Статья:

ПОЛЯРНОСТЬ ЭМОЦИЙ В ДИСКУРСЕ ЛЮБВИ

Конференция: XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 4. Лингвистика

Выходные данные
Цветкова Е.Э. ПОЛЯРНОСТЬ ЭМОЦИЙ В ДИСКУРСЕ ЛЮБВИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(23).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 7 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОЛЯРНОСТЬ ЭМОЦИЙ В ДИСКУРСЕ ЛЮБВИ

Цветкова Ева Эдуардовна
студент ИФЖ и МКК Южного федерального университета, РФ, г. Ростов-на-Дону
Гущина Людмила Викторовна
научный руководитель, доцент ИФЖ и МКК Южного федерального университета, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Любовь — это самое сильное чувство, которое человек способен испытать. Многовековая традиция анализа темы любви изучает ее в широком спектре различных наук таких, как: философии, теологии, эстетике, литературоведении и других дисциплинах гуманитарного цикла. Разнообразные определения феномена любви отражают многомерность его природы, культурного существования. Любовь многогранна, она представляется как религиозное чувство, как выражение биологического инстинкта, как стремление обрести бессмертие, как «влечение к смерти», как субъективное ощущение, а также и как вид коммуникации. Любая культурно-историческая эпоха имеет особые, характерные для нее концепции любви, которые указывают на конкретные аспекты человеческих отношений, признаваемые наиболее социально значимыми на определенном отрезке времени.

Исторически сложилось так, что отношения, основанные на любви (будь то любовь матери к ребенку, или любовь мужчины к женщине) зачастую определяли и продолжают определять поступки людей. На сегодняшний день существуют многочисленные классификации видов любви, которые характеризуют различия в культурных и исторических эпохах, различия в общественном положении, различия в традициях и устоях того или иного общества [1]. Способы выражения любви могут характеризовать и особенности нравственного уровня современного общества. Все вышесказанное говорит об актуальности настоящей темы исследования.

Целью настоящей статьи является выявление и анализ сосуществования полярных чувств в дискурсе любви на материале современной англоязычной прозы.

Как известно, понятие «дискурс» (от фр. discours, англ. discourse, от лат. discursus «бегание взад-вперед; движение, круговорот; беседа, разговор») представляет собой речь, процесс языковой деятельности и / или способ говорения. Это многозначный термин ряда гуманитарных наук, предмет которых прямо или опосредованно предполагает изучение функционирования языка в сферах лингвистики, литературоведения, семиотики, социологии, философии, этнологии и антропологии.

Под дискурсом любви в художественном произведении мы понимаем развертывание как диалогической, так и внутренней речи любящего человека с позиции персонажа или автора, релевантной для понимания идейного содержания текста.

К.О. Погосова определяет любовь как способность человека переживать глубокие душевные переживания и / или сильные внутренние ощущения продолжительное время [2].

Речь любящего человека, как правило, метафорична, что придает особый поэтический тон любовному дискурсу. Вероятно, точность референции и значения размываются в любовном дискурсе из-за неясности самого объекта, т. е. любви. Любящий человек никогда не может быть полностью уверен в том, как будут восприняты его слова, как отреагирует на них его партнер, поймет ли он, какой именно смысл был заложен в любовное признание и т. д.

Любовь трактуется и как универсалия культуры субъектного ряда, которая фиксирует в своем содержании глубокое индивидуально-избирательное интимное чувство. Для любящего человека любовь является максимальной ценностью и важнейшей направляющей, детерминантой, жизненного пути. Любовь по сути автономна, поскольку невозможно искусственно ни вызвать ее, ни прекратить, ни переключить внимание на другой предмет.

Будучи сложным понятием, любовь включает комплекс характеристик, и в зависимости от ситуации, объекта, субъекта и т. п. любовь, определяемая как чувство, может выступать в виде чувства, эмоции, эмоционального состояния и / или ощущения.

Сложный, противоречивый характер любви проявляется в наличии двух полярных чувств: положительного и отрицательного эмоциональных переживаний. Анализ фактического материала позволяет нам сделать вывод о том, что, когда любовь описывается с позитивной точки зрения, она нередко сопровождается другими положительными эмоциями такими, как: счастьем (happiness), радостью (joy), привязанностью (affection), интересом (interest), удовольствием (pleasure), восторгом (delight), заботой (care) и волнением (excitement). Другими словами, характерным аспектом любви является особый эмоциональный ореол ее носителя, который выражается в душевном подъеме и радостном мировосприятии любящего человека.

Также, любовь может быть представлена в комплексе с отрицательными эмоциональными состояниями такими, как: печаль (sorrow), тоска (longing for), отчаяние (despair), страдание (suffering), боль (pain) и даже страх (fear).

Рассмотрим некоторые примеры дискурса любви, в которых соседствуют полярные (положительные и отрицательные) чувства. Например:

“Samantha?” comes a crisp, precise voice in my ear. “Darling, I can’t come tonight, I’m afraid.” “You can’t come at all?” My smile falters. “Not even… for a drink?”

“Far too much on. I have a very big case on and I’m in court tomorrow — No, get me the other file,” she adds to someone in her office. “These things happen,” she resumes. “But have a nice evening with Daniel. Oh, and happy birthday. Ive wired three hundred pounds to your bank account” [3].

В данном примере мы видим диалог между главной героиней Самантой и ее матерью. У главной героини день рождения, на который ее мать не смогла прийти. Из контекста ситуации мы понимаем, что это вполне обычное поведение матери. Таким образом, Саманта страдает, испытывая наряду с любовью к матери, боль, обиду и отчаяние от того, что мать не может уделить ей внимание в такой праздник, особенный для них двоих. Так, автор представляет негативный аспект любви. В продолжение диалога приводятся размышления главной героини:

Mum never asks me about my personal life. She expects me to be as focused and driven as she is, if not more so. And even though we don’t talk very often anymore, even though she’s less controlling than she was when I was younger, I still feel apprehensive whenever she rings [3].

Анализируя приведенный пример, становится очевидным, что карьера для матери Саманты была всегда важнее всего остального, даже собственных детей. Она, конечно же, воспитывала их, но при этом не проявляя должной заботы об их душевном состоянии. Автор выражает данное положение дел посредством большого количества отрицаний (never, if not more so, we dont talk). Внутреннее состояние главной героини становится понятным читателю по фразе: I still feel apprehensive whenever she rings, которая характеризует не только нынешнее удрученное состояние героини, но и все ее детство.

Теперь рассмотрим пример речевого воздействия в дискурсе любви, несущего положительные эмоции:

But I don’t care. I have to find Nathaniel. I have to tell him he’s the most important thing in my life, more important than any job. I have to tell him I love him. I don’t know why I didn’t realize it before, why I never said it before. It’s so obvious. Its so blinding [3].

В указанном примере мы наблюдаем совершенно полярные чувства, полностью противоположные отрицательным эмоциям. Сопоставление отношения героини к своей матери (страх не оправдать ожиданий последней) и отношения к любимому мужчине (переполняющая чувствами любовь, которой не важно, каков социальный статус партнера) оказывается поразительным.

Таким образом, проанализировав современную англоязычную художественную литературу на предмет изучению дискурса любви, мы полагаем возможным сделать вывод о том, что любовь — это эмоциональное состояние, которое может выражаться как позитивными, так и негативными эмоциями и иметь различное лексическое выражение. Дискурс любви способен оказывать влияние не только на восприятие конкретной ситуации, но и на психическое состояние человека. Следовательно, изучение дискурса любви оказывается актуальным и перспективным, в частности в аспекте отображения изменений понимания любви в культурах разного времени.

 

Список литературы:

  1. Рубенис А. Сущность любви. — М., 1989.
  2. Погосова К.О. Концепты эмоций в английской и русской языковых картинах мира: Автореф. дис. … канд. филол. наук // Владикавказ, 2007.
  3. Kinsella S. The Undomestic Goddess. — L., 2005.