общества, влияет на ценностные ориентиры потомства независимо от влияния родителей [2].

Итак, согласно проведенным исследованиям, существует несколько путей приобретения ценностей:

  1. прямая и опосредованная передача ценностей от родителей детям;
  2. адаптация родителей под ценности и аттитюды своих детей;
  3. родители и дети находятся под одинаковым влиянием среды, в которой живут [2].

Межпоколенная трансмиссия ценностей — феномен, который имеет культурно-специфический характер. Во многих странах проводятся обширные исследования трансмиссии ценностей, ее факторов, специфики, направленности и т. д. Согласно двухшаговой теории интернализации ценностей, трансмиссия включает в себя два этапа: восприятие (точное или неточное) и принятие или отвержение ценностей. Нам бы хотелось внести в существующий массив знаний новую информацию о том, какова специфика восприятия ценностей друг друга представителями двух поколений в России.

Мы предполагаем, что степень расхождения между актуальными и воспринимаемыми ценностями представителями двух поколений не имеет существенных различий.

Методика.

Выборку данного исследования составили 28 пар типа родитель-ребенок, из которых: 16 пар типа «мать-дочь», 12 пар типа «отец-сын». Средний возраст родителей равен 48,2, в диапазоне от 37 до 60 лет, медиана возрастов матерей — 46, отцов — 47; средний возраст детей — 17,9, медиана возрастов дочерей и сыновей — 18,5. Участники исследования — добровольцы, не получавшие никакого вознаграждения, все потомки являются студентами.

Для измерения ценностей испытуемых мы использовали Портретный Ценностный Опросник (PVQ-R) Ш. Шварца, который включает короткое описание портретов 57 людей. Каждый портрет описывает цели человека, стремления или желания, каждое из которых имплицитно указывает на одну из 19 ценностей, выделенных Ш. Шварцом. Для измерения собственных ценностей родитель/ребенок указывает «Насколько этот человек похож на меня» в шкале и, содержащей 6 пунктов: от «очень похож на меня» до «не похож на меня вообще». Для измерения воспринимаемых ценностей родитель/ребенок указывают, насколько описанный портрет похож на представителя, предшествующего или последующего поколения, проще говоря, ребенок выбирает, насколько он похож на описываемых людей, а потом насколько похож его родитель. Ту же процедуру проходит родитель относительно себя и своего ребенка [6]. Испытуемым предоставлялся один из двух вариаций опросников (в зависимости от пола), эти опросники отличаются лишь местоимениями, указывающими на пол, т. к. было попарное сравнение отцов и сыновей, матерей и дочерей.

Для того, чтобы рассчитать степень сходства ценностей родителей и детей использовался коэффициент ранговой корреляции Ч.Э. Спирмена. Тем же образом происходило сравнение воспринимаемых и актуальных ценностей: поочередно сравнивались актуальные ценности индивида и восприятие его ценностей родителем или ребенком.

Результаты.

Итак, согласно результатам проведенного исследования:

  • количество пар «актуальные ценности родителей и детей» с высоким уровнем корреляции (>.46) — 13 (46 %);
  •  количество пар «актуальные ценности детей и представления родителей» с высоким уровнем корреляции — 17 (60,7 %);
  • количество пар «актуальные ценности родителей и представления детей» с высоким уровнем корреляции — 21 (75 %).

Таблица 1.

Связь между ценностями родителей и детей, точность восприятия

№ пары

1

2

3

4

5

6

7

a

.28

`-.06

.64*

.55*

.82*

.67*

`-.14

b

.6*

.4

.75*

.57*

.76*

.66*

.74*

c

.63*

.5*

.79*

.49*

.9*

.17

.57*

№ пары

8

9

10

11

12

13

14

a

.48*

.66*

`-.43

`-.16

`-.15

`-.11

.54*

b

.66*

.19

.08

`-.25

.28

.56*

.68*

c

.54*

.6*

.32

`-.26

`-.07

.58*

.62*

№ пары

15

16

17

18

19

20

21

a

.32

`-.01

.04

.04

.52*

.59*

.29

b

.62*

.34

.66*

`-.04

.4

.25

.14

c

.63*

.48*

.59*

.78*

.58*

.65*

`-.18

№ пары

22

23

24

25

26

27

28

a

.25

.51*

.36

.58*

.77*

`-.02

.5*

b

.28

.71*

.6*

.75*

.73*

.96*

.47*

c

.28

.49*

.67*

.6*

.6*

.93*

.44

Примечание: в таблице указаны значения коэффициента корреляции Спирмена; символом «*» отмечены значения выше 0,46; a — коэффициенты корреляции между актуальными ценностями детей и родителей, b — коэффициенты корреляции между актуальными ценностями детей и представлениями родителей, c — коэффициенты корреляции между актуальными ценностями родителей и представлениями детей

 

В нашей гипотезе мы предположили, что степень расхождения между актуальными и воспринимаемыми ценностями представителями двух поколений не имеет существенных различий. Для определения степени расхождения сравним количество пар, коэффициент корреляций ценностей которых является низким в обеих группах, связанных с восприятием ценностей. В группе b таких пар 11 (39,3 %), а в группе c — 7 (25 %), то есть существует расхождение в 14,3 %, а это 4 пары из 28, следовательно, нашу гипотезу можно считать неподтвержденной.

Интерпретация.

Согласно результатам проведенного исследования, оказалось, что расхождение между восприятием ценностей друг друга и актуальными ценностями существует, а, говоря точнее, дети имеет более точное представление о ценностях родителей, чем родители о ценностях детей. Это различие справедливо только в рамках данной выборки, и его нельзя назвать кардинальным, т. к. оно касается лишь 8 человек из выборки в 56.

В целом, восприятие ценностей родителей потомками является довольно точным (в 75 % случаев высокого коэффициента корреляции между ценностями родителей и представлениями детей о ценностях родителей), это можно объяснить многими факторами: например, идентификацией с родителем (у 46 % респондентов высокий уровень корреляции ценностей), также здесь могут оказывать влияние эмоциональная близость, стиль воспитания, доступность родительских ценностей, но пока нельзя выносить никаких конкретных суждений. В дальнейшем мы планируем изучить влияние стилей воспитания и согласованности ценностей в семье для того, чтобы определить степень и характер их влияния на точность восприятия ценностей.

Коэффициент корреляции между ценностями детей и представлениями родителей ниже на 14,3 %, но все же довольно высок. Это может быть объяснено, например, тем, что ценности часто обсуждаются в семьях, поэтому они воспринимаются более точно. Здесь также нельзя делать каких-либо конкретных выводов, т. к. следует изучить широкий диапазон особенностей представителей данных когорт.

Также, подобные результаты могут быть объяснены тем, что пока потомки молоды, их системы ценностей являются неустойчивыми, их жизненный опыт меньше, чем опыт родителей, ценности которых стали более ригидными с течением времени.

Наши результаты нельзя распространять на представителей других когорт, более того, распространение этих результатов на всех представителей исследуемых когорт не вполне целесообразно, т. к. факторы, влияющие на восприятие ценностей, нуждаются в исследовании.

Заключение.

Таким образом, было проведено исследование, в котором мы сравнивали ценности родителей и детей, а также восприятие этих ценностей. Выяснилось, что существует количественное расхождение между представлениями родителей о ценностях детей и представлениями детей о ценностях родителей. Оказалось, что дети более осведомлены о ценностях родителей, чем родители о ценностях детей, этот феномен теоретически может быть объяснен влиянием множества факторов, изучение которых планируется провести в дальнейших исследованиях.

 

Список литературы:

  1. Albert I., Trommsdorff G., & Wisnubrata L. (2009). Intergenerational transmission of values in different cultural contexts: A study in Germany and Indonesia. In A. Gari & K. Mylonas (Eds.), Quod Erat Demonstrandum: From Herodotus' ethnographic journeys to cross-cultural research (Р. 221—230). Athens, Greece: Pedio.
  2. Boehnke K., Hadjar A., Baiter D., Parent-Child Value Similarity: The Role of Zeitgeist Journal of Marriage and Family 69 (August 2007): 778—792.
  3. Knafo A., & Schwartz S.H. (2001). Value socialization in families of Israeli-born and Soviet-born adolescents in Israel. Journal of Cross-Cultural Psychology, 32, 213—228.
  4. Intergenerational Transmission International Encyclopedia of Marriage and Family | 2003 | Intergenerational Transmission.
  5. Schönpflug U. (2001). Intergenerational transmission of values: The role of transmission belts. Journal of Cross-Cultural Psychology, 32, 174—185.
  6. Schwartz S.H. basic human values: their content and structure across countries // Values and Behavior in Organizations. Petropolis, Brazil: Vozes, 2005b. P. 56—95.