Статья:

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСТВА

Конференция: XXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Жукова Е.О., Инейкин А.С. МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСТВА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(22). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(22).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 16 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСТВА

Жукова Елена Олеговна
студент УлГТУ, РФ, г. Ульяновск
Инейкин Александр Сергеевич
студент УлГТУ, РФ, г. Ульяновск
Гунбина Светлана Геннадьевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доц. кафедры «Управление персоналом» УлГТУ, РФ, г. Ульяновск
 

В современном мире в связи с нестабильной экономической и политической обстановкой начинает появляться дефицит лидеров, хороших управленцев и руководителей, в общем людей, способных руководить в условиях жесткой рыночной конкуренции, способных по-новому взглянуть на решение насущных проблем, вести за собой.

«Лидер — член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе» [4, c. 4].

«Лидерство — способность принимать решения за целую группу людей и умение убедить их в правильности этого выбора» [4, c. 6].

Сегодня примеры лидерства, к сожалению, очень редко встречаются в повседневной жизни, на работе, в общественных делах. В бизнесе в основном проявляются мужество и выносливость.

Причинами этого зачастую служат следующие проблемы:

1.  Отсутствие в жизни целей и желаний, выраженное в недостаточном самосознании.

2.  Отсутствие чувства причастности к миру, выраженное в непризнании ответственности за него.

3.  Отсутствие навыков общения, выраженное в недостаточном освоении навыков эффективной коммуникации.

Каждой из этих проблем соответствует свой путь решения: самосознание, ответственность за мир и эффективная коммуникация соответственно, совокупность которых может сделать из человека лидера. Подробно рассмотрим каждый из них:

1.  Самосознание.

Лидеры — это люди, которые знают, чего они стоят, знают свои цели и желания, и придерживаются их. Люди, имеющие хорошее самосознание, знают себя достаточно хорошо, для того чтобы осознать и признать достижения своих пределов. Эти ограничения могут быть в районе личных знаний, понимания или навыков. Такие люди признают точку, в которой нуждаются другие.

Также самосознание помогает оставаться спокойным и сбалансированным, особенно когда человек находится под давлением или в условиях кризиса. Когда жизнь испытывает человека или его критикуют, самосознание становится неким «амортизатором», дающим способность реагировать конструктивно.

Древнеримский историк Публий писал: «Безумен тот, кто, не умея управлять собой, хочет управлять другими». На основании его высказывания можно сделать вывод ещё и о том, что самосознание позволяет правильно руководить.

2.  Ответственность за мир.

Необходимость нести ответственность за мир и использовать свой потенциал для решения мировых проблем исходит от уверенности в том, что жить для своего собственного блага не достаточно. Ответственность за мир начинается с осведомленности о существующих проблемах и убеждении, что даже один человек может принести изменения.

Миром может служить любая организация, пусть то местное общество, город или даже целая планета.

Голда Меир, 5-й премьер-министр Израиля, писала: «Лидер, который без колебаний ввергает свой народ в битву, не годится на роль лидера». Это можно понять так: человек, не обладающий ответственностью за других людей, за мир в целом, не может быть лидером.

3.  Эффективная коммуникация.

Эффективная коммуникация помогает людям лучше понять человека или ситуацию и дает им возможность решать разногласия, достигать доверия и уважения, а также создавать среду, в которой творческие идеи, решения проблем, привязанность и забота могут достигнуть своего расцвета.

В информационный век человек должен отправлять, получать и обрабатывать огромное количество сообщений каждый день. Но эффективная коммуникация является большим, чем просто обмен информацией: к ней также относится и понимание эмоций, скрытых за ней. Эффективная коммуникация сочетает в себе набор навыков, включающих способность выражать свои мысли, внимательно слушать, способность справляться со стрессом в определенный момент и способность распознавать и понимать свои собственные эмоции не только у себя, но и у людей, с которыми происходит общение. Результатом эффективной коммуникации могут стать улучшение отношений, строительство сильной команды и сети вокруг для достижения общей цели.

Джим Рон, американский оратор, бизнес-тренер, автор многочисленных книг по психологии, посвященных личностному развитию и достижению успеха в бизнесе и в жизни, писал: «Хорошая цель лидерства заключается в оказании помощи тем, кто делает что-то плохо, начать делать это хорошо и помогать тем, кто делает хорошо, чтобы сделать это еще лучше». В этом и заключена вся суть третьего компонента модели лидерства.

В итоге, собрав воедино все три компонента, можно получить готовую модель развития лидерства, которую можно представить в виде рисунка (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Модель развития лидерства

 

На основании рисунка (рисунок 1) можно сделать вывод о том, что только на пересечении всех трёх компонентов: самосознания, ответственности за мир и эффективной коммуникации, может появиться лидер, обладающий следующими качествами: самодисциплина, самостоятельность, стрессоустойчивость, ответственность, изобретательность, уверенность в себе, общительность и т. д.

Резюмируя написанное, хочется сказать, что в современном мире в связи с нестабильной экономической и политической обстановкой необходимы лидеры, гармонично сочетающие в себе все три компонента, которые дают им определенные качества, помогающие руководить в условиях жесткой конкуренции, вести за собой людей и отыскивать инновационные методы решения насущных проблем. В организации лидеры выполняют роль «агентов изменений» окружающей среды. Они определяют, какой будет окружающая среда в будущем, и создают завтрашний климат, производя необходимые изменения уже сегодня. Поэтому так важно развивать в себе лидерство, ведь лидер способен воодушевлять и вдохновлять людей на свершение великих дел!

 

Список литературы:
1.    Джеффри А. Креймс. 4 правила лидерства Джека Уэлча / Пер. с англ. А.Б. Модестова — М.: В Поколение, 2007. — 111 с.
2.    Ицхак Калдерон Адизес. Развитие лидеров: Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 259 с.
3.    Камалтдинова Р.М. Система мотивации как фактор конкурентоспособности предприятия в современных условиях / Р.М. Камалтдинова, С.Г. Гунбина. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. — 96 с.
4.    Клейменова Анна. Концептуальное обоснование понятия лидерство / Аналитика культурологии, 2014. № 28. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnoe-obosnovanie-ponyatiya-liderstvo (Дата обращения: 29.03.2015).
5.    С. Кэмпбелл, Э. Самиек. 5 граней лидерства / Пер. с англ. Н.В. Яцюк — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. — 279 с.