Статья:

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ЭМПАТИЙНОСТИ И ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Конференция: XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Деркач А.А. ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ЭМПАТИЙНОСТИ И ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(23).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ЭМПАТИЙНОСТИ И ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Деркач Арина Альбертовна
студент Смоленского государственного университета, РФ, г. Смоленск
Капиренкова Оксана Николаевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доц. кафедры общей психологии Смоленского государственного университета, РФ, г. Смоленск

 

В настоящее время одной из актуальных задач развития современного общества, является гуманизация. Отталкиваясь от этого, формируется позиция того, что гуманистическая концепция предусматривает новый тип взаимоотношений между людьми, построенный на уважении и принятии индивидуальности каждого. В этой связи особое внимание уделяется процессу формирования духовной культуры личности, неотъемлемой частью которой являются формирование широкого спектра чувств, способности человека быть терпимым к различиям между собой и другими, умения сопереживать, сочувствовать, радоваться успехам окружающих. Эти качества служат показателями эмоциональной зрелости личности.

Согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского нравственные, эстетические, а также интеллектуальные ценности не даны человеку от рождения, они формируются и развиваются в процессе принятия опыта предшествующих поколений, а также под влиянием воспитания и формирования активной позиции личности.

В период юношества и ранней взрослости (по периодизации Эриксона) идет активное развитие и закрепление гуманистической позиции личности. По мнению Эльконина для юношеского возраста характерно обязательное участие в общественной жизни [4]. Активная коммуникация является основой взаимодействия между молодыми людьми в это время.

Опираясь на изложенные выше концепции, мы можем утверждать, что эмпатия, являясь коммуникативным свойством личности, выполняет роль регулятора взаимоотношений между людьми. Она служит одним из основных критериев эффективного воздействия на личность в общении, проявляется в желании сопереживать, оказывать помощь другим людям [3]. Эмпатия напрямую связана с развитием гуманистических ценностей и формированием духовной культуры личности студента.

Уровень сформированности или несформированности эмпатийных тенденций определяет внутриличностный конфликт, который можно определить, как острое эмоциональное переживание, которое вызвано борьбой структур внутреннего мира личности, представляющее собой внутриличностное противоречие, вызванное противодействием примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями [1].

Исходя из этого, актуальность нашего исследования заключается в недостаточной разработанности проблемы соотношения эмпатийности и внутриличностного конфликта, изученности с позиции широкого спектра видов профессиональных направленностей. Представляет определенный интерес изучить взаимосвязь уровня эмпатии и внутриличностного конфликта у студентов разных профессиональных направленностей.

Методологические основы исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых: З. Фрейда, Э. Титченера, Т. Липпса, К. Левина, А.Р. Лурии, B.C. Мерлина, Л.С. Выготского.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, эксперимент, тестирование, методы обработки и интерпретации данных, методов математической статистики, сравнительно сопоставительный анализ.

Экспериментальными базами исследования стали Смоленский государственный университет, Смоленский государственный институт искусств. В эксперименте приняли участие 75 студентов выпускных курсов различных профилей подготовки: дизайнеры, преподаватели в начальных классах, логисты, психологи и строители.

Исследование стоилось по следующей структуре:

  1. Поиск и определение методов диагностики;
  2. Проведение диагностического исследования;
  3. Математическая обработка полученных результатов;
  4. Подведение итогов проведенной работы и формирование психологических портретов групп.

Методиками исследования выступили:

  1. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко;
  2. Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии И.М. Юсупова;
  3. Диагностика определения типа внутриличностного конфликта А.И. Шипилова.

По результатам диагностики мы сформировали числовые массивы для математического анализа в программном пакете Statsoft STATISTICA 7 по двум направлениям:

  • Непараметрический корреляционный анализ связей показателей в различных направлениях подготовки с помощью критерия Спирмена;
  • Факторный анализ каждого направления.

Исходя из полученных результатов, мы увидели, что фактор, который отражает корреляцию всех профессий — это внутриличностный конфликт, что говорит о том, что на данный момент у большинства респондентов существует тенденция к формированию завышенных требований к себе, причем важно отметить, что показатели по эмпатийности и по направлениям эмпатии развиты у каждой группы по-разному. Слабая корреляция по показателям теста Юсуповой выявлена у логистов и дизайнеров, в плане выраженности черт. Схожие показатели в сторону низкой эмпатийности проявились у логистов и строителей, и это не смотря на высокие показатели внутриличностного конфликта. Психологи и педагоги показали средний уровень связи по эмпатийным тестам, в сторону высокой эмпатийности, и в тоже время показали очень сильную связь по уровню внутриличностного конфликта. Также нами было выявлено полное не совпадение по тесту Бойко у логистов и психологов, в сторону психологов, то есть, здесь мы можем говорить, сформированность черт у представителей данных групп находится на кардинально разном уровне.

Для более полного представления мы проверили каждую группу в рамках факторного анализа и получили довольно интересные результаты. Так например, у дизайнеров, как у представителей творческой профессии, ярко выражена способность к сопереживанию, но наблюдается трудность в умении проявить данное качество, что говорит о трудностях во взаимоотношениях с окружающими людьми, логисты и строители показали похожие низкие тенденции проявленности эмпатийных черт и высокий уровень внутренней конфликтности, психологи и преподаватели в начальной школе совпали по способностям к сопереживанию и умению проявлять их в общении с окружающими. Влияние уровня внутренней конфликтности, в отличии от критерия Спирмена, оценивалось по-другому, а именно, несмотря на своё сильное корреляционное воздействие на связь с другими группами, в рамках каждой подгруппы он приобретал разное значение, сильное у строителей и логистов, менее выраженное у психологов и преподавателей, и очень слабое у дизайнеров, что может говорить о том, что респонденты в ходе обучения, используют различные черты личности, которые напрямую формируют особенности внутреннего конфликта, так например, низкая эмпатийность у строителей и логистов становится причиной завышенных требований к себе и усилению внутренних противоречий, а развитое умение сопереживать у психологов и педагогов приводит к уменьшению внутригруппового влияния конфликта на личность. Отдельно также необходимо указать дизайнеров, как представителей творческой профессии, у них эмпатия развита сильно, но слабо влияют тенденции (направления проявления эмпатийности) и внутренний конфликт, что говорит о том, что вероятно в ходе обучения у представителей данной профессии сформировался способ снижения внутренней напряженности и повышения чувствительности к окружающим, но в силу того, что творческий процесс по большей степени носит индивидуальный характер, у представителей группы дизайнеров слабо развито именно умение проявить свою эмпатийность, что тоже может стать причиной различного рода проблем.

Подводя итог вышесказанному, мы можем сказать, что профессиональный выбор напрямую влияет не только на жизненный путь личности, но и на внешний и внутренний мир индивидуума, формируя в нём адаптивные черты необходимые для максимальной реализации в профессии, но приводящий к различного рода социальным трудностям. Тема нашего исследования звучит как «Взаимосвязь уровня эмпатийности и внутриличностного конфликта в студенческой среде», и проанализировав результаты нашего исследования, мы можем сделать следующий вывод — способность к эмпатии является важной чертой для взаимодействия с социумом, но исходя из влияния будущей профессии на личность, мы можем увидеть, что респонденты различных специальностей, развиты с разными способностями к проявлению эмпатии, что может стать причиной усиления внутриличностной конфликтности, которая может сильно затруднить процесс развития индивидуума не только как участника профессиональной деятельности, но и как на участника социальных взаимоотношений.

 

Список литературы:

  1. Анцупов А.Я. Конфликтология. — М.: Эксмо, 2009. — 512 с.
  2. Бодалев А.А. Психологическая диагностика. — М.: Академия, 2009. — 132 с.
  3. Власова Т.В. Эмпатия: от психологии к феноменологии. — Владивосток: ДВГМА, 2000. — 84 с.
  4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2-х частях. Ч. 2: От младшего школьного возраста до юношества. — М.: Владос, 2010. — 343 с.
  5. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах. — М.: Проспект, 2010. — 130 с.
  6. Пузыревский В.Ю. Феномен эмпатии в контексте современной западной философии. СПб., 2001. — 214 с.