Статья:

МОТИВЫ УРАЛЬСКОЙ (НИЖНЕТАГИЛЬСКОЙ) РОСПИСИ

Конференция: XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 1. Искусствоведение

Выходные данные
Елясова Е.В. МОТИВЫ УРАЛЬСКОЙ (НИЖНЕТАГИЛЬСКОЙ) РОСПИСИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(23).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МОТИВЫ УРАЛЬСКОЙ (НИЖНЕТАГИЛЬСКОЙ) РОСПИСИ

Елясова Елена Викторовна
студент 4 курса, кафедра декоративно-прикладного искусства ХГУ, РФ, Республика Хакасия, г. Абакан
Гузеватова Елена Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры декоративно-прикладного искусства ХГУ, РФ, Республика Хакасия, г. Абакан

 

Декоративная нижнетагильская роспись — одно из наиболее ярких явлений русского народного искусства.

Нижнетагильская роспись — это одно из направлений урало-сибирской росписи, разновидность которой выражается в свободной кистевой манере письма масляными красками, распространенной на Урале и в Западной Сибири. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий, мебели, женских орудий труда и распространенный среди крестьянства обычай расписывать свои дома. Роспись предполагает особую технику мазка (разбел), когда на кисть одновременно с белилами берётся цветная краска.

В наше время исследование каждой отрасли и разновидности приобретает большое практическое значение, так как без этого невозможно решать вопросы развития современного народного творчества. Изучение декоративных росписей Урала необходимо не только для теории и истории отечественной культуры, но и для практики, для определения художественно-стилевой направленности народных промыслов этого крупного региона нашей страны.

«Особое место среди различных видов украшений занимает роспись. У нее свое, весьма насыщенное пространство, лишь внешне соприкасающееся с трудовым: свободная поверхность становиться окном в другой мир, в котором царит сказка или же вполне переосмысленная, взятая в своей идеальности повседневная жизнь» [4, с. 8].

У истоков нижнетагильской росписи находится урало-сибирская роспись. Рассмотрим более подробно общие черты уральской (нижнетагильской) росписи.

Определенное влияние на формирование уральской росписи оказали занесенные сюда старообрядцами иконопись и приемы декоративной народной росписи.

Наиболее значительные очаги горнозаводской росписи сложились в Нижнетагильском, Невьянском, Верх-Нейвинском, Нижнесалдинском поселках, а так же в соседних с ним селениях.

Черный лак использовали не только как самостоятельный вид отделки металлических и деревянных изделий, придающий им особое благородство, но и как фон для росписи и живописи, усиливающий звучание их цветов.

Нижний Тагил, один из наиболее крупных комплексов промышленного Урала, стал промысловым центром. Искусство «малевания» развивалось здесь в районах заселенных староверами на Вые и в Ключах. Проблема рабочей силы в Нижнем Тагиле была решена, поэтому заводовладельцы стали чаще разрешать крепостным мастерам откупаться от обязательного заводского труда или нанимать вместо себя вольных людей, что давало им возможность заниматься только ремеслом, в том числе и живописным.

В 30—40 гг. только в Нижнем Тагиле насчитывалось до 140 различных мастерских, в том числе 24 занимались изготовлением подносов и других вещей, украшенных живописью.

Обучение в семейных мастерских дало промыслу многих ведущих художников. Формировались целые художественные династии: Дубасниковы, Худояровы, Перезоловы.

Особое внимание в горнозаводском и сельском типах росписи уделялось «цветочному орнаменту» использованию цветочных мотивов.

Уральский букет. Со знаменитой тагильской росписью металлических подносов, схожа во многом, роспись туесков, шкатулок, железных столиков. В цветочной росписи самой распространенной была композиция «букет», известная в разных вариантах в русском прикладном искусстве XVIII—XIX веков и органично вошедшая в горнозаводскую роспись. Особенностью этой композиции было равномерное расположение элементов во все стороны от зрительного центра и сохранение вертикальной ориентации. Это очень сближало ее с традиционным мотивом народного искусства — древом жизни.

Например, на бураке, такая композиция объяснялась тем, что два пояска — вверху, по горловине, и внизу, у основания бурака, — останавливают движение по вертикали. Горизонтальное же ограничивается видимой частью плоскости. «Таким образом, для росписи свободным остается площадь, близкая по пропорциям к квадрату. Самая подходящая для нее композиция — это букет. В центре такого букета ставят цветочную группу. От нее в стороны расходятся веточки с бутонами или ягодками и остроконечные листья» [1; 85].

В первой половине XIX века сложились несколько типовых композиций. Одна из них — вертикально-ориентировочная — связана с оформлением вертикальных плоскостей в частности подносов. Такие же композиции применяли в украшении маленьких шкатулок, на которых растительный мотив нередко «рос» из вазона. На подносах чаще писали букет из трех крупных розеток или цветов с дополняющими их бутонами, ягодками и листьями. На шкатулках — мотив изгибающейся ветки с отходящими от нее перистыми листьями и венчающими ответвления цветами.

Другая распространенная композиция — центрическая применялась в оформлении бытовых подносов. В ее основе лежит изображение одного либо двух крупных, симметрично расположенных цветов, дополненных листьями, ягодками и травкой. На свободной части поля писали гирлянды из листьев и ягодок. Иногда цветы на прямоугольных формах располагали по углам и соединяли гирляндами.

Эти композиционные принципы и цветочные мотивы, получившие широкое применение в горнозаводской росписи по металлу, имели своими истоками не только украшение бытовой утвари и старообряднической иконописи; на них, безусловно, оказали воздействие изображения цветов и растений в народном лубке и особенно в художественном оформлении тканей — народной набойке, в рисунках парчовых тканей, в шелковых с вытканным узором платках.

Фактурные разделки. В конце XIX века в связи с желанием покупателей иметь вещи дешевые, но видом богатые трудоемкая живопись была частично заменена литографиями и гравюрами; фон подносов разделывали «под малахит», «под черепаху», «под красное дерево».

Уральский краевед И.А. Орлов, собирающий материал о нижнетагильском промысле, сообщил о существовании такого способа оформления фона подноса, как «поддув». Выполнялся он следующим образом: на лист бумаги насыпали немного металлического порошка и сдували его на еще сырую краску она. Произвольно разлетаясь, порошок создавал причудливые, блещущие искорками рисунки.

«Золотой узор» и золотой орнамент. Золотые цветы и травы — традиция еще с XVIII века присущая тагильской живописи. Наводили такой узор серебряной или оловяной краской, а золотой цвет он приобретал после покрытия лаком.

Таким образом, золотой орнамент на всех этапах развития уральских подносного и сундучного промыслов оставался их отличительным признаком, увеличивающим нарядность произведений и придающим им неповторимое своеобразие.

В качестве фона на ранних этапах преобладали контрастные тона: синий, зеленый, оранжево-красный, а впоследствии — приглушенные: охристый, голубой, розовый. Интуитивно мастера находят точные цветовые сочетания фона и росписи. В композиции и в колорите найдена удивительная гармония.

Цветы довольно крупные. Отсюда их местное название — «шапы» или «шапки». Треугольник, который они составляют, расширяется до круга тремя мелкими цветами — «вертушками» — со спиральными лепестками. Краски накладываются последовательно, слой за слоем. «При распределении главных композиционных пятен краской основного цвета, — пишет В.А. Барадулин, — пальцами наносили подмалевок. Затем брали кисть, формировали лепестки цветов, оттеняли белым «вертушки», уверенными движениями наносили оживки на листья, писали травку. Благодаря небольшому числу неразбавленных тонов цвета достигали предельной напряженности… Так как смешение красок при росписи происходило не на палитре, а непосредственно на мотивах (на не просохший еще подмалевок наносили моделирующие мазки), то получались мягкие переходы от одного цвета к другому» [1, с. 86].

В начале XX века, как уже отмечалось выше, меняется тональность тагильской росписи. Снижается яркость общего цветового решения. Одновременно уменьшаются цветочные формы и размер букета в целом. В некоторых росписях цветочные мотивы стали более натуралистическими. Это объясняется тем, что мастера стали работать кистями, тогда как раньше часть работы выполнялась пальцами.

Примеры таких разновидностей росписи можно наблюдать на бураках и подносах, хранящихся в Нижнетагильском, Кунгурском краеведческих музеях [4, с. 88].

На рубеже веков был утрачен секрет изготовления «хрустального» лака. Помимо этого, на рубеже XIX—XX веков утрачивается секреты, дешевеет материал изготовления.

Возрождение мотивов нижнетагильской росписи в народных промыслах.

Перед первой мировой войной многие промыслы стали угасать. Упадок довершила разруха, национализация после Октябрьской революции лесного фонда страны. Начался отток крестьянства на индустриальные стройки. В Тагиле промысел захирел, а в Нижней Салде едва теплился. Там была организована артель «Путевод», где в 1935—1937 годах наряду с другой продукцией делали расписные бураки. Но интерес уральцев к берестяным буракам упал, постепенно они вытеснялись металлической и стеклянной посудой. «Массовая миграция сельского населения в города, изменение ценностных ориентаций в пользу городских предметов обихода ставили берестяные изделия, даже расписанные цветами, на уровень деревенского, «отсталого» быта» [4, с. 94].

Нижнетагильскими мастерами были предприняты попытки применения росписи в оформлении новых видов изделий. В 1937 году была создана серия расписных панно для выставки народного творчества.

Историки и искусствоведы, художники и технологи уже немало сделали для восстановления горнозаводских народных росписей на базе уральских художественных промыслов. Благодаря этому уральская цветочная роспись переживает сегодня свой новый расцвет. Успешно возрожден «уральский букет» в украшении подносов. Современные произведения тагильского лакового промысла занимают достойное место среди работ лучших художественных промыслов нашей страны. «Наши современники ценят в произведениях своих предшественников высокое мастерство исполнения, смелость цветовых и композиционных решений, изысканность растительных форм» [2, с. 97].

С полной уверенностью можно сказать, что горнозаводская декоративная роспись в целом и тагильская лаковая роспись по металлу в частности были для Урала и Сибири тем же, чем стали для Центральной России и Поволжья, а теперь и для всей нашей страны произведения таких всемирно известных художественных промыслов, как Жостово, Федоскино и Хохлома.

Современные произведения тагильского лакового промысла-родоначальники русской национальной живописи по металлу — занимаю достойное место среди работ лучших художественных промыслов нашей страны. Работы А.В. Афанасьевой, Г. Бабина, Т. Юдиной, В. Гробовой и др. художников Нижнего Тагила, по-своему трактующих «тагильскую розу» символ декоративной росписи Урала. Изучение истории искусства горнозаводских росписей помогает понять смысл многих изображений и сюжетов, раскрыть содержание произведений старых мастеров.

Пока удалось восстановить основные вехи и наметить некоторые направления развития уральского букета, украшавшего некогда самые разнообразные предметы быта. Исследователи и искусствоведы уже немало сделали для восстановления горнозаводских росписей на базе народных промыслов. Благодаря этому уральская роспись переживает сегодня свой новый расцвет.

Традиционное в своей основе современное искусство тагильского промысла является удивительным сплавом творческого наследия народной уральской культуры и высоких достижений профессионального декоративно-прикладного искусства.

Традиционные мотивы нижнетагильской росписи издавна используются в проектировании изделий разного бытового назначения, в украшении быта. Вещи по заказу или для себя так же были — и они выражают чисто уральские вкусы при выборе предмета и декоративного убранства — самобытность художественной и бытовой уральской культуры.

Самобытная и все еще красивая, роспись способствует формированию особого домашнего мира своеобразного цветочного микромира.

Сама история и изучение предпосылок, зарождения и развития расписного промысла на Урале подсказывают развитие идеи в создании новых вещей, которые помимо своей практичности могли бы стать хорошим украшением любого дома и квартиры. Все очевиднее необходимость в украшении предметов, предназначенных для кухни: кухонных досок, совков, чашек, подставок, предметов праздничного стола — конфетниц, подносов для пирога и хлеба. Уральская роспись как нельзя лучше соответствует этому — простые цветочные сочетания, цветной фон, крупные мотивы позволяют сделать ряд декоративных вещей. Имеются в виду вещи утилитарные, с которыми человек имеет дело ежедневно. В современной квартире, доме они могли бы стать активным цветовым пятном, привлекающим внимание, а роспись будет восприниматься как самоценное произведение.

Более подробное и точное знание мотивов нижнетагильской росписи поможет мастерам декоративно-прикладных техник предлагать новые свежие идеи в русле русского исторического промысла. Чтобы овладеть техникой работы с этим материалом, необходимо познакомиться с методами и способами традиционной техники живописного письма. Необходимо исследовать исторические изделия в музейных коллекциях, пробовать их реконструировать. Необходимо также изучать работы старых мастеров, бывать в фольклорных экспедициях, заниматься исследовательской работой. Таким образом, навыки и мастерство могут развиваться в результате изучения опыта, предыдущих поколений, исследовательском интересе и практической работе.

 

Список литературы:

  1. Барадулин В.А. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала. Свердловск: Средне-уральское, книжное издательство, 1987 — 128 с.
  2. Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. (Крестьянский расписной дом). — Л.: Художник РСФСР, 1987. — 200 с.
  3. Дмитриев А. Тагильские бураки // Лес и человек: Ежегодник, 1992. — М.: Лесная пром-ть, 1991. — 192 с.
  4. Жегалова С.К. Русская народная живопись: Кн. для учащихся ст. классов. — М.: Просвещение, 1984. — 160 с.