Статья:

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ УЧЕТЫ И СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Конференция: XXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 10. Юриспруденция

Выходные данные
Левина О.К. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ УЧЕТЫ И СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(21). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(21).pdf (дата обращения: 24.07.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ УЧЕТЫ И СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Левина Ольга Константиновна
студент Забайкальского государственного университета, РФ, г. Чита
Погребной Сергей Петрович
научный руководитель, старший преподаватель кафедры уголовного права и уголовного процесса, РФ, г. Чита

 

Централизованные криминалистические учеты предназначены для оперативного информационного обеспечения раскрытия и расследования, а также предупреждения особо опасных серийных межрегиональных и региональных преступлений. Информационной основой учетов является сбор, накопление и анализ углубленных криминалистически-значимых сведений о субъектах и предметах преступлений и связанных с ними событиях. Полученная информация может использоваться в следственной, оперативно-розыскной и криминалистической деятельности правоохранительных органов как ориентирующий и диагностический материал, а также в целях идентификации.

Информационные массивы, формируемые различными службами и подразделениями органов МВД края, взаимосвязаны между собой в едином банке данных, что позволяет осуществлять постоянную актуализацию данных и общее ведение, и сопровождение баз данных. Для расследования любого преступления достаточно владеть небольшим количеством информации и благодаря информационным массивам, заполненным полно и точно, можно по малейшей детали найти эпизод.

В Информационный центр УМВД России по Забайкальскому краю постановке на криминалистические и розыскные учеты подлежат:

  • Преступления и лица, подозреваемые, обвиняемые в их совершении;
  • Лица, объявленные в розыск;
  • Несовершеннолетние, состоящие на учете в ОВД;
  • Лица, пропавшие без вести, неопознанные трупы и лица, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности;
  • Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления и административные правонарушения на территории РФ;
  • Огнестрельное оружие и иное вооружение (утраченное и выявленное), имеющее индивидуальный номер;
  • «Оружие-МВД» (сведения о зарегистрированных владельцах оружия);
  • Разыскиваемые транспортные средства (далее ТС);
  • Номерные вещи и документы, похищенные и изъятые в связи с совершением преступления;
  • Похищенные предметы антиквариата.

По данным на 2015 года сотрудники органов МВД края, обязаны самостоятельно формировать массивы банка данных. При расследовании уголовных дел и проведении оперативно-розыскных мероприятий работники правоохранительных органов используют информационные массивы, заполненные различными ведомствами РФ. Главным источником информации является Информационный Центр УМВД России и Главный Информационно-аналитический Центр МВД России.

В УМВД России основным документом, регламентирующим ведение учетов, является «Наставление по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации», утвержденное приказом № 400 от 21 августа 1993 г. (далее по тексту «Наставление 1993 г.»).

Учет «преступлений и лиц, подозреваемых, обвиняемых в их совершении» пополняется информацией о преступлениях, совершенных на территории Забайкальского края и лицах их совершивших.

Основанием для постановки объектов на учет является: постановление о возбуждении уголовного дела; постановление о привлечении в качестве обвиняемого и т. д.

Данный документы заполняются следователем, дознавателем и заверяются подписью начальника ОМВД, после чего вводятся в информационный массив.

Данные документы составляются одновременно с соответствующими документами первичного учета.

Для упращения последующего поиска необходимо качественно и полно заполнять все обстоятельства совершенного преступления.

При описании лица необходимо заполнять реквизиты описания особенностей внешности лица, татуировки, клички и т. д. Благодаря заполнению таких немаловажных факторов можно по одной небольшой метке найти преступника, задействованного в других преступлениях. Как известно, свидетели запоминают, ни цвет глаз, на рост, а яркие индивидуальные черты.

Также обязательной фиксации в информационный массив принадлежат несовершеннолетние лица, состоящие на учете в подразделениях МВД края. Это необходимо, в первую очередь, для того, чтобы определить социогенную ситуацию в стране. Рост преступности несовершеннолетних, как правило, свидетельствует о неблагоприятных социальных процессах.

Анализ преступности несовершеннолетних оказывается, с одной стороны, инструментом выявления криминогенных факторов в социуме, а с другой — базой для прогноза преступности в целом. Криминализация детей и подростков — это криминализация будущего страны. По процессам, происходящим в детской и молодежной среде, мы можем с большой долей вероятности судить о том, каким будет общество в перспективе (в том числе — какой будет преступность).

В информационном массиве присутствуют так же учет без вести пропавших лиц. Проблема розыска без вести пропавших граждан является для правоохранительных органов нашего региона одной из основных. Еженедельно в крае фиксируется до нескольких десятков фактов безвестного исчезновения людей. Среди них есть дети и взрослые и «антисоциальные» граждане. Несомненно, что для того, чтобы разыскать безвестно исчезнувшего человека, органам полиции необходимо приложить немало усилий, привлечь для этого сотрудников службы, участковых уполномоченных милиции, уголовного розыска, подразделения по делам несовершеннолетних, следственных отделов, экспертно-криминалистических подразделений и т. д.

Также информационный массив пополняется данными о лицах, поставленных на основании соответствующих приказов МВД, на профилактический учет («семейный дебошир», «карманный вор» и др.) в подразделениях МВД края.

Массив «Похищенных и изъятых вещей и документов» содержит информацию о похищенных и изъятых (принадлежность которых не установлена) номерных вещах. Это — фальшивые купюры, холодное оружие, номерные документы, сотовые телефоны, бытовая техника, компьютеры и др. Данный массив ведется для содействия ро­зыску похищенных документов, например, ценных бумаг, сертификатов, и прочее, и вещей, имеющих индивидуальные номера и установление принадлежности документов и ве­щей, изъятых у преступников или подозреваемых.

Так же информационному учету подлежит оружие, имеющее индивидуальный номер, утраченное (похищенное, утерянное) и выявленное (изъятое, найденное, добровольно сданное) всех видов.

Объектами учета являются: гражданское оружие, служебное оружие, боевое ручное стрелковое и холодное оружие, огнеметы, ствольные и реактивные артиллерийские системы, боеприпасы и взрывные устройства, имеющие индивидуальный номер, специальные приспособления, военная техника, бесствольное оружие, сигнальное оружие, пневматическое оружие, иные виды вооружения.

Если на изъятом или сданном оружии имеются следы изменения номера, серии, года выпуска, а также если эти обозначения забиты или неявно выражены, оно отправля­ется на исследование в экспертно-криминалистическое подразделение для установления этих обозначений. Если есть основания предполагать, что оружие применялось при совершении преступлений, после заполнения регистраци­онных документов его вместе с изъятыми патронами необ­ходимо направить в экспертно-криминалистическое под­разделение для экспериментального отстрела и последую­щей проверки по пулегильзотеке. Учет отстреляных пуль, гильз и боеприпасов со следами оружия ведется ЭКЦ МВД России и экспертно-криминалистическими подразделениями МВД в целях установления фактов применения преступниками од­ного и того же экземпляра оружия при совершении не­скольких преступлений.

Информационному учету подлежит похищенный автотраспорт, им является легковой и грузовой автотранспорт, автобусы, прицепы, полуприцепы, трактора, мотоциклы, а том числе четырехколесные, мотороллеры, мопеды и мотоколяски, а также похищенные двигатели, шасси, кузовы транспортных средств.

Основанием постановки транспортных средств на централизованный учет и коррекции являются:

  • Зарегистрированное в органах внутренних дел заявление (сообщение) об угоне или хищении транспортного средства;
  • Постановление о возбуждении уголовного дела по факту угона или хищения транспортного средства;
  • Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по основаниям, не дающим права на реабилитацию, по факту угона или хищения транспортного средства;
  • Постановление о возбуждении уголовного дела, по которому транспортное средство проходит как орудие совершения преступления;
  • Сообщение о розыске транспортных средств органами внутренних дел (полиции) государств — участников СНГ.

Данный учет предна­значен для сбора, систематизации, хранения и обработки информации о разыскиваемых и бесхозных транспортных средствах, и прицепах, а также для оперативности поиска похищенного (угнанного) транспорта. Учет используется при проведении розыскных мероприятий, а также при регистрации транс­портных средств в подразделениях УГИБДД по Забайкальскому краю.

Криминалистические учеты содержат в своих банках данных абсолютно всю информацию обо всем, что касается действий органов МВД. Данная систематизация необходима для оперативности и полного контроля.

 

Список литературы:

  1. Белкин Р.С. Криминалистика: Краткая энциклопедия. — М.: Юридическая литература, 1993. — 111 с.
  2. Криминалистика: Учебник / Под ред. А.Г. Филиппова. — М.: Высшее образование, 2007. — 670 с.
  3. Постановление Правительства РФ от 23.01.2006 № 31 «О создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту».
  4. Приказ Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста РФ № 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» (вместе с «Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях», «Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений», «Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов»).