МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Секция: 6. Педагогика
XXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Педагог в своей профессиональной деятельности имеет дело с учащимися разного возраста, в частности со старшеклассниками, которые уже готовы переступить порог взрослой жизни. Учебная деятельность — это осознанная деятельность учеников по усвоению знаний, умений, навыков, но в старших классах дети уже начинают сосредотачивать свое внимание на профессиональном самоопределении. Профессиональное самоопределение стимулирует у старшеклассников развитие важных новых интересов к учебным дисциплинам. Стимулировать — это означает побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. В психологии стимулом называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Стимулирование можно назвать фактором деятельности учителя. В самом названии «методы стимулирования и мотивации» находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулов учителя и изменение мотивации учащихся [1, с. 36].
Педагогу необходимо организовать урок так, чтобы урок стал для учеников радостью познания мира и активизировал бы их желание учиться. Поэтому педагог должен правильно использовать методы и приемы стимулирования учебной деятельности учеников. Одним из таких методов является поощрение — это одобрение, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, похвала, награда, устная и письменная благодарность, ответственное поручение, прощение за поступок. Но хвалить ученика нужно за приложенные усилия, а не за то, что дано ему от самой природы, например, за способности или внешние данные. Если хвалить ученика незаслуженно, то это вызывает зависть у других учеников в классе. Нельзя хвалить перед всем классом ученика за то, что не поддерживается всем классом. Это порождает не зависть, а агрессию. В каждом классе есть неформальная иерархия, одних учеников считают, как будто они больше заслуживают похвалы, а другие меньше. Хвалить настойчиво всегда одних и тех же учеников — дело опасное для них же и для отношения группы к педагогу. Это не означает, что их не нужно хвалить. Их нужно как раз поддерживать, но осторожно, постепенно меняя к ним отношение группы, постоянно обращая внимание на учебные и другие успехи не столь популярных одноклассников. Ученики могут приписывать учителям «любимчиков» и у самих учителей тоже действительно бывают более приятные для них ученики. Учителям таких учеников нужно хвалить, конечно, с учетом подходящего, адекватного для похвалы момента [2].
Следующий метод — наказание. Это значит, замечание, выговор, сердитый взгляд педагога, возмущение педагога, осуждение педагога, общественное порицание, отстранение от важного дела, моральное исключение из общественной повседневной жизни класса. Наказание всегда должно быть справедливым. Нельзя наказывать наспех, по подозрению, без наличия достаточных оснований. За неумышленные поступки ученика тоже нельзя наказывать. За лень и неуспеваемость наказывать тоже не нужно, потому что эти недостатки являются следствием волевого недоразвития ребенка. В этих случаях нужна помощь, а не наказание. Нельзя наказывать на критике физических недостатков, таких как дефекты речи, неуклюжая походка. Иногда педагог тоже не может удержаться от соблазна подчеркнуть некоторые смешные моменты ученика. В педагогической практике недопустима дискредитация в глазах ребенка его родителей. Педагог, наказывая ученика, как-нибудь должен показать, что, наказывая, его отношение ученику не меняется и что, ученик также имеет возможность восстановить свою хорошую репутацию. Конечно, при использовании наказаний всегда очень трудно предусмотреть все педагогические ошибки, так как они тесно связаны с индивидуальными психологическими особенностями педагогов. Лучше всего, чтобы наказания были поменьше.
Учебная отметка тоже играет большую роль в стимулировании деятельности учащихся. Отметка не является поощрением или наказанием, она является мерилом знаний. Но все-таки учителям приходится использовать отметку как стимулирующее средство и поэтому нужно отнестись к этому очень внимательно. Педагог должен всегда очень тонко чувствовать влияние его отметки на учащихся, должен улавливать те моменты, когда можно немного ее завысить с целью поддержки и поощрения. Интуиция и доброжелательность учителя в большинстве случаев служат хорошими советчиками, но бывают некоторые типичные ошибочные позиции педагога в оценивании учащихся. Когда педагог постоянно завышает оценки, по причине мягкости своего характера, в таком случае отметка «отлично» утрачивает свою функцию стимулирования. Иногда бывает так, что педагог очень скуп на хорошие оценки, считая, что это повышает требовательность к уровню знаний и улучшает информированность учащихся. С таким пониманием функции отметки можно было бы согласиться, но такие учителя часто не скупятся на заниженные оценки [3].
Немало важным является влияние отношения учителя к ученику на его успеваемость. Процесс оценивания учащихся зависит от отношения педагогов к ученикам. Если педагог относится позитивно, то этот ученик выглядит более успешным в учебе, чем другие ученики, к которым относится педагог менее позитивно. Поэтому своеобразное психологическое отношение, которое проявляется в улыбке, одобрительном кивке, заинтересованности учителя, может приободрить ученика. Внимательное, приветливое, доброе лицо педагога имеет большое значение в формирование учебной мотивации школьников.
Метод создания ситуации успеха направлен на укрепление веры учащегося в себя и требует от педагога огромных усилий, чем просто использование какого-нибудь поощрения. Для создания успеха необходимо ученику специальная помощь в подготовке уроков, организация помощи со стороны сильного ученика, предварительная подготовка ученика к восприятию сложной темы, предоставление ученику материалов для выступления на уроке (доклады, рефераты).
Всегда стимулирует учащихся такой метод, как принцип открытых перспектив, который открывает всем ученикам дорогу к успеху в учебе. Исходя из этого принципа, в любое время любому ученику можно позволить исправить свою неудовлетворительную отметку. Если есть возможность на каждом уроке опрашивать всех учеников, то ученикам открыта дорога к успеху в учебе. Принцип открытых перспектив всегда стимулирует учебную деятельность учащихся, когда у каждого ученика на каждом уроке есть возможность ответить, выполнить задание педагога.
На трудного ученика стимулирующим методом является влияние и помощь одноклассников. Для каждого ученика в классе бывает один-два значимых одноклассника. Именно они обладают способностью личностно запечатлеваться в сознании учеников. В этом случае, если эти лица являются значимыми для большинства в классе, учителю можно обрести важный канал не прямого, а опосредствованного воспитательного воздействия на учащихся. Например, когда ученик часто систематически не выполняет домашнее задание, то учителю можно попросить его школьного друга, чьим мнением он дорожит, повлиять на него и помочь в подготовке к урокам. И совсем не обязательно, что этот друг может быть одноклассником.
Групповое давление вынуждает ученика поступать требуемым образом со стороны одноклассников, благодаря положению ученика в системе социальных связей и отношений в учебном коллективе. Если педагог четко понимает структуру внутригрупповых отношений в классе и место в ней проблемного ученика, к тому же знание педагогом групповой морали и ценностей в этом учебном коллективе позволяют воздействовать на проблемного ученика не непосредственно, а через группу. Метод группового давления может реализоваться только на очень высоких уровнях развития учебного коллектива, только когда возрастает роль группового одобрения или порицания. Групповое давление совсем не означает, что педагогу нужно полностью перестать влиять на учащихся; просто он будет опираться больше на коллектив, который сам в скором времени станет носителем воспитательного воздействия. Метод группового давления имеет в основном воспитательную направленность, поэтому в учебной ситуации его сложно применить. Но, однако, критика и хорошие оценки одноклассников могут поспособствовать исправиться проблемному ученику [4].
Еще один метод стимулирования старшеклассников — это организация соревнования. Соревнование — это стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям, но особенно молодёжи. Конечно, каждый ученик будет стараться не отставать от своих одноклассников, даже захочет опередить, ревниво сверяя по ним свои успехи. Главная задача – не дать соревнованию выродиться в жестокую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Соревновательный азарт, который всегда очень ярко проявляется в спорте, присущ каждому человеку и становится более сильным в коллективе. Соревнование, чисто теоретически, является эффективным стимулом к улучшению деятельности учеников.
В учебе и внеклассной работе организация длительного соревнования очень трудное и хлопотливое дело, где даже малейшее ослабление усилий педагогов очень быстро приводит к потере интереса и формализму, к появлению нечестности, недоброжелательности по отношению к соперникам. Педагогам приходится постоянно подгонять интерес учеников учетом результатов, разнообразными новыми формами соревнования, внесением в соревнования игровых элементов. Конечно, для учеников наиболее привлекательны спортивные соревнования, а когда касается учебы и какого-нибудь труда, то здесь педагогам обязательно нужно постоянно проявлять энтузиазм и всякую выдумку. Как раз такие усилия педагогов и приносят щедрые плоды. Действительно, в процессе увлекательного соревнования для детей — они сплачиваются, вырабатываются у них навыки ответственности, начинают понимать, что нужно помогать друг другу. Дети начинают прилагать энергичные усилия и просто начинают жить интересной жизнью, т. е. становятся настоящим коллективом.
В завершение следует отметить, что только демократический стиль руководства педагога является единственно возможным способом организации реального сотрудничества педагога и школьников [5]. Демократический стиль педагогического руководства, стимулируя учащихся к творческому, инициативному отношению к делу, позволяет максимально проявить себя как личность каждому члену коллектива.
Список литературы:
- Ким Н.А. Методы стимулирования и мотивации учащихся в учебной деятельности. — Москва: Просвещение, 2009. — 89 с.
- Кон И.С. Психология старшеклассника. — Москва: Просвещение, 1999. — 90 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения. — М.: Просвещение, 2003. — 96 с.
- Равкин З.И. Педагогическое стимулирование нравственного развития и познавательной активности школьников: — Киров — Йошкар-Ола: КГПИ, 1975. — 45 с.
- Саранцев В.И. Общая методика преподавания: Учебное пособие для студентов специальностей педагогических вузов и университетов. Саранск: «Красный Октябрь», 1999. — 144 с.