Статья:

СПЕЦИФИКА СМИ В КОНТЕКСТЕ ВЛИЯНИЯ НА СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Конференция: XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 3. Культурология

Выходные данные
Алёхина Е.О., Томилина А.В. СПЕЦИФИКА СМИ В КОНТЕКСТЕ ВЛИЯНИЯ НА СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(23).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СПЕЦИФИКА СМИ В КОНТЕКСТЕ ВЛИЯНИЯ НА СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Алёхина Екатерина Олеговна
студент 1 курса Сибирского государственного индустриального университета, РФ, г. Новокузнецк
Томилина Анастасия Валериевна
студент 1 курса Сибирского государственного индустриального университета, РФ, г. Новокузнецк
Быкасова Лариса Валентиновна
научный руководитель, доц. Сибирского государственного индустриального университета, РФ, г. Новокузнецк

 

Для понимания специфики средств массовой информации (далее СМИ) необходимо рассмотреть сущность СМИ как определенного культурного феномена, созданного обществом. СМИ — периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) [1].

Целью статьи является рассмотрение тех аспектов СМИ, которые оказывают влияние на сознание человека.

Телевидение, радио, кино, журналы, газеты, интернет призваны быть источниками актуальной и полезной информации для человека. Но так ли это на самом деле? А если нет, тогда как информация влияет на развитие и деятельность человека?

В современном мире особое место в жизни каждого человека занимают СМИ. Они настолько прочно обосновались в повседневной жизни человека, что он не может представить своего существования без них. Для нас стало, довольно, обыденным смотреть любимые сериалы, узнавать последние новости через Интернет и, конечно же, слушать уже полюбившуюся радиоволну. СМИ стали неотъемлемой частью нашей жизни и, естественно, играют большую роль в удовлетворении культурных, информационных и духовных нужд современных людей. Их воздействие начинается с самого раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни. СМИ оказывают влияние на формирование сознания людей, взгляды, привычки, определяют духовные ценности. Благодаря средствам массовой информации человек может познакомиться с жизненной ситуацией, и выработать определённое отношение к ней. Итог таков, что практически на 80 % личное и общественное мнение формируют СМИ.

В первую очередь СМИ влияют на восприятие человеком окружающего мира. Мы получаем различную по качеству информацию: правдивую или ложную. Причем правдивость информации зависит не только от вида СМИ (телевидение или интернет), но и от источника информации (город или государство). Ярким примером такого различия в подачи информации является ситуация в Украине и то как ее описывают СМИ России и СМИ Украины, СМИ стран Европы и США. У каждого информационного источника свое мнение и своя версия происходящий событий. Несомненно, все это влияет на восприятие ситуации людьми. В связи с такой «разношерстностью» информации, презентованной обществу, некоторые СМИ обвиняются со стороны конкурентов в так называемой «промывки мозгов». В новостных передачах Первого канала неоднократно говорилось о том, что различия в подачи информации приводят не только к спорам среди групп населения, но и к конфликтам внутри некоторых семей.

Средства массовой информации с нами 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. Все группы и слои общества вовлечены в процесс передачи информации, так сказать, «из уст в уста». Люди, получая информацию, передают ее другим людям, даже не задумываясь, насколько она объективна.

Однако одна из основных проблем современных СМИ не столько в качестве предлагаемой ими информации, а сколько в способе ее подачи аудитории. Цензура — понятие, которое принимало в сознание людей на протяжении ее существования различные обличия. Порой она была помощником в осуществлении социальных функций государства и помогала закреплять важнейшие нормы и правила молодому подрастающему поколению. Но иногда цензура была жесткой рукой правительственной диктатуры некоторых стран (например, СССР в 30-е годы) [2]. Сказать, что цензура не нужна совсем или же она точно должна быть, точно нельзя. Однако следовать народной мудрости «все хорошо — в меру» порой самое верное решение.

Следует отметить, что в современной России правительство придерживается именно такой позиции. Резких запретов на определенные элементы СМИ нет, но все же присутствую некоторые ограничения (например, возрастной ценз и штраф за плагиат). Отмена цензуры приведет к деформации моральн0-нравственных, общечеловеческих ценностей. Пропаганда насилия, ненормативной лексики, неуважения к религиозным устоям — это лишь малый список того, что будут показывать в СМИ, в частности на телевидении и в интернете, при отмене цензуры. По-нашему мнению, информация, которая непосредственно поступает на экраны телевизоров и мониторы компьютеров, должна быть тщательно проверена и отчищена от негативных факторов воздействия на сознание человека и особенно молодежи.

Поскольку сознание и духовный мир молодежи находится в состоянии становления, то именно СМИ способны оказывать особое влияние на их формирование. В современном обществе молодое поколение формирует свои взгляды, мнения и вкусы благодаря журналам, развлекательному телевидению и Интернету.

Бесспорно, телевидение, газеты и журналы имеет большую популярность, однако в большей степени среди населения среднего возраста (30—50 лет). Для молодой возрастной группы (до 30 лет) более интересным и привычным источником информации является интернет. Именно молодежь максимально использует интернет для поиска информации.

СМИ не всегда предоставляют качественную информацию, а, наоборот, зачастую пропагандирует аморальный образ жизни и поведения. Одним из негативных примеров влияния СМИ служит глобальная сеть, которая содержит в себе часто информацию сомнительного содержания. Надо сказать, что в отличие от телевидения, интернет более удобен в использовании, так как ты сам решаешь, что и когда тебе узнать с его помощью. Игры, видео, фото — все это то, что мы можем наблюдать в интернете с избытком и в большом разнообразии. Однако самой популярной частью интернета, конечно же, являются социальные сети. «Одноклассники», «ВКонтакте», «Твиттер», «Фейсбук» — это список самых популярных социальных сетей России и мира. Само понятие «социальная сеть» появилось в 1995 году, с открытием американского портала “Classmates.com”. Проект оказался довольно успешным, что в следующие несколько лет спровоцировало появление не одного десятка аналогичных сервисов. Однако официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003—2004 годы, когда были запущены «Майспейс» и «Фейсбук» [3]. Изначально социальные сети были предназначены для людей с ограниченными возможностями, и для тех, кто не мог видеться со своими близкими, находясь от них на дальних расстояниях по различным причинам. Но позднее пользователями социальных сетей все чаще начали становиться обычные люди, без явных проблем с общением. В настоящее время абсурд пользования такими сетями дошел до того, что люди (в основной части молодежь), пользуются своими аккаунтами лишь для того, что бы повысить свой статус (например, с помощью фотографий и количеством друзей). Хотя многие из пользователей социальных сетей могли бы свободно общаться с большинством своих друзей из сети в «живую», они предпочитают делать это виртуально. Подростки стали зависимыми от каждодневного общения во всемирной паутине, у них не остается времени для общения в реальной жизни. Разумеется, они выбирают такой способ общения по разным причинам. К примеру, чтобы обмануть собеседника по поводу внешности, ведь в мире интернета любой может стать практически кем угодно. Такие цели вполне безобидны, но есть и те, кто пользуются доверчивостью людей в социальных сетях и пытаются их обмануть, то есть совершить правонарушение. Таким образом, социальные сети учат молодежь тому, что в виртуальном мире ты можешь быть кем захочешь и делать практически все, что захочешь, и остаться при этом безнаказанным, ведь во всемирной сети трудно доказать преступление, так как этот мир — нереален.

В заключении следует отметить, что на формирование личности ребенка, подростка, а потом и жизнедеятельность взрослого человека влияет все, что его окружает, в том числе СМИ. Есть в этом конечно плюсы — мы познаем мир каждый день, порой даже не придавая этому большого значения, однако одновременно с этим процесс познания мира таит в себе и опасности. Часто мы воспринимаем информацию, не думая о ее последствии для нас, хотя она далеко не всегда может быть для нас полезной. Поэтому человеку стоит помнить о том, что телевидение, интернет, радио и различные печатные издания, однажды могут сыграть с его сознанием, психикой и менталитетом злую шутку. Так что прежде чем, смотреть, читать и слушать информацию, человеку необходимо понять, какие потребности являются подлинными, а какие мнимыми.

 

Список литературы:

  1. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. — № 2124 — о средствах массовой информации.
  2. История советской политической цензуры. Документы и комментарии / Составитель Т.М. Горяева. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997 — [Электронный текст]. Режим доступа: http://www.fedy-diary.ru/html/062011/23062011-08a.html.
  3. Кристакис Н., Фаулер Д. Связанные одной сетью. Как на нас влияют люди, которых мы никогда не видели. — Юнайтед Пресс, 2011 — [Электронный текст]. Режим доступа:. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4296991.