Статья:

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Конференция: XXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 10. Юриспруденция

Выходные данные
Яблочников Е.А. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(22). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(22).pdf (дата обращения: 31.03.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Яблочников Евгений Александрович
магистрант НАЧОУ ВПО СГА, РФ, г. Москва
Плешаков Владимир Алексеевич
научный руководитель, д-р юрид. наук, проф., НАЧОУ ВПО СГА, РФ, г. Москва

 

Делающее первые шаги на пути своего становления, криминалистическое учение об автотранспортном средстве относится к числу частных криминалистических теорий. Эта система научного знания является одной из составляющих другой более широкой системы — криминалистического учения о транспортном средстве. Последнее учение, хотя оно и является общим по отношению к учению об автотранспортном средстве, в тоже время само является элементом системы частных теорий криминалистики. В этом, впрочем, ничего удивительного и нелогичного нет. Как неоднократно и совершенно справедливо подчеркивал Р.С. Белкин, частные криминалистические теории являются частными по отношению к общей теории криминалистики. В то же время они являются общими по отношению к тем теориям, которые входят в них как составляющие.

С этой точки зрения важно иметь в виду, что криминалистическое учение о транспортном средстве может быть представлено в виде системы, элементами которой являются учение о воздушном транспорте, учение о железнодорожном транспорте, учение о морском транспорте, учение об автотранспортном средстве. Формулировки названий данных учений предложены исходя из видового распределения транспорта как ключевого системообразующего понятия, вокруг которого группируются другие основные, связанные с ним понятия (оборудование, материалы, используемые при производстве, ремонте транспортных средств, их комплектующие, возникающие при этом происшествия и следы, лица, управляющие транспортными средствами, методы, методики, рекомендации по выявлению и раскрытию преступлений, связанных с угоном, хищением транспортных средств, использованием их в качестве орудий преступлений и т. д.).

О каких же преступлениях в контексте настоящего исследования идет речь?

Для ответа на этот вопрос прежде всего необходимо обратиться к тем нормам УК РФ, в диспозициях которых фигурируют те или иные виды транспортных средств. Они включены в различные разделы УК РФ. Так, в разделе VIII «Преступления в сфере экономики» имеется статья об угоне автомобиля или иного транспортного средства (ст. 166), в разделе IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» — ст. 211 под названием «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава», ст. 263 — «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта». Наряду с этим в разделе XI «Преступления против военной службы» содержится ст. 350 «Нарушение правил вождения или эксплуатации машин», в части первой которой имеется указание на боевые, специальные или транспортные машины.

Однако теми нормами уголовного закона, в тексте которых имеются прямые указания на транспортные средства в родовом, видовом или внутривидовом смысле, круг преступлений, изучаемых в криминалистическом учении о транспортном средстве, не исчерпывается. Он значительно шире, поскольку для криминалистики и следственной практики интерес представляют самые различные уголовно-правовые виды и разновидности преступлений, совершаемых в отношении транспортных средств, а также с использованием их в различных качествах при подготовке, совершении и сокрытии преступлений. Все это представляет интерес с точки зрения общего учения о транспортном средстве. Что же касается криминалистического учения об автотранспортном средстве (как впрочем, любого иного учения того же уровня), то в этом случае учитываются только те преступления, которые имеют отношение к данной части целого, т. е. преступления, так или иначе связанные с автотранспортным средством.

Разработка криминалистического учения об автотранспортном средстве — сложная, комплексная научная задача, рассчитанная на определенную перспективу и коллективные усилия специалистов. И первое, на что следует обратить внимание, заключается в необходимости разработки определения понятия данного учения, что, в свою очередь, предопределяет необходимость четкого уяснения вопроса о его объекте [1].

Объект как элемент деятельности человека в философии определяется в качестве элемента окружающего мира (часть, фрагмент и т. д.), на который направлена активность познающе — преобразующего субъекта. В общей теории криминалистики это понятие интерпретируется как предмет данной науки. Как обоснованно констатировал А.А. Эйсман, предмет науки — «это совокупность всех объектов, на которые направлена познавательная деятельность, и всех разработок, конструкций, программ, технологий, являющихся продукцией науки, ориентированных на достижение практических целей». Отличие предмета частной криминалистической теории по сравнению с общей теорией криминалистики заключается в том, что первое и второе, с точки зрения своей предметной области соотносятся между собой как часть и целое. «Поскольку частная криминалистическая теория является подсистемой общей теории криминалистики, то ее предмет — это элемент, часть, сторона предмета общей теории, т. е. предмета криминалистической науки».

Сравнительный анализ разработок в области криминалистической техники, тактики и методики расследования указывает на то, что в центре внимания исследователей, посвятивших себя изучению тех или иных аспектов интересующей нас проблемы, находятся различные виды, имеющие отношение к уголовному производству касающиеся автотранспортных средств. Наряду с ними в данном учении изучаются предметы, материалы, вещества, используемые при создании, переделке, ремонте, эксплуатации, хранении указанных средств, их повреждении, уничтожении, хищении, угоне, перемещении из одной материальной среды и формы собственности в другие, а также все то, что связанно с механизмом протекающего при этом процесса следообразования и сами следы.

Результаты, полученные при реализации познавательной функции исследования, затем используются специалистами при разработке проблем технико-криминалистического, тактико-криминалистического и методико-криминалистического обеспечения практики выявления и раскрытия преступлений, к которым автотранспортные средства имеют какое-либо отношение, т. е. входят в криминалистическую характеристику механизма соответствующей категории преступлений в качестве его (механизма) элемента [2].

Итак, что же представляет собой автотранспортное средство с криминалистической точки зрения?

Прежде чем рассматривать этот вопрос с криминалистических позиций, целесообразно коснуться того, как транспортное средство, как ключевое, системообразующее понятие трактуется в праве.

Автотранспортное средство относится к числу межотраслевых объектов. Для целей настоящего исследования представляется особенно важным, что это понятие употребляется в ряде статей Уголовного кодекса РФ (в статье 166 УК РФ говорится о неправомерном завладении автомобилем (угоне), а в статье 264 — об автомобиле, управляемом нарушителем правил дорожного движения). Однако законодательного определения указанного средства не существует. Законодатель в основной массе случаев пользуется более широким по объему понятием транспортного средства. Например, в п. 1.2. «Правил дорожного движения Российской Федерации» сказано, что транспортным средством является устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Данное определение не относится к числу всеобъемлющих, так как имеет отношение лишь к двум видам транспортных средств: автотранспорту и железнодорожному транспорту, т. е. наземным видам. За его пределами остаются водный, подводный и воздушный виды транспортного средства, используемые в народнохозяйственных и иных целях для перевозки людей, для перевозки грузов и оборудования, но не по железным, шоссейным и другим дорогам, а в условиях иной материальной среды [3].

 

Список литературы:

  1. Бибиков А.А. Противодействие расследованию преступлений, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, и криминалистические методы его преодоления: Дис. ... к.ю.н. Тул. гос. ун-т, 2011.
  2. Волынский А.Ф., Аверьянова Т.В., Александрова И.Л. и др. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Ф. Волынского. — М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА,2009. ISBN 8-95214-789-7.
  3. Кобызев А.М., Алейников А.Н. Устранение некоторых недостатков в сложившемся порядке оформления материалов ДТП // Эксперт-криминалист, 2010, № 4.