Статья:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНТЕРПОЛА С РОССИЙСКИМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ

Конференция: XXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 10. Юриспруденция

Выходные данные
Фролова Д.С., Рязанцева А.М. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНТЕРПОЛА С РОССИЙСКИМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(22). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(22).pdf (дата обращения: 16.06.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 47 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНТЕРПОЛА С РОССИЙСКИМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ

Фролова Дарья Сергеевна
студент 2 курса, Центр-колледж прикладных квалификаций ФГБОУ ВПО «Мичуринского государственного аграрного университета», РФ, г. Мичуринск
Рязанцева Анастасия Михайловна
студент 2 курса, Центр-колледж прикладных квалификаций ФГБОУ ВПО «Мичуринского государственного аграрного университета», РФ, г. Мичуринск
Беседин Константин Викторович
научный руководитель, преподаватель экономики и права, Центр-колледжа прикладных квалификаций ФГБОУ ВПО «Мичуринского государственного аграрного университета», РФ, г. Мичуринск

 

В современном мире, преступность поднялась на гораздо более качественную ступень в исполнении своих замыслов, выйдя на международный уровень, превратившись в большую, раковую опухоль на теле человечества. Уже не играет роли, расовая, половая и религиозная принадлежность криминалитета. Отныне, на первое место пришла возможность, влиять на финансовые потоки, поступающие от наркоторговли, проституции, торговли оружием и трансплантация человеческих органов.

Для борьбы с этим злом под эгидой, вначале Лиги Наций, а затем и ООН, была создана Международная организация уголовной полиции (Интерпол) с принятием нового Устава Международной организации уголов­ной полиции.

Целями Интерпола объявлены:

  • обеспечение широкого взаимодействия всех национальных орга­нов уголовной полиции;
  • развитие учреждений по предупреждению преступности и борьбе с ней [1, с. 22].

Для обеспечения сотрудничества с Интерполом каждое государст­во-участник определяет орган (Национальное центральное бюро — НЦБ), осуществляющий непосредственное взаимодействие с Органи­зацией.

Местопребывание штаб-квартиры Интерпола — г. Лион (Фран­ция) [2, с. 78].

В борьбе с мировым злом, новая организация активно опирается на следующие юридические документы ООН:

  1. Всеобщая декларация прав человека.
  2. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
  3. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.
  4. Международная конференция о защите прав всех трудящихся — мигрантов и членов их семей.
  5. Конвенция о статусе беженцев.
  6. Протокол, касающийся статуса беженцев.
  7. Конвенция о предупреждении геноцида и наказания за него.

Конечно, вышеперечисленные список документов не полон, но и он, дает наглядную характеристику деятельности организации. Итак, как происходит текущая деятельность организации на территории России. Прежде всего, необходимо отметить, что, в начале 2000-х г., российское МВД, реализовало проект под названием «Модернизация сети Интерпола в России». Который позволил 39 субъектам РФ, в исключительных случаях, выходить на штаб — конторы Интерпола в получении необходимой информации. Нельзя также не учитывать, что Интерпол напрямую связан, с такими международными организациями, как ООН и ОБСЕ. Имея, своих представителей в составе данных организаций. Кроме того, 78 субъектов РФ, получили в составе местных правоохранительных органов, сотрудников международной полиции, чтобы напрямую проводить обмен информацией по уголовным преступлениям, как в России, так и за рубежом. Согласно указу президента от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции Интерпола» с Интерполом, обязаны сотрудничать следующие силовые ведомства: министерство внутренних дел, министерство юстиции, таможенный комитет, ФСБ, федеральная служба налоговой полиции, федеральная пограничная служба,

Прежде всего, Российская прокуратура или ФСБ, выясняет, что розыскиваемый преступник, находится за границей в одной из стран, в которой существует отделение Интерпола. Происходит обмен телеграммами, либо устанавливается телефонная связь, либо направляется запрос, по интересующему преступнику или группе лиц. Таким образом, происходит обмен информацией местных органов правопорядка с Генеральным секретариатом Интерпола на трех рабочих языках (английский, французский, испанский) [3, с. 45].

Документы, отправляемые в Интерпол, классифицируются по степени срочности:

“Urgent” / «Срочно»;

“Non-urgent” / «Не срочно» [4, с. 93] То есть. Пометка “Urgent” / «Срочно», значит просим вас, принять данную информацию немедленно; А пометка, “Non-urgent” / «Не срочно» — в течение 24 часов.

Какие-же, сведения содержатся в запросе по линии Интерпола?

  1. квалификация преступного деяния;
  2. место, время, дата и способ совершения преступления;
  3. количество пострадавших;
  4. размер ущерба, причиненного собственности, при возможности его оценку в денежном выражении (долларах США или евро);
  5. заявление (лица, группировок и организаций) о своей причастности к преступлению (при наличии) [4, с. 93].

Конечно, в ходе оперативной проверки, Интерполу приходится сталкиваться с множеством трудностей. Нельзя забывать, что на Западе существует множество ограничений, направленных на закрытие информации, если таковая касается защиты прав человека. А также отлично действующая и отшлифованная адвокатская система, задача которой, прежде всего, заставить следствие предъявить неопровержимые доказательства, виновности преследуемого лица. В ход идет, огромное количество международных документов. Например:

  1. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
  2. Декларация о правах лиц, принадлежащим к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.
  3. Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка.

Все вышеупомянутые документы, это лишь вершина того айсберга, который может «уничтожить» тех ретивых сотрудников полиции, которые в ходе расследования, «увлекаются» расследование и приступают незримую черту законов. Однако, есть и другая сторона медали. Как быть с теми, физическими или юридическими лицами, которые смогли скрыться от правосудия уйдя «в тень» в оффшорных зонах. Ведь, как известно, страны, имеющие у себя столь прибыльные «зоны». Абсолютно не торопятся открывать, столь интересующую информацию органам. Ведь, это значит, подорвать доверие клиентов, как настоящих, так и будущих, к «тихим» гаваням банковских вкладов. Как пример, можно привести Сингапур, когда в 80-х гг., прошлого века, в этой островной стране укрылась группа банкиров из соседней Индонезии и которых до сих пор не могут взять по линии Интерпола. Однако, некоторые дела доводятся до своего логичного конца. Для этого сотрудники полиции, должны получить от своих российских коллег следующую информацию:

  1. официальные наименования юридических лиц, зарегистрированных за рубежом;
  2. их юридический адрес, номер, дата регистрации;
  3. фамилии и имена физических лиц — руководителей (в отдельных случаях — учредителей, акционеров);
  4. направление деятельности;
  5. размеры уставного капитала;
  6. сведения криминального характера о деятельности юридических и физических лиц [5, с. 65].

В конце, статьи, необходимо подвести итог, взаимодействия российской правоохранительной системы и Интерпола. В период с 2000 по 2011 гг., России были выданы около 110 человек, разыскиваемых за различные преступления. Причем, все экстрадиции относятся к государствам дальнего зарубежья. К таким, как Кипр, Франция, Португалия, Испания и Германия. Причем, главное требования, предъявляемое Интерполом нашей стране, является наличие санкции Генеральной прокуратуры, для объявления человека в международный розыск. Однако, количество сбежавших подозреваемых из России, составляет более 700 человек. За какие преступления, они объявлены в розыск, Генеральной прокуратурой России?

  1. 39 человек за совершение тяжких убийств.
  2. 125 человек за совершение террористических действий.
  3. 75 человек за вывоз культурных ценностей (Кстати, данный пункт наиболее тяжел. Поскольку, предмет исчез, но в розыск не заявлен. Так часто бывает с теми архивными документами, сверка на предмет наличия которых в архиве осуществляется достаточно редко. Пачка архивных документов раньше появляется на рынке. И только после этого устанавливается — похищены ли они. Был такой интересный случай. Из Государственного исторического архива в Санкт-Петербурге было похищено несколько тысяч документов. Они были обнаружены в Германии и Израиле. Основную массу этих документов нам вернула Германия, и после этого возврата полиция Германии присылает нам еще несколько документов — четыре указа Екатерины II и ряд других указов [6, с. 32]. Это так называемый незаконный вывоз документов.
  4. Свыше 300 человек за незаконный угон, автотранспортных средств причем в Россию их вывозят из Германии, Польши, и других стран Европы. Причем, данные машины уже были перепроданы не единый раз. А некоторые, просто разбираются на автодетали.

Подводя итог, всего вышеизложенного, можно отметить, что Российское бюро Интерпола является одним из первых, в сравнении с европейскими конторами по технической оснащенности.

 

Список литературы:

  1. Бельсон Л.М. Россия в Интерполе // Правоведение 1994. № 4. С. 110—115.
  2. Бородин С.В., Ляхов Е.Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. — М., 1983.
  3. Николаева З.А. Квалификация преступлений, совершенных на территории иностран­ных государств // Правоведение. 1994. № 2.
  4. Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. — М., 1991.
  5. Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. — М., 1990.
  6. Степаненко В.И. Заключение под стражу с целью выдачи иностранному государству // СГиП. 1991. № 11.