Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ

Конференция: XXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Аяганова Г.А. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(22). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(22).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ

Аяганова Гулжайна Абаевна
студент университета «Болашак», Республика Казахстан, г. Кызылорда
Уразымбетова Макпал Ормановна
научный руководитель, магистр п., университет «Болашак», Республика Казахстан, г. Кызылорда

 

Обучение и воспитание одаренных детей в сфере образования — горячее обсуждение во всем мире становится актуальным.

В последнее время в нашей стране проводится определенная работа в обучении и воспитании одаренных детей, это — дифференцированное обучение, факультативы и кружки, конкурсы и олимпиады, дворцы и дома школьников, специальные школы и специальные классы.

Проводится множество исследований, связанных с обучением и воспитанием одаренных детей и посвященные различным условиям обучения, оказывающие влияние на развитие их способностей.

Талант — высшая степень способности. Она характеризуется наличием трудов выделяющихся своей особенностью, оригинальностью у художника, изобретателя, ученого и любого профессионала требующего творческого решения любого дела.

Одаренность — высшая степень одаренности характеризующихся творчеством, имеющий историческое значение в общественной жизни.

Основная цель работы с одаренными детьми — формирование у них готовности к осуществлению своей способности в творческой работе. А достижение цели осуществляется посредством углубленного изучения учебной программы и развития познавательной активности учащихся.

Формирование познавательной активности учащихся, развития в высшей степени, подталкивает его к творческой деятельности. В психологическом словаре творчеству дано такое определение: «Творчество — действие в результате которого появляется новое материальное и духовное богатство. В основе этого есть психологический аспект творчества, считающихся культурно-историческим явлением частность и тенденция. Это частное лицо в результате требует наличия способности, знания, ловкости и навыков необходимых для выпуска товаров, отличающихся своим новшеством, особенностью [1; 393].

Н.С. Лейтес рассматривает творческую деятельность со следующей позиции: «Способность к творчеству — самое высшее проявление человеческой активности; способность к порождению нового, она имеет место в любой сфере человеческой деятельности. Объем творчества может быть разным, хотя в любом случае появляется, рождается что-то новое. Например, научное творчество связано с поиском не «логической необходимости», а «логической возможности», это даст возможность достичь неожиданных результатов» [2; 138].

М.И. Махмутов говорит: «Творчество — эвристическая деятельность, состоит из быстрого понимания его сути, догадывания основной идеи, значения понятия, обнаружения способа неожиданных действий. Признак творческого мышления — отдаляясь от обыденного, своевременный разрыв от него, не только по-другому, думать только так, победить силу привычки» [3; 30].

Творчество — это стремление к самопознанию в человеческой жизнедеятельности, поиск. Чтобы найти в жизни правильную дорогу, человек должен учиться самостоятельному сознательному умозаключению, принятию основательного решения.

Развитие способностей у человека помогает ему в укреплении духовной силы, познанию самого себя.

Творческое действие — постановка проблемы, заключение мысли, появление идеи, его решение, его логическое развитие, применения эффективных методов в решении указанных проблем мотивация, реальное проявление результата в процессе доказывания в ходе эксперимента.

Творческий уровень учащихся — видно из его обнаружения путей постановки проблемы и его решения. Здесь процесс усвоения новых знаний проходит вместе с формированием и развитием творческой мысли. Значит, результат творческой мысли не только повторение, озвучивание известных понятий, вместе с тем созидание нового знания, открытие новых путей в выполнении задачи.

Развитие потенциала творческой заинтересованности проявляется посредством сознания необходимости новаторства, посредством формирования своей веры в отношении него становится основой расширения своего знания, познания.

Содержание понятия «творческая заинтересованность» и психология педагоги характеризуют так:

  • чувство личности к осознанию нового стремления к новизне, высшая степень мышления, способность быстро изменить виды действий относительно новым условиям (Ю.Н. Кулюткин);
  • позиция личности направленное творчеству, направленности (А.М. Матюшкин);
  • свойства индивида показывающий возможность к творческому самоосуществлению (Л.В. Занков).

Сегодняшнему Казахстану необходим личность, думающая нешаблонно, принимающий оперативное решение, активный, творческий.

Согласно новаторской стратегии вхождения в мировое образовательное пространство в истории многолетнего развития школы на основе исследования и анализа идеи формирования творческой заинтересованности у представителей передового педагогического мышления выделяем три важных направления: философо-познавательных направление; дидактико-психологическое направление; педагогико-инновационное направление.

Итак, анализ психолого-педагогических и философских исследовании дают сделать такие заключения:

  • Нынешняя концепция формирования творческой заинтересованности опирается на новую парадигму, это стратегия каждого индивидуума; возможности формирования каждой личности, в том числе от необходимости его творческого саморазвития; преимущества внутренней свободы — внешнее творчество состоит из понимания природы саморазвития как концентрированная характеристика познавательной заинтересованности.
  • Творческая заинтересованности личности — это внутренний процесс, способ определенного ответа человека на влияние среды, от действий характерных противоречии и окружающий среде, стремление к сознательному самосовершенствованию на основе учета субъективного взаимоотношения в качестве субъекта социальных отношений.
  • К ведущим функциям творческой заинтересованности относится претензионность, познавательность, регулирование, рефлексионные, активные взаимоотношения и др. Они определяют направленность и повышение саморазвития уровень личностных компонентов и их преемственность, дает возможность человеку организовать собственное действие в связи с самосовершенствованием.
  • Формирование творческой заинтересованности — особый вид творческого действия субъект-субъективной направленности, это с одной стороны направлено на усиление интенсивности и повышения эффективности «характерных процессов» самопознания, самоопределения, самоуправления, самоознакомления, с другой стороны на решение противоречений в проблематичных творческих задачах, которые постоянно осложняются.

Развитие творческой способности осуществляется в процессе разносторонних творческих действий. Творческое действие учащихся можно понять, как продуктивный вид деятельности направленный на совместное с учителем познание, созидание и изменение с материальной позиции образовательных процессов.

Для осуществления творческой деятельности определены разнообразные виды учебной работы. На основе обучения с помощью учебника творческому действию довести творческую способность каждого учащегося определенному уровню невозможно, надо уметь пробудить их природные способности. Это достигается посредством системы определенных задании, потому что в процессе их решения, учащиеся находят новые способы решения, обобщают опыт.

Развитие творческой активности учащегося эффективными методами и способами зависит от мастерства и квалификации учителя. Для открытия творческой активности учащегося, его развития вперед главное необходимо создать условия. В основном закрепилась мнение, что «Одаренный ученик — это ученик который хорошо учится». Исследования известного английского психолога П. Торренса, показали, что это мнение часто встречается среди учителей. Им больше нравятся ученики, которые не создают проблем, дисциплинированы, организованы, образованы, постоянны, понятливы, передающие свои мысли конкретно и понятно. Ученики задающие каверзные вопросы, занимающиеся только своим делом, независимые, имеющие свой взгляд на вещи им не нравится. Исследования П. Торренса свидетельствуют о том, что именно эти свойства показывают творческую одаренность учащегося и немало они встречаются среди неуспевающих учеников. Поэтому учителя должны помнить результаты этого исследования.

 

Список литературы:

  1. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности. Оснавное современное концепции творчества и одаренности. — М. 1997.
  2. Махмутов М.И. Мектептегі проблемалық оқытуды ұйымдастыру. — Алматы: Мектеп, 1981.
  3. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в десткие годы. — М.:Знание, 1984.
  4. Психология. Словарь / Под.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.:Политиздат, 1990.