Статья:

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ В ШКОЛЕ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Конференция: XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Беляшова Е.С. МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ В ШКОЛЕ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(23).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ В ШКОЛЕ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Беляшова Екатерина Сергеевна
студент, 6 курс, Кафедра дизайна, Институт Искусств и Креативных Технологий МГГУ имени М.А. Шолохова, РФ, г. Москва
Ткалич Светлана Константиновна
научный руководитель, д-р пед. наук, Институт Искусств и Креативных Технологий МГГУ имени М.А. Шолохова, РФ, г. Москва
Фазылзянова Гузалия Ильгизовна

 

В статье рассмотрены возможности использования инновационных педагогических технологий в процессе обучения детей школьного возраста основам композиции и техникам изобразительного творчества. Стратегия модернизации образования в школе позволяет конструировать авторские методики и адаптировать их к утвержденной учебной программе. Особый интерес у родителей и школьников вызывают результаты творческих уроков, где дети могут раскрыть свои способности, неизвестные даже в семье.

Актуальность. На современном этапе модернизации подхода к профессиональной деятельности педагога в школе важно понимать, что модернизация означает усиление внимания на детализацию приёмов и методов обучения на каждом предмете. Профессиональная деятельность преподавателя изобразительного искусства включает учебную, научно-методическую и культурно-просветительскую работу. Она направлена не только на развитие навыков, способностей, но и формирует культурную основу будущего взрослого человека.

Важным фактором мы выделяем воспитание школьников младших и старших классов посредством искусства. При этом преподаватель изобразительного искусства обязан сам хорошо владеть базисным инструментарием: основами композиции, рисунка, живописи, разнообразными декоративными техниками. Также он должен знать историю искусств, педагогику и психологию, что познаётся еще на студенческой скамье. Студент — будущий педагог должен, прежде всего, сам научиться всем тем ступеням знаний и навыков, с помощью которых он будет преподавать школьникам.

В России есть хорошая традиция: приобщать к основам рисунка и живописи с детских лет. Задача педагога — развить чувство меры, эстетический вкус ребенка, чтобы избежать бездумного копирования образцов, излишнего стилизаторства в работе, помочь обрести творческое лицо каждому ученику [5; 55]. Традиция и сегодня функционирует в виде развитой системы школ искусств.

Эмпирический метод анализа (просмотры работ, посещение уроков, собственный опыт обучения в школе искусств и беседы с родителями и педагогами) позволяет сделать вывод, что инновационный подход к организации учебного процесса на занятиях по основам изобразительного искусства содержит элементы психолого-педагогического характера:

  • организацию образовательного пространства художественными средствами, при этом можно использовать музыкальные фрагменты, экологические фрагменты: журчание горного ручья, шум водопада, пение птиц,
  • формирование эмоционально-благоприятной атмосферы на уроке, используя поговорки, 5-минутные музыкальные паузы для разминки,
  • формат индивидуальных консультаций учителя с учениками по улучшению художественной работы учителя с учениками.

Сегодня рекомендуется каждому педагогу учитывать опыт как отечественный, так и международный. Однако рекомендации должны сопровождаться конкретными образцами. Например, наши педагоги с большим энтузиазмом используют слайд-презентации, звуковые уроки, мастер-класс, записанные на диск. Но, к сожалению, не могут позиционировать свои персональные достижения в научной статье для зарубежного журнала как обмен опытом.

Занятия с детьми. Уроки по изобразительному творчеству имеют колоссальное значение для развития у детей и подростков понимания нормативов эстетики и художественного вкуса. Креативно мыслящий педагог всегда сможет придумать разного рода учебно-воспитательные задачи, на которые дети и подростки должны найти ответ и грамотно его сформулировать. Важно уметь переключить внимание группы с одного способа действий на другой. Например, ответ для задачи можно показать в эскизном наброске и можно написать на листке бумаги. Педагог от занятия к занятию может усложнять задачи и проводить мониторинг развития воображения и творческих способностей учащихся. Можно сделать постепенно коллективный проект о животных, птицах и растительности местности, района, где находится школа искусств.

Занятия с подростками. Главной целью современной школы является формирование у подростка активного стремления к созидательной деятельности, важной для самореализации во взрослой жизни. Именно поэтому важно разработать программу, где знаниевый компонент переходит в продуктивный процесс обучения для того, чтобы подросток мог приобщиться к разным сферам профессиональной практической деятельности. В этой связи в школе искусств кроме рисования, также важно развивать программу коллективных проектов, где каждому отведена его практическая часть работы.

Традиция и инновация в обучении. Сегодня среди педагогов нет единого мнения о необходимости сочетать в своей работе как формальные, так и неформальные методы учения. Возникает определенное недопонимание в коллективах, когда начинается разговор о необходимости внедрения неформальных подходов в преподавании изобразительного искусства.

Если одним из приоритетных направлений становится внедрение в образовательный процесс новых технологий, то неформальный метод и есть один из форматов инновации в обучении. Изобразительное искусство не должно быть скучным и однообразным занятием для детей и подростков. Несомненно, что важно обучить канонам академического рисования и живописи. Но при этом применение неформальных методов обучения композиции, также освоение компьютерной техники, как инструмента для создания авторских композиций, формирует еще больший интерес к занятию изобразительным творчеством.

Педагогическая инноватика. Применение инновационных технологий в обучении и преподавании изобразительного творчества требует разработки навигаторов - методических рекомендаций по организации цикла уроков, в программы которого включаются:

  • построение урока,
  • отбор и выстраивание учебного материала для конкретной темы,
  • насыщение уроков сюжетами решения задач,
  • игровыми формами с воспитательным компонентом.

«Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса» [6]. Критериями технологичности являются: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость. Эти критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии.

Инновационная прикладная педагогика призывает переосмыслить весь педагогический процесс, как воспитания, так и обучения, взглянув на ученика, как на равноправный субъект творческой деятельности.

Инновационность в обучении имеет, прежде всего, социально-философский аспект, который в последние годы привлек к себе внимание социологов, психологов, педагогов, философов. Инноватика изначально формировалась как международная сфера исследований, поэтому понятие «инновация» встречается и в работах экономистов, культурологов.

Педагогическая инноватика предлагает новый подход к обучению — личностно-центрический. Педагогические инновации субъективны по позициям участников нововведенческой работы, направлены в будущее и имеют свои особенности и в ценностной сфере, и в специфике результата деятельности [7; 8; 9].

Инновационные процессы — закономерность в развитии современного образования, новая стратегическая линия образования. Это процессы, связанные с повышением результатов образованности с целью достижения личностью полноценного участия в жизни общества на максимальном для нее уровне успешности [7; 14].

Отличительной особенностью учебно-познавательной деятельности при инновационном обучении является такой тип овладения знаниями, при котором создаются условия для включения учащихся не просто в учебную деятельность, а в деятельность творческую. В этом случае деятельность школьника достигает продуктивно-творческого уровня. В инновационном обучении данная деятельность протекает как креативная, в процессе которой знания ученика формируются одновременно с умениями и создаются творческие продукты, подтверждающие и сформированность умений, и обобщающий системный характер знаний. Анализируя психологическую сущность инновационного обучения, нельзя не отметить, что в инновационном обучении идет положительная борьба с дефицитом эмоциональности [7; 17].

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией — заканчивается, чтобы затем все началось сначала» [1; 5]. При новой парадигме инновационного обучения преподаватель является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащегося. Роль организатора более ответственная, чем при традиционном обучении, она требует от педагога более высокого уровня профессионально-педагогической культуры.

В.О. Ключевский в своей работе отмечал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» [2; 19].

Вывод. На современном этапе требования к профессиональной подготовке педагога повышаются. Соответственно, каждый педагог должен знать, как переходить от простого урока к педагогической технологии, состоящей из блоков тематических уроков и вспомогательной визуальной, аудиальной информации.

 

Список литературы:

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — Переиздание — М.: Педагогика-пресс, 2012. — С. 5.
  2. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: Сборник статей. Выпуск 8: в 2 ч. – М.: Издательство «Прометей», 2012. — Ч. 2. — 448 с. — С. 8—17.
  3. Ключевский В.О. Афоризмы и мысли об истории: Афоризмы. Исторические портреты и очерки. Дневники / В.О. Ключевский. — М.: Эксмо, 2007. — 480 с. — (Русская классика). — С. 19. ISBN 978-5-699-24445-4.
  4. Козырева О.А. Проблема определения профессиональной компетентности педагога. Статья // «Управление современной школы Завуч», № 8, 2008. — С. 42—44.
  5. Красильников И.М. Творческое задание на уроках искусства. Статья // Искусство в школе. 2001, № 3. — С. 13—14.
  6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. — М.: Издат. центр «Академия», 1999. — 368 с.; ил. ISBN 5-7695-0415-3.
  7. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 256 с. ISBN 978-5-7695-7988-2.
  8. Татенашвили Н.О. Обучение изобразительной деятельности и развитие воображения у детей младшего школьного возраста. Статья. // Электронная конференция. 2012. Режим доступа: http://scjournal.ru/articles/issn_1993-5552_2012_5_51.pdf.
  9. Ткалич С.К., Ткалич А.И. Образовательный консалтинг: концептуальное моделирование информационно-технологического ресурса в магистратуре гуманитарного вуза. Статья. // SWorld. Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании. Украина: Одесса, 2013. — С. 33—37. РИНЦ SCIENCE INDEX.
  10. Фазылзянова Г.И. Творческое саморазвитие личности как условие модернизации современного образования // Дополнительное профессиональное образование специалистов социокультурной сферы: управление, инновации, качество. — Казань, 2007. — С. 15—19.