Статья:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ КОСТАНАЙСКИХ ПОЭТОВ

Конференция: XXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 4. Лингвистика

Выходные данные
Бондарь Е.Е. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ КОСТАНАЙСКИХ ПОЭТОВ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(21). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(21).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 75 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ КОСТАНАЙСКИХ ПОЭТОВ

Бондарь Елена Евгеньевна
студент Костанайского государственного пединститута, Республика Казахстан, г. Костанай
Мустакимова Галина Васильевна
научный руководитель, доц., старший преподаватель Костанайского государственного пединститута, Республика Казахстан, г. Костанай

 

Выбор темы статьи связан с недостаточной изученностью культуры родного края, Костанайской области, а именно поэтического творчества ярких художников слова, являющихся нашими земляками. В Костанайской области исследованием краеведческого материала занимался профессор КГПИ Н.И Кандалин. Традиции, которые были заложены институтом, рассматриваются в данном исследовании на материале поэзии современных костанайских авторов: П. Черныша, Н. Ковтуна, В. Растёгина, Н. Кочина. Цель исследования: проанализировать специфику использования изобразительно-выразительных средств языка поэзии костанайских авторов, что позволит составить наиболее верное представление об их творчестве, раскрыть своеобразие их языковой картины мира.

Читая произведения крупных мастеров слова, мы восхищаемся правдивостью и законченностью образов, точно найденными словесными характеристиками, их стилистическими установками. Серьёзный писатель прибегает к тропам не ради украшения стиля, не для того, чтобы выглядеть оригинальным. Троп для него — это одно из средств языковой, речевой выразительности, помогающих представить предмет изображения более ярко, выпукло и образно-конкретно. Это качество тропов отмечает и известный теоретик литературы Л.И. Тимофеев. Он пишет: «Понимая индивидуализирующее и субъективно-оценочное значение тропа, мы должны подойти к нему с точки зрения его художественной мотивированности, его конкретного выразительного смысла. Сам по себе, как уже говорилось, троп художественно нейтрален, он получает конкретное выразительное значение лишь в определённом художественном контексте, в котором мы можем его понять и оценить» [6, с. 265]. Поэтому малопродуктивной является простая попытка выискивать и подсчитывать количество эпитетов или метафор в тексте. Надо прежде всего понять, зачем они появились там, как и с какой стороны характеризуют предмет, как влияют на стиль произведения. Говоря языком искусства, троп переводит предмет изображения из плоского, одномерного состояния в объёмное, когда этот предмет как бы виден со всех сторон. Троп конкретизирует предмет, оттеняет его характерные признаки и свойства, доставляя ценителям литературы истинное эстетическое наслаждение.

Среди костанайских поэтов, творчество которых характеризуется особой выразительностью и эмоциональностью, следует назвать Петра Черныша. Поэтическим творчеством он начал заниматься в студенческие годы. Публиковался в областных и республиканских газетах, в журналах «Простор», «Нива», во всесоюзной газете «Сельская жизнь». Издал свыше двадцати книг, в том числе пять поэтических сборников: «Лебединая песня», «Листопад», «Кустанайские зори», «Дорогами памяти», «Заветное». Лауреат премии Костанайского Клуба меценатов и ряда конкурсов.

Его труды посвящены историко-краеведческой тематике. Большое место в поэтическом творчестве Петра Черныша занимают метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, метонимии. Они используются как средство живописи, передают многообразие оттенков природы, богатство её красок, внешние портретные черты героев.

Метафоры, которые использует поэт в своих произведениях, всегда необычны, оригинальны, украшают речь и делают её богатой. Например:

«закрой для сплетен дверь»,

«бросай в огонь сомненья»,

«шлифуйте свои души»,

«юность я отдал за седину» [7, с. 8].

Среди видов метафоры, которые использует поэт, можно назвать двучленную метафору («голубели небеса» [7, с. 18]) и одночленную. В ней тот или иной член опущен, но, несмотря на это, можно легко понять ближайший контекст. Например, «вся сиротская семья стояла в очередь «на руки» [7, с. 19].

Здесь идёт речь о том, что детям-сиротам всё время приходится надеяться на лучшее и ждать помощи.

Метафора Петра Черныша бывает именной и глагольной. Именная — «хороводы звёзд», «дождик воспоминаний» [8, с. 28], глагольная — «окунуться в юность», «хоронит сам себя» [2; 26].

Пётр Черныш часто употребляет и анонимные метафоры, ставшие достоянием языка: «огонь любви», «пламень сердец», «заря желаний», «обломки судеб».

В поэзии Петра Черныша можно выделить ещё одно часто используемое выразительное средство — олицетворение. Сущность олицетворения как художественного феномена заключается в формировании особого «гибридного» понятия, совмещающего признаки предмета и человека. Это понятие отображает особую художественно-поэтическую «реальность», создаваемую воображением автора:

«подснежник первым глаз открыл»,

«ковыли покрылись сединою»,

«цветы мороз побил бесстыже» [8, с. 55],

«распустил туман седые космы» [8, с. 129].

С лингвистической точки зрения приём олицетворения основан на нарушении нормативной сочетаемости слов: значение контекста обычно противоречит неодушевлённости предмета или природного явления. Например:

«природа трудится вовсю»

«гармошка стыдливо вздыхает»,

«вздрогнул от стука задумчивый домик» [9, с. 23].

Понимание природы Петром Чернышом теснейшим образом связано с народной мифологией. Завися от природы, человек старался подчинить её себе умственно, поэтически, роднясь с нею духовно, приближая её к себе. Все народные олицетворения основаны на стремлении человека «приучить», «одомашнить» явления природных стихий, подчинить их путём уподобления простым, обиходным, осязаемым, близким вещам [9, с. 34]. Этот принцип передачи вселенского, необычного через обиходное и простое стал конструирующим началом образной поэтики Петра Черныша. Метель, дождь, туман, радуга, небо, луна — всё познаётся через предметы, до которых можно дотронуться рукой:

«ночь укроет нас лунным покрывалом»,

«станет метелица в вальсе кружиться» [8, с. 23—24].

В творчестве Петра Черныша можно выделить ещё один вид изобразительного средства — эпитеты. С помощью эпитетов достигается особая тонкость, выразительность, глубина. Конструкция эпитета обычно проста. Это чаще всего прилагательное + существительное: «колючая метелица», «седые ковыли», «красивая ложь», «свирепая вьюга».

Немалую роль в творчестве Петра Черныша играют изобразительные эпитеты. В его стихах они живо и наглядно рисуют предметы и дают увидеть их такими, какими их видел поэт, создавая произведение:

«неповторимый запах»,

«молочные туманы» [7, с. 9].

В художественных текстах поэта можно выделить также метафорические («хмурое утро», «шальной ветер», «злая вьюга») и эмоциональные эпитеты («окаянная пора» [7, с. 13], «славные годы», «желанные встречи» [9, с. 4]).

Не меньшую роль в создании художественной выразительности играют в поэзии Петра Черныша сравнения. В формуле сравнения — два члена. Один из них главный и заключает в себе субъект — предмет, который сравнивают с чем-то, другой заключает в себе объект — предмет, с которым сравнивают. Пётр Черныш, как известно, близок к природе, и поэтому средством для сравнений у него часто выступает мир животных и растений. Например:

«в глазницах красных, как у кролика, мерцали муть и беспредел» [7, с. 26],

«родилась в апреле, как степной подснежник»,

«ты, как тополёк, стройна»,

«рдеют рябины подвески, будто бы серьги невест» [8, с. 12],

«она [любовь] свежа, как незабудка на лугу» [8, с. 15],

«ромашка, как невеста» [8, с. 5].

Пётр Черныш в своих стихотворениях употребляет и метонимию — замену слова или понятия другим словом, имеющим причинную (временную, пространственную, вещественную) связь с первым. Например:

сходил с ума двадцатый век [9, с. 26],

село улеглось, отдыхает [9, с. 36],

юный город на Тоболе [9, с. 70].

Также поэзии Петра Черныша характерно употребление гиперболы — стилистической фигуры явного и намеренного преувеличения с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанного:

«мозги доплавит алкоголь»,

я только ею жил [9, с. 15].

Оксюморон воспринимается Петром Чернышом как изысканное изобразительное средство и потому иногда проскальзывает в его стихотворениях:

«встреча разлук» [9, с. 24].

Другой известный костанайский автор — Николай Ковтун — замечательный поэт, очень разносторонний человек. Поэтому в его поэзии присутствуют самые разные темы. Он пишет о родном крае, своих друзьях, любви, радостях и бедах простого человека, его роли на земле. Не осталась в стороне и трагическая тема прошедшей войны. Многие стихотворения Николая Ковтуна адресованы молодому поколению, ведь именно в нём поэт видит силу, способную вывести страну на широкую жизненную дорогу.

«Поэзия, — отмечал Белинский, — есть высший род искусства. Всякое другое искусство более или менее степенно и ограниченно в своей творческой деятельности тем материалом, по средствам которого оно проявляется…» [цит. по ист. 5, с. 149].

Созданию образности языка в стихотворениях поэта способствуют специальные изобразительно-выразительные средства.

Излюбленный приём Николая Ковтуна — эпитет. Эпитет — это художественное определение, которое даёт яркое образное представление о сущности предмета или явления и оценке их писателем:

«румяная заря»,

«чистый небосвод»,

«неповторимая любовь» [2, с. 6],

«улыбчивое лето»,

«необъятная страна»,

«сказочная ночь» [3, с. 15].

Сравнения также встречаются в поэтическом тексте Николая Ковтуна. Они создают яркие, запоминающиеся образы:

«лунные блики на мокром стекле, словно глаза марсианина светят»,

«ты холодна, как в небе Жёлтая Луна» [3, с. 16],

«стоит берёза у дороги, словно мать ожидает сына с войны» [3, с. 12].

К важнейшим видам тропов в его произведениях принадлежит гипербола — специальное словесное средство художественного преувеличения, максимального заострения раскрытия сущности того, о чём говорит автор:

«крикнуть так, чтоб слышалось за версту» [3, с. 102],

«всё в этом мире можно купить»,

«бывало, колени до дыр протирал»,

«я тебя любил до слёз» [3, с. 25].

Поэт также часто использует метафору, особенно гиперболическую, построенную на преувеличении:

«взглядом душу обожгла» [3, с. 16],

«сердце на части разрывается» [3, с. 46],

«за счастье народа кометой сгореть» [3, с. 46].

Олицетворение — это такой стилистический приём, при котором признаки одушевлённых предметов переносятся на неодушевлённые: «в кустах сирени прячется прохлада», «шептался о чём-то камыш с облаками». Олицетворение нельзя воспринимать как некий украшательский приём, рассчитанный на внешний эффект. Подлинные мастера слова прибегают к этому приёму как к одному из способов создания реалистического художественного образа, достижения полноты и яркости жизни:

«жизнь свои законы диктует нам» [3, с. 87],

«мимо дома счастье пробежало»,

«калечились судьбы людские» [3, с. 14].

В произведениях Николая Ковтуна иногда встречается оксюморон — соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот приём настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко — борьбы противоположностей. Например, «сладкая горечь» [4, с. 113].

Кроме того, поэт, описывая какое-либо явление в своём стихотворении, может называть его по-разному, так как умеет находить причинные связи между предметами. Такой приём называется метонимией. Например: «город юности давней моей» вместо «город Костанай», «я эту чарку пью за Вас» (имеется в виду, «пью содержимое чарки»).

В художественных текстах поэта можно выделить также приём антитезы, который заключается в использовании в рамках одного предложения противоположных понятий. Это создаёт некий контраст и придаёт тексту эмоциональный окрас: «темень ночи режет белый свет».

Но нет в стихах этого поэта замысловатых образов, тайного смысла, спрятанного за вязью слов, затейливо выстроенных фраз. Язык Николая Ковтуна предельно прост, порой до разговорного уровня. И всё-таки это язык поэзии, а не прозы. Чёткий и ясный, динамичный и в достойной мере образный, он легко воспринимается читателями любого возраста, любого уровня образования. Простота речи не переходит в примитивность, а роднит язык поэта с языком народа — того народа, для которого он и пишет.

Но было бы грубой лестью сказать, что стихи Николая Ковтуна совершенны и лишены малейших недостатков. Порой в них «прихрамывает» рифма, язык не вполне свободен от штампов, встречаются неловко выстроенные фразы, и при прочтении вслух явно слышится не совсем литературное произношение отдельных слов, а то и вовсе чужое по стилю слово вклинится в строку. Не всегда автор удерживается на грани, за которой поэзия начинает грешить риторичностью или назидательностью.

Однако все эти недостатки с лихвой искупаются искренностью, наличием собственного голоса и пусть не частыми, но очень выразительными поэтическими находками. Ведь только настоящий поэт может увидеть, как «полнеба сжёг малиновый закат», подосадовать на «утро, застрявшее где-то», услышать, как «трещит тишина», почувствовать тот миг, когда «…за окном такая тишина, что слышно, как луна плывёт по небу».

Творческий лидер поэтов Костаная — Владимир Растёгин. Именно он организовал литературное объединение, которое называется «Ковчег». Сейчас Владимиру Растёгину 54 года. Он дебютировал как поэт в тридцатилетнем возрасте в окружной газете «Вперёд». С тех пор до настоящего времени он продолжает радовать читателей и любителей поэзии замечательными стихотворениями. Со своим ярким творчеством стал лауреатом областной премии «Шапагат» и премии Костанайского Клуба меценатов.

Николай Кочин — костанайский поэт, один из представителей объединения «Ковчег». Он также в настоящее время проживает в Костанае и создаёт яркие лирические произведения.

Метафоры, которые использует Николай Кочин в своих стихотворениях, всегда необычны и оригинальны:

«надломленный немалым грузом лет»,

«надо отыскать твою потерянную душу»,

«свечу доел огонь» [4, с. 20].

Сравнение — приём, который заключается в сопоставлении двух предметов или явлений на основании общего для них признака. Сравнения, пожалуй, чаще остальных тропов встречаются в стихотворениях рассматриваемых представителей общества «Ковчег». Например: у Владимира Растёгина — «следы людей разбросаны по снегу, как лепестки чёрных роз на белой скатерти» [1; 8], «степь кружевна, как скатерть, и швы на ней наезженных дорог, как шрамы» [1; 42], «хрусткий иней, словно соль на листьях»; у Николая Кочина — «сыплет, как снежная пыль, штукатурка», «рифмы скрипят, словно ржавые петли» [4, с. 23].

Поэты употребляют и эпитеты, т. е. художественные определения, которые подчёркивают в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Например: «седое море», «пёстрые звёзды», «лохматый снег», «угрюмо-сонные облака» [4, с. 9] у Владимира Растёгина; «шикарный гололёд» [1, с. 18], «озябшее утро», «гордый ветер», «причудливая избушка» [4, с. 23] у Николая Кочина.

Немалую роль в творчестве Владимира Растёгина и Николая Кочина при описании явлений неодушевлённого мира играют олицетворения. Например: «царапает музыка ржавым гвоздём по душе» [1, с. 27] у Владимира Растёгина, «заблудилась твоя доверчивость», «молчание калечит наши души», «осень, не спеша, зашагала на рыбалку», «мороз слегка пощипывает уши» [4, с. 17] у Николая Кочина.

В. Растёгин для особой выразительности иногда сочетает слова с противоположным значением, образуя новое смысловое целое. Такой приём называют оксюмороном. Например, «безногая поступь» [1, с. 37].

Повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении придаёт ему особую звуковую выразительность. В этом заключается смысл аллитерации. В. Растёгин в своём творчестве иногда прибегает к такому приёму:

«Горе, горе!.. — над горой граем плачет грач» [1, с. 5].

Не меньшую роль в создании художественной выразительности играют в поэзии Н. Кочина гипербола (явное и намеренное преувеличение) и литота (явное и намеренное преуменьшение). Например, «ведём разговор обо всём на свете», «однажды сесть врозария кусты — потом всю жизнь вытаскивать занозы» [4, с. 4], «пьёт без меры» — это гиперболы, «ни капельки не пьёт» — литота.

Анафора тоже характерна для стихотворений поэта Н. Кочина. Он повторяет слова в начале каждой строки для усиления эмоционального воздействия на читателей:

«То слишком поздно.

То слишком рано.

То поспешил.

То опоздал» [4, с. 3].

В этом же примере можно заметить приём противопоставления, т. е. антитезу. Она придаёт тексту некий контраст и тем самым также оказывает эмоциональное воздействие на читателя.

В произведениях обоих авторов встречается приём тавтологии, то есть повторение одних и тех же морфем в пределах одной фразы: «случайные случайности», «светлейшее светило», «кумир кумирного кумира» (у Николая Кочина), «лукавый Лука» (у Владимира Растёгина).

Николай Кочин, избегая частых повторов в своих стихотворениях, пользуется приёмом метонимии: «Иди-ка ты, дружок, учи» (метонимия с ироническим оттенком).

Владимир Растёгин порой удивляет читателей необычными, оригинальными, своими индивидуальными неологизмами. Этот приём называется окказионализм. Например: «полушут».

В. Растёгин и Н. Кочин — два талантливейших кустанайских поэта. Оба широчайшим образом пользуются богатствами русского языка и поражают тонким проникновением в суть человеческой жизни. Да они и не просто поэты. И Растёгин, и Кочин в своём творчестве выступают как замечательные философы. Из их поэзии можно узнать и понять многое. Оба настолько хорошо владеют языком, что могут своими стихотворениями оказывать влияние на читателей. В этом и заключается суть настоящего поэта.

Рассмотренный материал не исчерпывает наши представления о творчестве поэтов Костанайской области, среди них есть и другие имена. Но есть то, что их сближает — их неповторимость и оригинальность. Исследование языкового материала позволяет сделать общий вывод о том, что в творчестве поэтов Костаная ярко представлены изобразительно-выразительные средства языка, выполняющие различные стилистические функции, они помогают добиваться удивительной выразительности в речи.

 

Список литературы:

  1. Владимир Растёгин. Ливень. Сборник стихов. — Костанай, 2004 — 64 с.
  2. Ковтун Н. Журавлиный клин. Лирика. — Костанай: Печатный двор, 2005 — 120 с.
  3. Ковтун Н. Родник. Стихи. — Костанай, 2005 — 135 с.
  4. Кочин Николай Фёдорович. Эхо в пыли. Ироническая смесь. — Костанай, Малая полиграфия, 2002 — 44 с.
  5. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Избранные статьи. Вступ. статья А.В. Фёдорова, — Л.: «Художественная литература», 1973 — 288.
  6. Словарь литературоведческих терминов — Сост.: Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. — М.: Просвещение, 1974 — 509 с.
  7. Черныш П.М. Лебединая песня. Стихи. — Алма-Ата: МГП ИНЭКС, Казахстан, 1993 — 167 с.
  8. Черныш П.М. Листопад. Поэтический сборник. — Алматы, Казахстан, 1995 — 129 с.
  9. Черныш П. Кустанайские зори. Поэтический сборник. — Кустанай; «Казахстан», 1996 — 180 с.