ДИЗАЙН КОСТЮМА В КОНСТЕКТЕ ЭСТЕТИКИ ПОСТМОДЕРНИЗМА
Секция: 1. Искусствоведение
XXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ДИЗАЙН КОСТЮМА В КОНСТЕКТЕ ЭСТЕТИКИ ПОСТМОДЕРНИЗМА
Современная социокультурная реальность заметно меняется. В общества людей стало активно вторгаться особое мировоззрение, меняя их эстетическое восприятие окружающей действительности. Эта эстетика в ряде философских, социологических и культурологических теорий получила название «постмодернизм». Особое внимание в контексте эстетики постмодернизма получает феномен моды. Важность осмысления этих двух знаковых для современной эпохи феноменов: постмодернизма и моды, их взаимовлияние и определяет актуальность выбранной темы.
В современном контексте дизайна эстетика постмодернизма приобретает новые качества, стирая границы между вымыслом и жизнью, отказываясь сохранять дистанцию между зрителем и событием, стремясь добиться немедленного эффекта. Иррационалистическая чувствительность разворачивается, требуя больше сенсаций, эффектов и эмоций.
Постмодернизм — это современный взгляд на мораль и эстетику в искусстве и дизайне. «Это специфическое видение мира как хаоса, лишенного причинно-следственных связей, потеря ценностных ориентиров», — отмечает Ильин И.П. [1, с. 202].
Постмодернизм полностью стирает грани между различными прежде самостоятельными сферами культуры и уровнями сознания — между «научным» и «обыденным», «высоким искусством» и китчем. Сформировавшееся в контексте идей постмодерна общество разнообразнее понимает моду, всегда несущую в себе отражение социальных процессов, ставшую неотъемлемой частью культуры личности.
Дизайнер находится в ситуации философа, поскольку он создает творение, не управляемое никакими предустановленными правилами. Эти правила создаются вместе с творением и таким образом каждое произведение становится событием.
Постмодернизм включает в себя все стили, включая самые современные, он видит собственные источники вдохновения, свои комбинации, число которых множится до бесконечности. Преобладает эклектика, разнородность стилей в пределах одной и той же работы, приверженность к исторической памяти. Заимствование и цитирование становятся сознательным художественным приемом. Происходит интеграция моды c такими видами искусства, как архитектура, живопись, театр, кинематограф. Мода представляет собой структуру юмористическую, а не эстетическую. И новое, и старое, попав в эту категорию, наделяются забавными чертами в результате постоянного циклического обновления. В дизайне костюма постмодернизм проявляет положительный и непринужденный юмор, который никого не вышучивает, не критикует, а лишь создает атмосферу эйфории, доброй улыбки и радости. Здесь ирония вместо пафоса, игра вместо утопичности, вторичность вместо новаторства, стремление соединить массовость с поэтичностью, абстрактность с изобразительностью [3, c. 135]. Берётся под вопрос истинность привычной формы. Подобно тому, как общественная сфера эмоционально опустошается от избытка информации и роста потребностей, наше «Я» утрачивает свои ориентиры, становится ненаправленным, спонтанным, не имеющим постоянного места; но способным приспосабливаться к быстрым комбинациям и неустойчивости [2, c. 78; 84].
На основе проведённых исследований разработана коллекция женской одежды. Предварительно составлено визуальное представление дизайн-проекта — “moodboard” (рис. 1), разработаны эскизы моделей. Некоторые из них представлены на рисунке 2.
Рисунок 1. Визуальное представление дизайн-проекта (moodboard)
Рисунок 2. Эскизы пальто и одного из платьев коллекции
Авторский принт коллекции (рис. 3) воплощает концепцию эклектики и интертекстуальности одновременно: как элемент заимствования или интертекстуальности используются фрагменты живописных полотен Марка Шагала в сочетании с графичными зигзагами, разработанными в графических компьютерных программах. Эти мотивы контрастируют между собой и в качественном смысле: графическая четкость зигзагов противопоставляется живописности, пиксельной размытости и смысловым характеристикам изображений.
Рисунок 3. Вид принта коллекции
Этот же подход применяется и к разработке авторских полотен (рис. 4). Повторяющийся по вертикали мотив зигзага в одном из них сопровождается цветовой и тоновой растяжкой.
Рисунок 4. Авторские трикотажные полотна
Выбор материалов связан с сезонностью выбранного ассортимента (осень-зима). Линия верхних изделий должна обладать низкой теплопроводностью, формоустойчивостью и максимально эффективно воплощать выбранные виды декорирования. Плащевая ткань является наиболее подходящей для применяемого вида декорирования — сублимационной печати; качество изображения получается максимально чётким и матовым. Шерстипон позволяет изготовить изделие с минимальной толщиной внутреннего слоя, что придает верхнему изделию ощущение лёгкости и плавности.
Линия трикотажных изделий изготавливается из полушерстяной пряжи, благодаря чему связанные из неё полотна обладают такими свойствами как низкая теплопроводность, формоустойчивость, есть широкие возможности вязания различных по сложности переплетений, выбора цветового решения. Выбор мохера для серо-голубого трикотажного платья, связанного неравномерным переплетением, обусловлен творческим источником, передаёт романтичное и лёгкое настроение полотен М. Шагала.
Неопрен задает объём и форму коллекции, эффективно дополняя прямые трикотажные платья. Эффект объёма создается при максимально простом конструктивном решении: заложением складок на цельнокроеных полотнах. Толщина материалов и их низкая теплопроводность отвечают требованиям, связанным с сезонностью создаваемых изделий. Неосыпаемость ткани позволяет оставлять края изделия без обработки, это задает хорошую динамику при движении. Полиэстеровый состав является наиболее подходящим для основного вида декорирования — сублимационной печати.
Коллекция построена на основе единого образного и конструктивного решения, относится к осенне-зимней ассортиментной группе (рис. 5).
Рисунок 5. Фото коллекции
Все изделия коллекции обладают самодостаточностью и могут использоваться как самостоятельный предмет гардероба; могут комплектоваться с различными изделиями базового назначения. В коллекции же они скомплектованы по принципу ансамблевой системы для наиболее полного раскрытия образного решения.
Модели выполнены в стиле эклектики с преобладанием романтического стиля. Это выражается в пропорциях, деталях и принтах.
Фотосессия представлена на рисунке 6.
Рисунок 6. Фотосессия коллекции
В коллекции преобладает форма трапеции и овала, которые объединяют всё в единое пластическое решение. Выбор силуэта изделий обоснован тенденциями моды, ориентированной на романтику, расслабленность и комфорт.
Функциональность и практичность трикотажной линии выражается в прямом силуэте платьев. Для выбора данного силуэтного решения послужило развитие стиля нормкор, суть которого заключается в простоте, в спокойном отношении к себе и самоиронии. В постмодернистскую эпоху нестабильности и кризисов появление нормкора выглядит логичным. Индустрия моды штампует тренды со скоростью молнии, моды в последнее время слишком много. Нормкор же предлагает свободу от неё и ратует за разумное потребление и экономию. Нормкор — это нормальное здоровое отношение к себе, окружающим и к одежде. Это мода на отсутствие моды, когда больше не нужно ничего доказывать. Кроме того, изделия данной формы предоставляют наиболее широкие возможности комбинирования и создания контраста за счёт комплектации их с объёмными вещами из неопрена.
На материал авторский принт переносится таким приёмом декорирования как сублимационная печать. Это наиболее доступный и эффективный способ печати, позволяющий получить высокое качество изображения. Материал с нанесением сублимационной печати подвержен стирке, термоустойчив и обладает высоким сроком эксплуатации.
Выбор цветовой гаммы обусловлен творческим источником, а также такой тенденцией, как связь моды и изобразительного искусства. Общую колористику коллекции задают фрагменты живописных полотен М. Шагала, перенесённые на материал способом сублимационной печати. В изображениях сочетаются чистые яркие цвета со сложным и темно-серым фоном и светло-серыми графичными зигзагами. Также это является интерпретацией постмодернизма в контексте иронии, цель которой — покончить с противопоставлением серьезного и несерьезного.
Все изделия спроектированы и выполнены с учетом социокультурных факторов, влияющих на потребителя и его восприятие моды. Разработанные модели удовлетворяют разнообразным вкусам, потребностям и возможностям потребителей.
Список литературы:
1. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. — М.
2. Интрада, 1996. — С. 202.
3. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. — С-Пб.: «Владимир Даль», 2001. — С. 331; 36; 78; 84; 220; 226.
4. Маньковская Н.Б. Париж со змеями (Введение в эстетику постмодернизма). — М.: ИФ РАН, 1995. — 220 с.