Статья:

К ВОПРОСУ ЗНАЧИМОСТИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5—6 лет С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Конференция: XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Доронина В.С. К ВОПРОСУ ЗНАЧИМОСТИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5—6 лет С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(23).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ ЗНАЧИМОСТИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5—6 лет С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Доронина Вероника Сергеевна
студент Новосибирского государственного педагогического университета, РФ, г. Новосибирск
Фур Екатерина Петровна
научный руководитель, старший преподаватель государственного педагогического университета, РФ, г. Новосибирск

 

Одним из ведущих факторов возникновения и существования культуры является коммуникация. Вся жизнь человека связана с общением, которое лежит практически в основе всего, что делают люди. Развитие личности во многом зависит и определяется ее социальным окружением. Через взаимодействие с людьми, человек, а в частности, ребенок, удовлетворяет свою важнейшую потребность — потребность в общении, совершенствует психические и когнитивные процессы и выходит на более высокий уровень в своем развитии. По мнению О.С. Павловой коммуникация является важнейшим фактором общего психического развития детей, который играет решающую роль в обогащении содержания и структуры человеческого сознания [8].

Понятие «коммуникация» в литературе рассматривается с разных точек зрения. В лингвистическом словаре коммуникация — «это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности» [5, с. 96]. В психологическом же словаре коммуникация — «это целенаправленный процесс передачи некоторого мыслительного содержания при помощи языка» [10, с. 104]. А в педагогическом словаре коммуникация — «это обмен информацией между людьми, в процессе которого человек сообщает о своих мыслях, чувствах, желаниях, переживаниях и эмоциональном состоянии» [4, с. 138]. Не смотря на различные трактовки данного понятия, общей мыслью терминов является то, что нарушение коммуникативных возможностей человека отрицательно влияет на его развитие.

В настоящее время компетентностный подход является инновационным процессом в образовании. В большом толковом словаре русского языка компетентность понимается как «осведомленность, авторитетность в каком-либо вопросе» [1, с. 583].

Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений: умение вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать (проявлять эмпатию); умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью и знанием норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими. Коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетентностей выпускника дошкольного образовательного учреждения, что обусловлено ведущей ролью коммуникации в современном обществе и жизни отдельного человека [7]. Коммуникативная компетентность для детей дошкольного возраста 5—6 лет проявляется в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками и использовании устной речи как основного средства общения.

Сегодня наблюдается тенденция к активному увеличению числа детей с нарушениями речи. Одним из наиболее распространенных и, в то же время, достаточно сложных нарушений речи является общее недоразвитие речи. Дети данной категории в возрасте 5—6 лет испытывают значительные трудности в развитии коммуникативной деятельности, ведь именно в старшем дошкольном возрасте ребенок овладевает навыками взаимодействия с окружающими людьми. В связи с этим, одной из важнейших задач специальной педагогики является не только преодоление общего недоразвития речи, которое направлено на развитие всех компонентов речи, но и на преодоление нарушений коммуникативных умений у детей дошкольного возраста 5—6 лет с общим недоразвитием речи.

Вопросом изучения коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста 5—6 лет с общим недоразвитием речи занималось множество ученных, среди них: Т.Б. Филичева [12], О.Е. Грибова [3], Л.Г. Соловьева [11], О.С. Павлова [9]. Тем не менее, данный вопрос не теряет своей актуальности и в настоящее время.

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование навыков коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста 5—6 лет с общим недоразвитием речи заключается в том, что благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению, ребенок знакомится с нормами поведения и правилами взаимоотношения людей между собой. В сюжетно-ролевой игре ребенок приобретает основные коммуникативные умения. Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, именно поэтому следует использовать данный вид игры в качестве развития коммуникативных возможностей ребенка. В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков общения. В условиях сюжетно-ролевой игры ребенок сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к решению конкретных ситуаций. В совместной деятельности непрерывно возникают ситуации, которые требуют согласования детей, проявления доброжелательного отношения по отношению друг к другу, умения отказываться от личных желаний ради достижения общей цели. Именно в сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков общения.

Так, например, А.С. Макаренко считает, что игра в жизни ребенка старшего дошкольного возраста имеет то значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, поясняет автор, таков он будет и в работе, когда вырастет [6].

Наряду с этим, Д.Б. Эльконин [13] говорит о том, что специфическая особенность сюжетно-ролевой игры состоит в том, что предметом этой деятельности является другой человек. Именно потому, что предмет деятельности другой человек, подчеркивает автор, эта деятельность — и есть уникальная возможность для развития коммуникативных умений человека. Важно не то, что делают люди друг с другом, пояснял Д.Б. Эльконин, а то, что предметом деятельности становится другой человек [13].

По мнению Л.С. Выготского [2], в сюжетно-ролевых играх происходит «реализация нереализуемых в жизни стремлений». В связи с тем, что ребенок не принимает активного участия в жизни взрослых и решении возникающих у взрослых проблем, то именно через сюжетно-ролевое взаимодействие у ребенка осуществляется своеобразный «выброс» накопившейся у него потребностей встать на место взрослого. Однако осуществление и развитие коллективной сюжетно-ролевой игры, отражающей реальную жизнь, невозможно без овладения ребенком многообразными формами общения друг с другом. Без полноценных средств общения группе детей не удается развернуть игру, а каждый ребенок группы не получит в таком случае подлинного удовлетворения от нее. Одновременно с этим сюжетно-ролевая игра, в силу своего коллективного характера, побуждает детей к овладению различными формами речевого общения [2].

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что в связи с тем, что ребенок дошкольного возраста 5—6 лет с общим недоразвитием речи по окончании дошкольного образовательного учреждения должен обладать некоторой совокупностью компетентностей, в том числе и коммуникативной компетентностью, то для этого необходимо развитие всех компонентов речевой системы. Следовательно, работа над развитием коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста 5—6 лет с общим недоразвитием речи должна осуществляться после того, как проведена работа со всеми компонентами речевой системы.

Более того, для успешного овладения коммуникативной компетентностью ребенком дошкольного возраста 5—6 лет с общим недоразвитием речи необходим тот материал, который будет направлен одновременно как на взаимодействие со сверстниками, так и на познание норм и правил поведения и речевого взаимодействия в процессе такого общения. Именно такую совокупность несет в себе сюжетно-ролевая игра для ребенка дошкольного возраста 5—6 лет с общим недоразвитием речи.

 

Список литературы:

  1. Большой толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: АСТ, 2004. — 1268 с.
  2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62—76.
  3. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией // Дефектология. — 1995, № 6. — С. 12—19.
  4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с.
  5. Лингвистический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 260 с.
  6. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. — М.: Педагогика, 1981. — 573 с.
  7. Максимова С.Е. Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. — 2013. — № 3. — С. 15—23.
  8. Павлова О.С. Коммуникативная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография. — М.: МОСУ, 2007. — 97 с.
  9. Павлова О.С. Коммуникативная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография. — М.: МОСУ, 2007. — 97 с.
  10. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — 2-е изд. — М.: Пресс, 1997. — 440 с.
  11. Соловьева Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями // Дефектология. — 2007. — № 4. — С. 37—45.
  12. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. — 2-е изд. — М.: Дрофа, 2010. — 189 с.
  13. Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. — 1976. — № 5. — С. 41—46.