ОДИНОЧЕСТВО МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Секция: 7. Психология
XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ОДИНОЧЕСТВО МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
«Одиночество — это когда некому подать тебе стакан воды в старости».
Сложился стереотип, что одинокими можно назвать только пожилых людей, отмечающих свою старость в одиночестве, вдали от вечно бодрых, вечно занятых детей и внуков, — детей большого города, но это не так. Одиночество также отмечают у дошкольника, школьника младшего возраста, юноши и зрелого человека, однако самыми опасными являются симптомы одиночества и отчуждения у подростков, потому что они ищут себя, свой путь в жизни, они взрослеют, становятся самостоятельными, ищут идеалы, на модели поведения которых в последствие будут опираться.
Современного подростка окружает накаленная атмосфера: слишком быстро меняется мода, следование которой обязательно выйдет в копеечку, слишком быстро меняются социальные нормы, устои общества — все люди разные, не каждому угодишь. Подростку банально сложно взрослеть — он дизадаптирован. Здесь большую роль играет близкое окружение подростка, в частности — его семья. Если родители ведут неправедный образ жизни или мало занимаются своими прямыми обязанностями, то подростки начинают испытывать сильные фрустрации от непонимания. Следствие — одиночество. Невозможность его преодоления приводит к суицидальным наклонностям. Ранее проблема одиночества молодежи не изучалась, поскольку, фактически, не считалась проблемой, но позже она начала рассматриваться такими психологами, как С.А. Бадмаев, Р. Вудворс, Е.В. Кучинская, В. Ландшеер, Е.М. Муравьёв, К.Н. Поливанова, Ф.А. Хайек и др. В их научных работах приводятся данные, касающиеся истоков возникновения самой проблемы. Много рассматривается социально-психологических, социально-педагогических вопросов, возникающих в связи с одиночеством молодежи, в том числе и о проблемах девиантного поведения. Особую актуальность проблема преодоления одиночества молодёжи приобретает в связи с востребованностью идей социальной психологии и социальной педагогики, гуманистической педагогики, необходимостью организации социально-педагогической и психологической работы в различных социумах как личностной помощи молодым людям. Особое значение имеет создание условий для самореализации личности, побуждения человека к активизации личностных ресурсов и самопомощи в преодолении жизненных трудностей, в том числе одиночества.
Человек в полной мере ощущает одиночество, когда взаимодействие с личностно значимыми для него людьми сводится к минимуму. Однако, он так же может чувствовать себя одиноким, находясь в компании (если, к примеру, не знаком ни с кем из присутствующих). Динамика одиночества, как психического состояния, зависит еще и от представлений подростка об отношениях со сверстниками. Таким образом, подросток, имеющий сильную потребность в общении, будет чувствовать себя одиноким, даже находясь в компании одного-двух человек. И наоборот, подросток не будет ощущать покинутости, если находится в слабой зависимости от окружающего мира.
Одинокий подросток видит себя малопривлекательным для других. Он чувствует злость, печаль и глубокое несчастье, потому что, как он считает, его никто не любит. И он начинает избегать всяких контактов в социуме, сам себя изолирует. Одинокий подросток зачастую излишне подозрителен, импульсивен, раздражителен, напуган, беспокоен и разбит. Он более пессимистичен, чем неодинокий подросток, чувствует к себе жалость, от общения со сверстниками ожидает лишь неприятности, сулит самому себе негативное будущее. Малоразговорчив, незаметен, печален, нередко выглядит уставшим и сонливым.
Профессор Качоппо и его коллеги провели анализ двадцати самых качественных работ, в которых были приведены результаты различных экспериментов по избавлению от чувства одиночества. Всего было выявлено четыре основных метода, которые использовались при терапии:
- совершенствование социальных навыков (навыков общения);
- предоставление социально-психологической поддержки;
- создание возможностей для социального взаимодействия и общения;
- работа с социальной когнитивной сферой (изменение мыслей о себе и о других) [4].
В Санкт-Петербургском государственном технологическом институте среди студентов первого курса был проведен опрос, состоящий из девяти вопросов. В опросе участвовало 36 человек. Результаты суммированы и представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты опроса на выявление уровня общительности
Вопросы |
Да |
Наверное |
Нет |
||
|
61 % |
14 % |
22 % |
||
|
6 % |
14 % |
72 % |
||
|
31 % |
3 % |
64 % |
||
|
5 % |
28 % |
63 % |
||
|
41 % |
5 % |
50 % |
||
|
36 % |
18 % |
44 % |
||
|
63 % |
16 % |
16 % |
||
|
83 % |
13 % |
0 % |
||
|
61 % |
11 % |
Не с кем |
Лень |
Нет времени |
13 % |
5 % |
5 % |
На основе этих данных можно сделать выводы о том, что молодежь серьезно относится к «подборке» своего круга общения; практически половина чувствует себя лишними в больших компаниях и не могут поддержать разговор; существует маленький процент людей, которые уже не могут общаться лицом к лицу и предпочитают анонимность или социальные сети; иногда ребята общаются с теми людьми, с которыми не хотят общаться, и от этого их социальная активность падает — некоторым даже не с кем погулять.
Процесс преодоления одиночества молодёжи будет более эффективным, если: данная проблема будет подниматься в стенах образовательных учреждений посредством опросов, бесед, в процессе которых будут выявляться причины возникновения проблемы и методы ее решения; повысится психолого-педагогическая и реабилитационная культура родителей с целью профилактики предрасположенности личности к одиночеству и изменится отношение общества к самой проблеме.
Список литературы:
- Оршанская М.В. Влияние фрустраций на социализацию подростков: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.психол.н.: Спец. 19.00.13 СПб., 2004. — 21 с.
- Казанская В.В. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей — СПб.: Речь, 2011. — 112 с. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
- Новых А. Эзоосмос — Киев.: Сэнсэй, 2010 — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://sokrovennik.ru/chtoby-spravitsya-s-odinochestvom-izmenite-mysli (Дата обращения 02.04.2015).