К ВОПРОСУ ЗНАЧИМОСТИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5—6 лет С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Секция: 6. Педагогика
XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
К ВОПРОСУ ЗНАЧИМОСТИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5—6 лет С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Одним из ведущих факторов возникновения и существования культуры является коммуникация. Вся жизнь человека связана с общением, которое лежит практически в основе всего, что делают люди. Развитие личности во многом зависит и определяется ее социальным окружением. Через взаимодействие с людьми, человек, а в частности, ребенок, удовлетворяет свою важнейшую потребность — потребность в общении, совершенствует психические и когнитивные процессы и выходит на более высокий уровень в своем развитии. По мнению О.С. Павловой коммуникация является важнейшим фактором общего психического развития детей, который играет решающую роль в обогащении содержания и структуры человеческого сознания [8].
Понятие «коммуникация» в литературе рассматривается с разных точек зрения. В лингвистическом словаре коммуникация — «это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности» [5, с. 96]. В психологическом же словаре коммуникация — «это целенаправленный процесс передачи некоторого мыслительного содержания при помощи языка» [10, с. 104]. А в педагогическом словаре коммуникация — «это обмен информацией между людьми, в процессе которого человек сообщает о своих мыслях, чувствах, желаниях, переживаниях и эмоциональном состоянии» [4, с. 138]. Не смотря на различные трактовки данного понятия, общей мыслью терминов является то, что нарушение коммуникативных возможностей человека отрицательно влияет на его развитие.
В настоящее время компетентностный подход является инновационным процессом в образовании. В большом толковом словаре русского языка компетентность понимается как «осведомленность, авторитетность в каком-либо вопросе» [1, с. 583].
Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений: умение вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать (проявлять эмпатию); умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью и знанием норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими. Коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетентностей выпускника дошкольного образовательного учреждения, что обусловлено ведущей ролью коммуникации в современном обществе и жизни отдельного человека [7]. Коммуникативная компетентность для детей дошкольного возраста 5—6 лет проявляется в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками и использовании устной речи как основного средства общения.
Сегодня наблюдается тенденция к активному увеличению числа детей с нарушениями речи. Одним из наиболее распространенных и, в то же время, достаточно сложных нарушений речи является общее недоразвитие речи. Дети данной категории в возрасте 5—6 лет испытывают значительные трудности в развитии коммуникативной деятельности, ведь именно в старшем дошкольном возрасте ребенок овладевает навыками взаимодействия с окружающими людьми. В связи с этим, одной из важнейших задач специальной педагогики является не только преодоление общего недоразвития речи, которое направлено на развитие всех компонентов речи, но и на преодоление нарушений коммуникативных умений у детей дошкольного возраста 5—6 лет с общим недоразвитием речи.
Вопросом изучения коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста 5—6 лет с общим недоразвитием речи занималось множество ученных, среди них: Т.Б. Филичева [12], О.Е. Грибова [3], Л.Г. Соловьева [11], О.С. Павлова [9]. Тем не менее, данный вопрос не теряет своей актуальности и в настоящее время.
Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование навыков коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста 5—6 лет с общим недоразвитием речи заключается в том, что благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению, ребенок знакомится с нормами поведения и правилами взаимоотношения людей между собой. В сюжетно-ролевой игре ребенок приобретает основные коммуникативные умения. Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, именно поэтому следует использовать данный вид игры в качестве развития коммуникативных возможностей ребенка. В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков общения. В условиях сюжетно-ролевой игры ребенок сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к решению конкретных ситуаций. В совместной деятельности непрерывно возникают ситуации, которые требуют согласования детей, проявления доброжелательного отношения по отношению друг к другу, умения отказываться от личных желаний ради достижения общей цели. Именно в сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков общения.
Так, например, А.С. Макаренко считает, что игра в жизни ребенка старшего дошкольного возраста имеет то значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, поясняет автор, таков он будет и в работе, когда вырастет [6].
Наряду с этим, Д.Б. Эльконин [13] говорит о том, что специфическая особенность сюжетно-ролевой игры состоит в том, что предметом этой деятельности является другой человек. Именно потому, что предмет деятельности другой человек, подчеркивает автор, эта деятельность — и есть уникальная возможность для развития коммуникативных умений человека. Важно не то, что делают люди друг с другом, пояснял Д.Б. Эльконин, а то, что предметом деятельности становится другой человек [13].
По мнению Л.С. Выготского [2], в сюжетно-ролевых играх происходит «реализация нереализуемых в жизни стремлений». В связи с тем, что ребенок не принимает активного участия в жизни взрослых и решении возникающих у взрослых проблем, то именно через сюжетно-ролевое взаимодействие у ребенка осуществляется своеобразный «выброс» накопившейся у него потребностей встать на место взрослого. Однако осуществление и развитие коллективной сюжетно-ролевой игры, отражающей реальную жизнь, невозможно без овладения ребенком многообразными формами общения друг с другом. Без полноценных средств общения группе детей не удается развернуть игру, а каждый ребенок группы не получит в таком случае подлинного удовлетворения от нее. Одновременно с этим сюжетно-ролевая игра, в силу своего коллективного характера, побуждает детей к овладению различными формами речевого общения [2].
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что в связи с тем, что ребенок дошкольного возраста 5—6 лет с общим недоразвитием речи по окончании дошкольного образовательного учреждения должен обладать некоторой совокупностью компетентностей, в том числе и коммуникативной компетентностью, то для этого необходимо развитие всех компонентов речевой системы. Следовательно, работа над развитием коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста 5—6 лет с общим недоразвитием речи должна осуществляться после того, как проведена работа со всеми компонентами речевой системы.
Более того, для успешного овладения коммуникативной компетентностью ребенком дошкольного возраста 5—6 лет с общим недоразвитием речи необходим тот материал, который будет направлен одновременно как на взаимодействие со сверстниками, так и на познание норм и правил поведения и речевого взаимодействия в процессе такого общения. Именно такую совокупность несет в себе сюжетно-ролевая игра для ребенка дошкольного возраста 5—6 лет с общим недоразвитием речи.
Список литературы:
- Большой толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: АСТ, 2004. — 1268 с.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62—76.
- Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией // Дефектология. — 1995, № 6. — С. 12—19.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с.
- Лингвистический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 260 с.
- Макаренко А.С. Педагогическая поэма. — М.: Педагогика, 1981. — 573 с.
- Максимова С.Е. Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. — 2013. — № 3. — С. 15—23.
- Павлова О.С. Коммуникативная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография. — М.: МОСУ, 2007. — 97 с.
- Павлова О.С. Коммуникативная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография. — М.: МОСУ, 2007. — 97 с.
- Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — 2-е изд. — М.: Пресс, 1997. — 440 с.
- Соловьева Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями // Дефектология. — 2007. — № 4. — С. 37—45.
- Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. — 2-е изд. — М.: Дрофа, 2010. — 189 с.
- Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. — 1976. — № 5. — С. 41—46.