ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНТЕРПОЛА С РОССИЙСКИМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
Секция: 10. Юриспруденция
XXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНТЕРПОЛА С РОССИЙСКИМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
В современном мире, преступность поднялась на гораздо более качественную ступень в исполнении своих замыслов, выйдя на международный уровень, превратившись в большую, раковую опухоль на теле человечества. Уже не играет роли, расовая, половая и религиозная принадлежность криминалитета. Отныне, на первое место пришла возможность, влиять на финансовые потоки, поступающие от наркоторговли, проституции, торговли оружием и трансплантация человеческих органов.
Для борьбы с этим злом под эгидой, вначале Лиги Наций, а затем и ООН, была создана Международная организация уголовной полиции (Интерпол) с принятием нового Устава Международной организации уголовной полиции.
Целями Интерпола объявлены:
- обеспечение широкого взаимодействия всех национальных органов уголовной полиции;
- развитие учреждений по предупреждению преступности и борьбе с ней [1, с. 22].
Для обеспечения сотрудничества с Интерполом каждое государство-участник определяет орган (Национальное центральное бюро — НЦБ), осуществляющий непосредственное взаимодействие с Организацией.
Местопребывание штаб-квартиры Интерпола — г. Лион (Франция) [2, с. 78].
В борьбе с мировым злом, новая организация активно опирается на следующие юридические документы ООН:
- Всеобщая декларация прав человека.
- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
- Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.
- Международная конференция о защите прав всех трудящихся — мигрантов и членов их семей.
- Конвенция о статусе беженцев.
- Протокол, касающийся статуса беженцев.
- Конвенция о предупреждении геноцида и наказания за него.
Конечно, вышеперечисленные список документов не полон, но и он, дает наглядную характеристику деятельности организации. Итак, как происходит текущая деятельность организации на территории России. Прежде всего, необходимо отметить, что, в начале 2000-х г., российское МВД, реализовало проект под названием «Модернизация сети Интерпола в России». Который позволил 39 субъектам РФ, в исключительных случаях, выходить на штаб — конторы Интерпола в получении необходимой информации. Нельзя также не учитывать, что Интерпол напрямую связан, с такими международными организациями, как ООН и ОБСЕ. Имея, своих представителей в составе данных организаций. Кроме того, 78 субъектов РФ, получили в составе местных правоохранительных органов, сотрудников международной полиции, чтобы напрямую проводить обмен информацией по уголовным преступлениям, как в России, так и за рубежом. Согласно указу президента от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции Интерпола» с Интерполом, обязаны сотрудничать следующие силовые ведомства: министерство внутренних дел, министерство юстиции, таможенный комитет, ФСБ, федеральная служба налоговой полиции, федеральная пограничная служба,
Прежде всего, Российская прокуратура или ФСБ, выясняет, что розыскиваемый преступник, находится за границей в одной из стран, в которой существует отделение Интерпола. Происходит обмен телеграммами, либо устанавливается телефонная связь, либо направляется запрос, по интересующему преступнику или группе лиц. Таким образом, происходит обмен информацией местных органов правопорядка с Генеральным секретариатом Интерпола на трех рабочих языках (английский, французский, испанский) [3, с. 45].
Документы, отправляемые в Интерпол, классифицируются по степени срочности:
“Urgent” / «Срочно»;
“Non-urgent” / «Не срочно» [4, с. 93] То есть. Пометка “Urgent” / «Срочно», значит просим вас, принять данную информацию немедленно; А пометка, “Non-urgent” / «Не срочно» — в течение 24 часов.
Какие-же, сведения содержатся в запросе по линии Интерпола?
- квалификация преступного деяния;
- место, время, дата и способ совершения преступления;
- количество пострадавших;
- размер ущерба, причиненного собственности, при возможности его оценку в денежном выражении (долларах США или евро);
- заявление (лица, группировок и организаций) о своей причастности к преступлению (при наличии) [4, с. 93].
Конечно, в ходе оперативной проверки, Интерполу приходится сталкиваться с множеством трудностей. Нельзя забывать, что на Западе существует множество ограничений, направленных на закрытие информации, если таковая касается защиты прав человека. А также отлично действующая и отшлифованная адвокатская система, задача которой, прежде всего, заставить следствие предъявить неопровержимые доказательства, виновности преследуемого лица. В ход идет, огромное количество международных документов. Например:
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
- Декларация о правах лиц, принадлежащим к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.
- Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка.
Все вышеупомянутые документы, это лишь вершина того айсберга, который может «уничтожить» тех ретивых сотрудников полиции, которые в ходе расследования, «увлекаются» расследование и приступают незримую черту законов. Однако, есть и другая сторона медали. Как быть с теми, физическими или юридическими лицами, которые смогли скрыться от правосудия уйдя «в тень» в оффшорных зонах. Ведь, как известно, страны, имеющие у себя столь прибыльные «зоны». Абсолютно не торопятся открывать, столь интересующую информацию органам. Ведь, это значит, подорвать доверие клиентов, как настоящих, так и будущих, к «тихим» гаваням банковских вкладов. Как пример, можно привести Сингапур, когда в 80-х гг., прошлого века, в этой островной стране укрылась группа банкиров из соседней Индонезии и которых до сих пор не могут взять по линии Интерпола. Однако, некоторые дела доводятся до своего логичного конца. Для этого сотрудники полиции, должны получить от своих российских коллег следующую информацию:
- официальные наименования юридических лиц, зарегистрированных за рубежом;
- их юридический адрес, номер, дата регистрации;
- фамилии и имена физических лиц — руководителей (в отдельных случаях — учредителей, акционеров);
- направление деятельности;
- размеры уставного капитала;
- сведения криминального характера о деятельности юридических и физических лиц [5, с. 65].
В конце, статьи, необходимо подвести итог, взаимодействия российской правоохранительной системы и Интерпола. В период с 2000 по 2011 гг., России были выданы около 110 человек, разыскиваемых за различные преступления. Причем, все экстрадиции относятся к государствам дальнего зарубежья. К таким, как Кипр, Франция, Португалия, Испания и Германия. Причем, главное требования, предъявляемое Интерполом нашей стране, является наличие санкции Генеральной прокуратуры, для объявления человека в международный розыск. Однако, количество сбежавших подозреваемых из России, составляет более 700 человек. За какие преступления, они объявлены в розыск, Генеральной прокуратурой России?
- 39 человек за совершение тяжких убийств.
- 125 человек за совершение террористических действий.
- 75 человек за вывоз культурных ценностей (Кстати, данный пункт наиболее тяжел. Поскольку, предмет исчез, но в розыск не заявлен. Так часто бывает с теми архивными документами, сверка на предмет наличия которых в архиве осуществляется достаточно редко. Пачка архивных документов раньше появляется на рынке. И только после этого устанавливается — похищены ли они. Был такой интересный случай. Из Государственного исторического архива в Санкт-Петербурге было похищено несколько тысяч документов. Они были обнаружены в Германии и Израиле. Основную массу этих документов нам вернула Германия, и после этого возврата полиция Германии присылает нам еще несколько документов — четыре указа Екатерины II и ряд других указов [6, с. 32]. Это так называемый незаконный вывоз документов.
- Свыше 300 человек за незаконный угон, автотранспортных средств причем в Россию их вывозят из Германии, Польши, и других стран Европы. Причем, данные машины уже были перепроданы не единый раз. А некоторые, просто разбираются на автодетали.
Подводя итог, всего вышеизложенного, можно отметить, что Российское бюро Интерпола является одним из первых, в сравнении с европейскими конторами по технической оснащенности.
Список литературы:
- Бельсон Л.М. Россия в Интерполе // Правоведение 1994. № 4. С. 110—115.
- Бородин С.В., Ляхов Е.Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. — М., 1983.
- Николаева З.А. Квалификация преступлений, совершенных на территории иностранных государств // Правоведение. 1994. № 2.
- Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. — М., 1991.
- Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. — М., 1990.
- Степаненко В.И. Заключение под стражу с целью выдачи иностранному государству // СГиП. 1991. № 11.