МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСТВА
Секция: 7. Психология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСТВА
В современном мире в связи с нестабильной экономической и политической обстановкой начинает появляться дефицит лидеров, хороших управленцев и руководителей, в общем людей, способных руководить в условиях жесткой рыночной конкуренции, способных по-новому взглянуть на решение насущных проблем, вести за собой.
«Лидер — член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе» [4, c. 4].
«Лидерство — способность принимать решения за целую группу людей и умение убедить их в правильности этого выбора» [4, c. 6].
Сегодня примеры лидерства, к сожалению, очень редко встречаются в повседневной жизни, на работе, в общественных делах. В бизнесе в основном проявляются мужество и выносливость.
Причинами этого зачастую служат следующие проблемы:
1. Отсутствие в жизни целей и желаний, выраженное в недостаточном самосознании.
2. Отсутствие чувства причастности к миру, выраженное в непризнании ответственности за него.
3. Отсутствие навыков общения, выраженное в недостаточном освоении навыков эффективной коммуникации.
Каждой из этих проблем соответствует свой путь решения: самосознание, ответственность за мир и эффективная коммуникация соответственно, совокупность которых может сделать из человека лидера. Подробно рассмотрим каждый из них:
1. Самосознание.
Лидеры — это люди, которые знают, чего они стоят, знают свои цели и желания, и придерживаются их. Люди, имеющие хорошее самосознание, знают себя достаточно хорошо, для того чтобы осознать и признать достижения своих пределов. Эти ограничения могут быть в районе личных знаний, понимания или навыков. Такие люди признают точку, в которой нуждаются другие.
Также самосознание помогает оставаться спокойным и сбалансированным, особенно когда человек находится под давлением или в условиях кризиса. Когда жизнь испытывает человека или его критикуют, самосознание становится неким «амортизатором», дающим способность реагировать конструктивно.
Древнеримский историк Публий писал: «Безумен тот, кто, не умея управлять собой, хочет управлять другими». На основании его высказывания можно сделать вывод ещё и о том, что самосознание позволяет правильно руководить.
2. Ответственность за мир.
Необходимость нести ответственность за мир и использовать свой потенциал для решения мировых проблем исходит от уверенности в том, что жить для своего собственного блага не достаточно. Ответственность за мир начинается с осведомленности о существующих проблемах и убеждении, что даже один человек может принести изменения.
Миром может служить любая организация, пусть то местное общество, город или даже целая планета.
Голда Меир, 5-й премьер-министр Израиля, писала: «Лидер, который без колебаний ввергает свой народ в битву, не годится на роль лидера». Это можно понять так: человек, не обладающий ответственностью за других людей, за мир в целом, не может быть лидером.
3. Эффективная коммуникация.
Эффективная коммуникация помогает людям лучше понять человека или ситуацию и дает им возможность решать разногласия, достигать доверия и уважения, а также создавать среду, в которой творческие идеи, решения проблем, привязанность и забота могут достигнуть своего расцвета.
В информационный век человек должен отправлять, получать и обрабатывать огромное количество сообщений каждый день. Но эффективная коммуникация является большим, чем просто обмен информацией: к ней также относится и понимание эмоций, скрытых за ней. Эффективная коммуникация сочетает в себе набор навыков, включающих способность выражать свои мысли, внимательно слушать, способность справляться со стрессом в определенный момент и способность распознавать и понимать свои собственные эмоции не только у себя, но и у людей, с которыми происходит общение. Результатом эффективной коммуникации могут стать улучшение отношений, строительство сильной команды и сети вокруг для достижения общей цели.
Джим Рон, американский оратор, бизнес-тренер, автор многочисленных книг по психологии, посвященных личностному развитию и достижению успеха в бизнесе и в жизни, писал: «Хорошая цель лидерства заключается в оказании помощи тем, кто делает что-то плохо, начать делать это хорошо и помогать тем, кто делает хорошо, чтобы сделать это еще лучше». В этом и заключена вся суть третьего компонента модели лидерства.
В итоге, собрав воедино все три компонента, можно получить готовую модель развития лидерства, которую можно представить в виде рисунка (рисунок 1).
Рисунок 1. Модель развития лидерства
На основании рисунка (рисунок 1) можно сделать вывод о том, что только на пересечении всех трёх компонентов: самосознания, ответственности за мир и эффективной коммуникации, может появиться лидер, обладающий следующими качествами: самодисциплина, самостоятельность, стрессоустойчивость, ответственность, изобретательность, уверенность в себе, общительность и т. д.
Резюмируя написанное, хочется сказать, что в современном мире в связи с нестабильной экономической и политической обстановкой необходимы лидеры, гармонично сочетающие в себе все три компонента, которые дают им определенные качества, помогающие руководить в условиях жесткой конкуренции, вести за собой людей и отыскивать инновационные методы решения насущных проблем. В организации лидеры выполняют роль «агентов изменений» окружающей среды. Они определяют, какой будет окружающая среда в будущем, и создают завтрашний климат, производя необходимые изменения уже сегодня. Поэтому так важно развивать в себе лидерство, ведь лидер способен воодушевлять и вдохновлять людей на свершение великих дел!
Список литературы:
1. Джеффри А. Креймс. 4 правила лидерства Джека Уэлча / Пер. с англ. А.Б. Модестова — М.: В Поколение, 2007. — 111 с.
2. Ицхак Калдерон Адизес. Развитие лидеров: Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 259 с.
3. Камалтдинова Р.М. Система мотивации как фактор конкурентоспособности предприятия в современных условиях / Р.М. Камалтдинова, С.Г. Гунбина. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. — 96 с.
4. Клейменова Анна. Концептуальное обоснование понятия лидерство / Аналитика культурологии, 2014. № 28. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnoe-obosnovanie-ponyatiya-liderstvo (Дата обращения: 29.03.2015).
5. С. Кэмпбелл, Э. Самиек. 5 граней лидерства / Пер. с англ. Н.В. Яцюк — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. — 279 с.