РЕБРЕНДИНГ. РАЗРАБОТКА ГЕНЕРАТИВНОГО ЛОГОТИПА ДЛЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Секция: 6. Педагогика
XXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
РЕБРЕНДИНГ. РАЗРАБОТКА ГЕНЕРАТИВНОГО ЛОГОТИПА ДЛЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В научной статье рассмотрен алгоритм разработки генеративного логотипа для учебного заведения высшей школы. Автор предлагает использовать комбинаторику новых возможностей. Сочетание гуманитарных и математических знаний создаёт условия для модернизации процесса проектирования графического логотипа. Авторский модуль комбинаторики включает научный дизайн, ребрендинг, инструментальную диагностику “Eye Tracking”. Оригинал-макет логотипа подготовлен в компьютерных программах: Adobe Illustrator, Processing.
Новый логотип вуза был разработан по теме выпускной квалификационной работы под руководством педагога Е.С. Шелестовой; предмет: «Проектирование в графическом дизайне» [9; 10].
Подготовка научной статьи и научный инструментарий введения разработаны под руководством С.К. Ткалич, доктора педагогических наук; предмет: «Основы исследовательской деятельности в дизайне» [6; 7].
Реструктуризация сектора высшего образования, представленная во многих случаях слиянием государственных учреждений профессиональной подготовки кадров, ставит перед новообразованными вузами-гигантами задачу изменения логотипов. Технические задания на проектное предложение по изменению сайта, логотипа получают, как правило, дизайнеры-графики, владеющие инструментальной подготовкой в этой области.
Предпроектный анализ объекта — образовательного учреждения с научной доминантой, где стратегия развития предусматривает выход на международный уровень взаимодействия с другими вузами, позволил сделать вывод, что в последние годы Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова реализует ряд инновационных проектов, создающих научный задел для вектора будущего развития (Институт перспективных гуманитарных исследований и технологий/Institute for Advanced Studies, Институт когнитивных и нeйpoнaук, Института гуманитарных технологий в сфере социального кoмпьютинга).
В поисках современного инструментария мы обратились к технологии ребрендинга, учитывающего как визуальный, так и позитивный, идейно-ценностный социально-востребованный имидж учреждения. Поскольку peбpeндинг подразумевает изменение не только внутренней политики компании (в нашем случае, политики образовательного учреждения) и ее философии, но также логотипа и фирменной атрибутики, было принято решение: прежде всего изменить существующий логотип.
Наша идея заключалась в том, чтобы создать логотип, объединяющий в своей конструкции образовательный и научный показатели, визуально прочитываемые, органично воспринимаемые не только в России, но и в международном сетевом пространстве. Следовательно, наш поиск определил на первом этапе просмотр аналогов, сравнительный анализ логотипов ведущих учебных заведений.
Цель: разработка проектного предложения по модернизации логотипа МГГУ имени М.А. Шолохова, учитывая особенности графической визуализации образовательного и научного показателей.
Объект исследования: образовательное учреждение с научной доминантой, где стратегия развития предусматривает выход на международный уровень взаимодействия с другими вузами.
Предмет исследования: процесс разработки художественно-графических элементов, отражающих научно-образовательную политику МГГУ имени М.А. Шолохова, генерирующих в проектной конструкции синтезированный образ логотипа.
Методы исследования:
1. системный анализ научной и специальной литературы по теме ребрендинга,
2. сравнительный анализ логотипов аналогичных образовательных учреждений,
3. инструментальная диагностика визуального образа МГГУ им. М.А. Шолохова с помощью технологии Eye Tracking,
Гипотетически мы предположили, что новый визуальный образ университета будет полностью соответствовать его философии, позволит создать сильный бренд, обеспечит ему известность, положительную репутацию и потребительскую лояльность, повысит конкурентоспособность, если в его художественно-образную конструкцию будут внесены визуальные показатели: знаковая импрессия, многозначная символика.
Визуальные показатели знаковой импрессии и многозначной символики будут реализованы, если в процессе разработки объемной художественно-графической конструкции логотипа использовать комбинаторику методов «синтеза» и «рандомной интерпретации».
Определив и сформулировав цель, объект, предмет, методы, мы конкретизировали задачи:
1) задача 1: теоретическое обоснование социальной значимости модернизации логотипа образовательного учреждения с научно-образовательной стратегией развития;
2) задача 2: обоснование авторского подхода к модернизации логотипа на основе ребрендинга;
3) задача 3: реализовать при разработке логотипа современные технологии построения многогранных объектов;
4) задача 4: использовать комбинаторику методов «синтеза» и «рандомной интерпретации» для создания знаковой импрессии и многозначной символики логотипа.
Новизна авторского проектного предложения заключается в разработке трехмерного генеративного логотипа в образовательной сфере. Необходимо было создать логотип, который будет полностью соответствовать уже устоявшимся характеристикам бренда и отражать в себе новые характеристики, такие как наука и инновация. Вследствие того, что наша целевая аудитория в первую очередь студенты и абитуриенты, перед нами стояла задача создать яркий, современный и молодежный логотип в одном из современных направлений в дизайне, который при этом будет конкурентоспособным в образовательной сфере.
По результатам обсуждения концепции ребрендинга с руководством МГГУ им. М.А. Шолохова, а также в студенческих фокус-группах, было выявлено смысловое ядро концепции:
· наука;
· активная студенческая жизнь;
· проектные инновации в границах профильной подготовки.
Алгоритм реализации авторской идеи в процессе разработки проектного предложения.
В основу графического образа логотипа был заложен пятиугольник, как символ высокой науки, знаний, открывающей дорогу к секретам новых открытий. Из пятиугольника был сконструирован додекаэдр — правильный многогранник.
Идейный замысел: додекаэдр берет на себя роль выразителя всей Вселенной, это не только образ Космоса, он — его число, формула, идея, его сущность. Он выражает развитие Вселенной и является геометрическим символом ценностного функционала объекта (в нашем случае, образовательного учреждения с научным компонентом).
Рисунок 1. Эскиз общего вида нового генеративного знака МГГУ им. М.А. Шолохова
Ядром нашего визуального образа стал — додекаэдр, олицетворяющий в данном случае «Вселенную» образовательного учреждения с научной доминантой — МГГУ им. М.А. Шолохова. Вокруг «ядра» находится полигональный меш, который символизирует каркас науки Н вершинах полигонального меша располагаются буквы (Рис. 1).
Смысловой, понятийный код конструкции следующий: в перспективе у каждого сотрудника должен быть свой индивидуальный, профессионально-предметный визуальный образ, который официально утверждается и входит в конструкцию научно-образовательной системы. На вершинах полигонального мэша будут располагаться: инициалы сотрудника, навигатор научной школы, консалтинговый вектор, возможны новые формы презентации научных методик.
На эскизе (Рис. 2) видно, что наша «Вселенная» движется по определенной заданной траектории, при этом трансформируется в более сложную фигуру ромбоикосододекаэдр. Каркас науки также движется по определенной заданной траектории, при этом бесконечно генерируется и видоизменяется.
Рисунок 2. Пример рандомных интерпретаций торгового знака МГГУ им. М.А. Шолохова
Понятие генеративный дизайн включает в себя метод синтеза, который реализуется в различных областях дизайна (искусство, архитектура, коммуникации, промышленный дизайн). Ризаева А.Д. утверждает, что генеративный дизайн, в основном, подразумевает способы «кодирования» процессов [5]. Наиболее существенным в генеративном дизайне является то, что его результат — изображение, звук, архитектурные модели, анимации — порождается набором правил или алгоритмов (как правило, с помощью компьютерной программы Processing). Обычно генеративный дизайн определяется следующими компонентами:
· графическая схема дизайн-конструкции;
· программные средства создания вариаций;
· средство выбора желаемых результатов.
Необходимым условием педагогического консалтинга выдвигается метод инструментальной диагностики “eye tracking”.
Совместно с Департаментом международного сотрудничества и связей с общественностью — структурным подразделением МГГУ им. М.А. Шолохова были определены основные отечественные конкуренты в области высших учебных заведений, найдены их товарные знаки.
Основные отечественные конкуренты в области высших учебных заведений:
1. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана;
2. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;
3. Московский городской педагогический университет;
4. Московский государственный институт международных отношений;
5. Российский государственный гуманитарный университет;
6. Московский финансово-промышленный университет «Синергия».
Учитывая стратегический вектор развития МГГУ им. М.А. Шолохова (стать одним из ведущих вузов в мире в сфере гуманитарных знаний) было принято решение сравнить новый логотип с брэндами ведущих университетов мира по версии Times Higher Education/THE World University Rankings [4]:
1. Калифорнийский технологический институт (California Institute of Technology);
2. Гарвардский университет (Harvard University);
3. Оксфордский университет (University of Oxford);
4. Стэндфордский университет (Stanford University);
5. Кембриджский университет (University of Cambridge);
6. Массачусетский технологический институт (Massachusetts Institute of Technology).
Также было принято решение включить в сравнительный анализ существующий товарный знак МГГУ им. М.А. Шолохова (Рис. 3), чтобы сравнить, насколько восприятие нового торгового знака будет отличаться от существующего логотипа. На основе подобранного материала были созданы слайды в соответствии с требованиями к проводимому эксперименту (Рис. 4).
Рисунок 3. Существующий товарный знак МГГУ им. М.А. Шолохова
Рисунок 4. Подготовленный для эксперимента слайд с положительным словесным стимулом «наука»
Выборка составила 147 человек, в число которых вошли профессорско-преподавательский состав (18 человек), студенты дневной (47 человек), вечерней (15 человек) и заочной (22) форм обучения МГГУ им. М.А. Шолохова, абитуриенты (45 человек). Время проведения одной экспериментальной сессии не должно превышать 7—10 минут.
Исследование восприятия целевой аудиторией дизайн-продукта с использованием айтрекера проводилось путем поочередного выведения на его экран слайдов (Рис. 4), каждый из которых содержал одно слово (семантический дифференциал) в окружении выбранных нами ранее торговых знаков конкурентов в области образовательных услуг.
Представителям целевой аудитории предлагалось просмотреть слайды с визуальными стимулами в виде одного слова и несколькими дизайн-продуктами на каждом.
Рассмотренный профессором А.С. Огневым [2] метод сравнительного анализа показывает, что единичное слово в окружении нескольких рисунков, несмотря на задание «просто смотреть на экран», трактуется респондентами как задание выбрать и рассматривать только те рисунки, которые имеют смысловую связь с указанным словом. Полученные групповые карты внимания были тщательно изучены, а данные систематизированы. Анализ групповых карт внимания, полученных в результате суммарного наложения индивидуальных сессий всех респондентов, выявил эффективность нового торгового знака и соответствие смыслового ядра визуальному образу знака.
Уточним, что сущность peбpeндингa заключается в идее сделать рыночный образовательный продукт современным, привлекательным для потребителя, значит, конкурентоспособным.
Целями peбpeндингa являются построение сильного бренда, обеспечение приобретения им известности, положительной репутации и потребительской лояльности. «Раскрученная» марка вуза в глазах целевой аудитории обладает особой привлекательностью, формирует желание обрести в будущем гарант трудоустройства, получение интересной высокооплачиваемой работы, а также определенного статуса. Как показало онлайн-анкетирование, проведённое рекрутинговым агентством “Head Hunter”, на вопрос — «на что вы ориентировались в первую очередь, выбирая вуз?» 68 % из пяти тысяч респондентов ответили — «на престиж учебного заведения» [3].
Вывод. По результатам дипломного проекта. Нами был разработан трехмерный генеративный логотип для образовательного учреждения с научной доминантой.
Результативность инструментальной диагностики в том, что можно наглядно увидеть, насколько новый визуальный образ учебного заведения с научной доминантой является конкурентоспособным не только среди отечественных вузов-конкурентов, но и среди вузов, имеющих устойчивый международный бренд.
Обоснование новизны проектного предложения. Новый визуальный образ университета полностью соответствует его философии, отвечает всем заложенным в него качествам. Выглядит органично в соответствии с доминантой науки, поскольку приоритетным для вуза направлением является реализация инновационного потенциала молодёжи в интересах социально-экономического развития страны.
Список литературы:
1. Агаян Г.Ю. Авторский подход к разработке знаковых и текстовых синтезированных модулей в серии плакатов. Статья. // Международный научный студенческий Форум-2014. Секция «Интеграция гуманитарной науки, проектной культуры экологического дизайна и информационных технологий». Режим доступа: Stud.forum@rae.ru.
2. Огнев А.С., Венерина О.Г., Яковлев В.А. Использование инструментальной психодиагностики для оценки информационного контента. Статья. // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. 2012. № 4. — С. 103—112.
3. Попов С.Г. «Основы маркетинга»: учебное пособие. — СПб.: Изд-тво «Питер», 2001. — 149 с.
4. Рейтинг лучших университетов мира за 2014—15 год по версии Times Higher Education. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2014-15/world-ranking.
5. Ризаева А.Д. Разработка web-справочника по основам генеративного дизайна на примере языка программирования Processing. Статья. // Международный научный студенческий Форум-2015. Педагогические науки. Секция «Интеграция гуманитарной науки, проектно-экологической культуры дизайна и компьютерных технологий». Режим доступа: Stud.forum@rae.ru.
6. Ткалич С.К. «Коммуникативный дизайн» Учебное пособие для дизайнеров. — М.: издательство МГУКИ, 2007. — 114 с.
7. Ткалич С.К. Особенности этапов подготовки курсового проекта на специализации «Графический дизайн» // Консалтинг в образовании и управлении: коллективная монография. Т. 1. — М.: ИИТ МГУС, 2007. — С. 38—42. ISBN 978-5-94857-037-2.
8. Шелестова Е.С. Технология формирования креативности студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки. Дисс. к-та п.н. — М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015. — 231 с.
9. Шелестова Е.С. Формирование профессиональной мотивации к проектной самореализации студентов-дизайнеров. Статья. // «Молодой ученый». № 20/79. 2014 — С. 648—651.