РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИНГА
Секция: 7. Психология
XXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИНГА
Существенные сдвиги в современной общественной жизни отражаются на формировании ценностных ориентаций современных подростков, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личностной жизнью конкретного человека, а также в значительной вариативности индивидуальных систем ценностных ориентаций. Необходимость изучения особенностей ценностных ориентаций современных подростков, обуславливается тем, что от того, какие ценности будут сформированы у подростков сегодня, зависит путь и перспективы развития нашего общества.
Ценности и ценностные ориентации человека являются одним из пристальных объектов изучения многих наук: философии, этики, социологии и психологии.
В отечественной психологии проблема ценностных ориентаций рассматривалась в трудах Б.Г. Ананьева [1], Л.И. Божович [2], А.Н. Леонтьева [11] и ряда других исследователей. Ценностные ориентации определялись авторами в виде направленности личности на определенные ценности, характеризующие активность личности и выступающие регулятором поведения.
С.Л. Рубинштейн определял ценность как значимость для человека чего-то в мире. Автор подчеркивал значимость признаваемой ценности, считал, что именно она выполняет важнейшую ценностную функцию, и выступает в качестве ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживается в направленности сознания и деятельности, проявляется в общественно значимых делах и поступках [14].
В.Н. Мясищев развивал подход к ценностям личности в рамках теории анализа отношений. Согласно его концепции, предметы и явления действительности, которые связанны с личностью общественными отношениями, выступают как объективно включенные в ее жизненный мир и в ее деятельность, в которой они приобретают личностную значимость, ценность [13].
По мнению А.Г. Здравомыслова, ценностные ориентации являются важнейшим элементом внутренней структуры личности, которые закреплены жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний [7].
Для того чтобы сформировать ценностные ориентации подростков в условиях школы и получить возможность при необходимости своевременно их корректировать, можно использовать психологический тренинг. Данный метод при помощи особым образом организованных упражнений позволяет не только сформировать ценностные ориентации, необходимые умения и навыки, но и способствует созданию условий для развития личности подростка в целом [10].
В настоящее время не существует единого мнения, относительно определения понятия «тренинг» как особой отрасли прикладной психологии. В наиболее широком смысле понятие «тренинг» используют для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы [3].
Ю.Н. Емельянов определяет тренинг как метод активного социально-психологического обучения, который предназначен для формирования коммуникативной компетентности личности [6].
С точки зрения И.В. Вачкова, тренинг — это совокупность активных методов практической психологии, используемых с целью формирования навыков самопознания и саморазвития. Автор считает, что психологический тренинг может использоваться в рамках клинической психотерапии, например, при лечении неврозов, алкоголизма и ряда других соматических заболеваний, а также для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии [4].
А.Г. Грецов под психологическим тренингом понимает вид активного обучения, с помощью которого приобретается и осмысливается жизненный опыт, моделируемый в межличностном взаимодействии с помощью игр и осознаваемый в ходе дискуссий. Автор считает, что проведение тренинга приобретает свою значимость именно в подростковом возрасте, так как в этом время у подростка повышена потребность в общении, а жизненного опыта еще недостаточно, однако проявляется ярко выраженое стремление к его приобретению [5].
Таким образом, ценностные ориентации, какой бы сферы человеческой жизнедеятельности они не касались, в той или иной мере обязательно проявляются во взаимоотношениях в коллективе. Психологический тренинг — метод активного группового обучения, позволяющий субъекту самому формировать навыки и умения построения социальных и межличностных отношений, анализа возникающих ситуаций со своей точки зрения и с позиции партнера, а также способность познавать и понимать себя и других в процессе общения и деятельности.
С целью развития ценностных ориентаций подростков в процессе тренинга нами было проведена опытно-экспериментальная работа на базе ГБОУ РМ «Рузаевский детский дом-школа № 1» г. Рузаевка Республики Мордовия. В исследовании приняли участие учащиеся девятых классов, в количестве 36 человек. Возрастной состав испытуемых 14—15 лет. Исследование проводилось в несколько этапов.
Целью констатирующего этапа исследования являлось изучение исходного уровня ценностных ориентаций подростков. Для этого были использованы следующие методики:
- Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича [9].
- «Опросник ценностных ориентаций» С. Бубновой [12].
- «Ценностный опросник (ЦО)» С. Шварца [8].
С помощью методики М. Рокича «Ценностные ориентации» [9] мы проанализировали иерархию ценностей по двум классам: терминальные и инструментальные. У подростков по классу терминальных ценностей преобладающими стали ценности «здоровье» (23 %), «материально-обеспеченная жизнь» (19 %), «развлечения» (18 %). Абсолютно незначимыми (0 %) оказались терминальные ценности — «творчество», «уверенность в себе», «развитие».
В иерархии инструментальных ценностей преобладающими оказались следующие ценности: «жизнерадостность» (23 %), «образованность» (17 %), «смелость в отстаивании своего мнения, взглядов» (17 %). Незначимыми (0 %) оказались такие инструментальные ценности как «самоконтроль», «терпимость», «широта взглядов».
С помощью методики «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С.С. Бубнова) [12] мы исследовали реализацию ценностных ориентаций личности в реальных условиях. По результатам проведенной методики наиболее выраженными ценностями у подростков стали «высокое материальное благосостояние» (27 %), «здоровье» (23 %), «приятное времяпрепровождение, отдых» (17 %). Абсолютно невыраженные ценности (0 %) — «поиск и наслаждение прекрасным», «помощь и милосердие к другим людям».
С помощью методики «Ценностный опросник (ЦО)» С. Шварца [8] мы исследовали ценностно-мотивационную сферу учащихся. Исследование показало, что наиболее выраженными ценностями у подростков стали «наслаждение» (22 %), «достижение» (17 %), «зрелость» (14 %). Наименее выраженные ценности — «поддержка традиций» (3 %), «социальная культура» (0 %), «духовность» (0 %).
На втором этапе исследования была разработана и апробирована программа тренинга по развитию ценностных ориентаций подростков. В состав экспериментальной группы вошли учащиеся 9 классов в количестве 18 человек. Всего было проведено 15 занятий. Средняя продолжительность одного занятия составляла 1 час. Общая продолжительность тренинга составила 15 часов.
Тренинг разделен на 6 основных блоков:
Блок 1 — Знакомство, сплочение, настрой на работу.
Блок 2 — Ценности профессионального самоопределения.
Блок 3 — Ценности личной жизни.
Блок 4 — Этические ценности.
Блок 5 — Ценности общения.
Блок 6 — Ценности дела.
По завершению тренинга мы изучили изменения, произошедшие у подростков экспериментальной группы, принявших участие в тренинге. Нами были повторно проведены методики, используемые на констатирующем этапе эксперимента.
У подростков экспериментальной группы по методике «Ценностные ориентации» (М. Рокич) увеличилось количество выборов по терминальным ценностям «уверенность в себе» (19 %), «творчество» (16 %), «любовь» (11 %), «красота природы и искусства» (9 %), «счастливая семейная жизнь» (9 %), «счастье других» (7 %), «познание» (4 %), «развитие» (4 %). Уменьшилось количество выборов по ценностям «здоровье» (11 %), «активная деятельность» (2 %). Неизменными остались показатели по ценностям «интересная работа» (4 %), «жизненная мудрость» (2 %).
У подростков экспериментальной группы по методике «Ценностные ориентации» (М. Рокич) увеличилось количество выборов по инструментальным ценностям «самоконтроль» (21 %), «смелость в отстаивании своего мнения» (16 %), «терпимость» (16 %), «широта взглядов» (13 %), «твердая воля» (6 %), «чуткость» (6 %), «воспитанность» (4 %), «рационализм» (2 %). Уменьшилось количество выборов по ценностям «высокие запросы», «эффективность в делах».
У подростков экспериментальной группы по методике «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С.С. Бубнова) увеличилось количество выборов по ценностям: «общение» (19 %), «любовь» (16 %), «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» (13 %), «поиск прекрасного, наслаждение им, эстетическая ценность» (11 %), «помощь, милосердие к другим людям» (7 %), «познание нового в мире, природе, человеке» (6 %). Уменьшилось количество выборов по ценностям «здоровье» (14 %), «высокое материальное благосостояние» (4 %), «приятное времяпрепровождение, отдых» (2 %), «высокий социальный статус, управление людьми» (2 %). Неизменными показатели остались по ценности «признание, уважение людей, влияние на окружающих» (6 %).
У подростков экспериментальной группы по методике «Ценностный опросник» (ЦО) (С. Шварц) увеличилось количество выборов по ценностям «достижение» (19 %), «самоопределение» (19 %), «духовность» (15 %), «поддержка традиций» (13 %), «социальная культура» (11 %), «социальность» (6 %). Уменьшилось количество выборов по ценностям «стимуляция» (2 %), «ограниченный конформизм» (2 %), «наслаждение» (0 %).
Для подтверждения полученных различий нами был использован критерий Пирсона c2. По результатам статистических подсчетов данных по методикам «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой, «Ценностный опросник» С. Шварца нами была подтверждена альтернативная гипотеза Н1 о различии результатов экспериментальной группы до проведения и после проведения тренинга на однопроцентном уровне значимости (p≤0,01), что свидетельствует об эффективности разработанной программы тренинга по формированию ценностных ориентаций подростков.
Cписок литературы:
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. — М.: МПСИ, 2001. — 349 с.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И.В. Вачков. — М.: ОСВ-89, 1999. — С. 15.
- Вачков И.В. Окна в мир тренинга / И.В. Вачков, С.Д. Дерябо. — СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
- Грецов А.Г. Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание / А.Г. Грецов. — СПб.: Питер, 2011. — 416 с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. — Л.: ЛГУ, 1985. —С. 4—35.
- Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов. — М.: Политиздат, 1968. — 223 с.
- Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В.Н. Карандашев. — СПб.: Речь, 2004. — 70 с.
- Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.А. Карелин. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
- Куликова С.А. Педагогический тренинг как средство формирования у учащихся ценностных ориентаций / С.А. Куликова // Народное образование. — № 2. — 2010. — С. 20—22.
- Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности / А.Н. Леонтьев. — М.: Смысл, 2003. — 440 с.
- Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С.С. Бубнова) / — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://world-psychology.ru/diagnostika-cennostnyx-orientacij-bubnov/.
- Мясищев В.Н. Основы общей и медицинской психологии / В.Н. Мясищев. — Л.: Медицина. — 1968. — 106 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1973. — 434 с.