ОБРАЗ МАЛЬЧИШКИ-ПОДРОСТКА В ПОВЕСТИ А.П. ГАЙДАРА «ТИМУР И ЕГО КОМАНДА»: ТИМУР И КВАКИН
Секция: 5. Литературоведение
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ОБРАЗ МАЛЬЧИШКИ-ПОДРОСТКА В ПОВЕСТИ А.П. ГАЙДАРА «ТИМУР И ЕГО КОМАНДА»: ТИМУР И КВАКИН
Образ мальчишки-подростка в современной литературе для детей — явление яркое и достаточно характерное. Однако вхождение его в художественную литературу и утверждение его там было непростым. Образ мальчишки-подростка смог появиться и заполнить свою нишу только тогда, когда обозначилась непосредственная связь между героем и адресатом, а в литературе четко определилась дидактическая составляющая. Появляясь уже в ХVIII веке (Д.И. Фонвизин — «Недоросль»), герой-подросток проходит долгий путь развития. Периодом, который может быть назван кульминацией формирования образа мальчишки-подростка, является ХIХ век. Именно в это время в произведениях различных русских и зарубежных авторов появляются основные типы героев-мальчишек: сирота (Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»), мальчишка из обеспеченной семьи (Н.Г. Гарин «Детство Темы»), герой из небогатой семьи, но любимый родителями (Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»), герой-шалун, скрывающий свои истинные эмоции и переживания ото всех (Л. Андреев — «Ангелочек»). Однако герой-мальчишка не статичен, он меняется, взрослеет со временем: в начале XIX века перед нами мальчик с благородной душой, но слабый духом и телом (Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»), к середине XIX в. образ мальчишки-подростка становится самостоятельнее, смелее и сильнее (Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»: Илюша), он уже способен постоять за себя и свои идеалы.
Все больше углубляясь во внутренний мир мальчишки-подростка, изучая особенности его характера, причины тех или иных поступков, авторы ХIХ и ХХ века раскрывают этот образ с разных сторон, меняя и расширяя его все больше. И в ХХ веке, в период особого расцвета образа мальчишки-подростка, перед нами предстает уже самостоятельная личность, готовая сформировать свою команду и вести ее за собой. Но с в связи с чем возникает новый тип героя, мальчишка-боец? Этот образ связан, прежде всего, с политическими изменениями в стране. Новый герой должен был помочь детям пережить трудное время революции и войны.
Именно такую цель ставил перед собой А.П. Гайдар при написании повести «Тимур и его команда». «Его новая повесть, как и кинофильм, должна помочь советским ребятам найти своё место в тяжёлую военную пору» [7]. А.П. Гайдар не впервые пишет произведение, где главным героем становится мальчишка («Чук и Гек», «На графских развалинах», «Судьба барабанщика»). Однако в данной повести мы впервые видим подростка, который способен на подвиги ради других. Именно такой герой нужен был детям в то тяжелое время. И А.П. Гайдар добился нужного результата: после печати этого произведения в стране появилось массовое движение тимуровцев, а Тимур стал образцом для подражания, символом мужества.
Тимур — главный герой — благородный мальчик и хороший друг, несмотря на то, что все взрослые считают его озорником. Тимур — настоящий боец, тайно защищающий и оберегающий вместе со своей командой дома, отмеченные красной звездой — знаком того, что из семьи на фронт ушел мужчина. Прототипом образа Тимура, пожалуй, стоит считать самого А.П. Гайдара. Ведь «будущий детский писатель и публицист прошел суровую школу жизни, удивительно насыщенную разными, в том числе и драматическими, событиями. С 13 лет он очутился в водовороте грозных революционных событий и событий гражданской войны, в 14 лет вступает в партию, а к 17 — дослужился до подполковника» [6]. А.П. Гайдар считает, что 12—14 лет — это переломный возраст для мальчишки, поскольку это период взросления и начала уже более ли менее самостоятельной жизни, часто скрытой от глаз взрослых. Именно поэтому автора интересует психология и внутренний мир подростка этого возраста. Ведь это время, когда перед мальчишкой встает выбор, по какому жизненному пути пойти. И каждый из героев повести делает этот выбор осознанно. Если Тимур и его друзья решают стать заступниками и защитниками родных и близких красноармейцев, становясь маленькой армией спасения, спешащей на помощь всем, кто в ней нуждается, то Квакин (антипод Тимура, отрицательный герой) и его «шайка» (у Квакина, как и у Тимура, есть своя команда), напротив, считают путь воровства лучшим и более успешным.
А.П. Гайдар не много внимания уделяет внешности подростка, поскольку его интересует психология мальчишек и причины их поведения, однако он не останавливается на причинах, сформировавших тот или иной характер. Поэтому семья и вообще взрослые играют второстепенную роль. А.П. Гайдар отходит от традиции, заложенной Ф.М. Достоевским, заключающейся в детальном рассмотрении взаимоотношений в семье подростка. Писатель ориентируется на социально-политическую ситуацию 1920—30-х годов, и, как следствие, у него иной подход к ребенку. Теперь влияние взрослых минимизировано, подросток сам принимает решения. Так, Тимур решается срезать замок на гараже и взять дядин мотоцикл в отсутствие владельца, поскольку это было единственно верным решением: «Рита! — горько сказал он, становясь на колено и целуя собаку в морду. — Ты не сердись! Я не мог поступить иначе» [2]. Несмотря на то, что контроль взрослых все же присутствует, отношения между ними и героями-подростками теперь совсем иные. Взрослый становится примером для подражания (как, например, отец Жени для нее), другом и помощником (как, к примеру, дядя Тимура).
Все это приводит к тому, что на первый план теперь выходит детальное рассмотрение взаимоотношений между мальчишками, их общение, отношение друг к другу. Отсюда и ключевое противопоставление повести: Мишка Квакин и Тимур Гараев. Первый — хулиган, главарь «шайки», не подчиняется никому и живет только своими интересами. В то же время Квакин реально оценивает своих соперников, подчеркивая их достоинства (поражается благородству Тимура, его внутренней силе и твердости): «Гордый, — тихо сказал Квакин. — Хочет плакать, а молчит» [2].
Важным для писателя становится противопоставление общественно-значимых поступков героев. Тимур и его друзья всячески стараются помочь обществу, делают это тайно, безвозмездно. Квакин же со своей «шайкой» проводит дни, лазая по чужим садам и воруя яблоки. Они не стыдятся своих поступков и не скрывают их. Но, несмотря на различные, казалось бы, нравственные ориентиры, Квакин и Тимур похожи. Оба мальчишки сильны духом, способны постоять за себя, горды, уважают друг друга как противников. Каждый из них способен анализировать поступки соратников и прямолинейно осуждать их: «-Он…гордый. — хрипло повторил Квакин, — а ты…ты — сволочь!» [2]. Так А.П. Гайдар показывает, что даже такой мальчишка, как Квакин, способен на серьезные поступки, взрослые суждения. Что, безусловно, вызывает у читателя смешанные чувства по отношению к этому, казалось бы, отрицательному герою. С одной стороны, его «шайка» совершает много нехороших, подлых дел. Но, с другой, в Квакине чувствуется внутреннее благородство, которое, разумеется, он тщательно скрывает и от друзей своих, и от соперников. Все дело в том, что для Гайдара, как и для многих писателей XX века, мальчишка — подросток — исключительно положительный герой (поэтому автор и оправдывает Квакина). Писатель отодвигает социальную принадлежность героев и их материальное положение на второй план, обращая большее внимание на личные качества героев, такие, как скромность, умение и желание подростков участвовать в жизни взрослых, помогать им, пусть даже тайно. Теперь ребенок — это не просто часть семьи, на жизнь и судьбу которого влияют взрослые, это полноценная личность, познающая и воспитывающая себя сама. По мнению А.П. Гайдара, только окружение, ровесники способны изменить характер подростка. Даже Квакин, как и вся его «шайка», под влиянием Тимура начинает меняться, он инстинктивно тянется к своему сопернику. Бритоголовый Алешка, будучи одним из «шайки» Квакина, заступается за плененного Гейку, потому что Алешка не желает бить того, чей брат сейчас, плечом к плечу, на одном корабле с его дядей сражается в рядах Красной Армии с врагами.
Поскольку на данную повесть А.П. Гайдара большое влияния оказали политические события, то в произведении мы не только можем встретить множество символов: красная звезда, красное знамя, но и увидеть, о чем мечтают мальчишки из команды Тимура: всем им не терпится попасть на фронт. Все тимуровцы хотят стать героями, носить медали и ордена, они готовы немедленно броситься в атаку. Но пока их возраст не позволяет этого сделать, они создают свой тайный отряд, главной задачей которого является помощь семьям солдат красной армии. Таким образом, вся команда основывается именно на единстве нравственных и идеологических убеждений. «Шайка» Квакина тоже характеризуется единством стремлений: им нравится жить в свое удовольствие и проводить дни в праздности.
Однако Тимур, как и Квакин, отличается от всех членов своей команды волевым и несгибаемым характером, который проявляется во всех сложных ситуациях. Он командир своей команды, а потому за самую сложную работу берется сам: починка различных неисправностей, переговоры с Квакиным. Квакин также чувствует ответственность за свою «шайку», и поэтому, когда Тимур и его друзья схватили его «команду» и заперли, Квакин просит запереть его вместе с ними или отпустить всех их.
Сила характера Тимура, его стремление вести себя по-взрослому проявляются не только в поступках, но и в языке. Даже в общении со сверстниками он сдерживает свои истинные эмоции, никогда не демонстрируя ни чрезмерную радость, ни презрение. Такая манера разговора отличает и Квакина, поэтому их диалог напоминает общение двух хороших знакомых больше, чем разговор врагов.
«Легко помахивая сорванной веткой, Тимур шел Квакину наперерез. Заметив это, Квакин остановился. Плоское лицо его не показывало ни удивления, ни испуга.
− Здорово, комиссар! — склонив голову набок, негромко сказал он. — Куда так торопишься?
− Здорово, атаман! — в тон ему ответил Тимур. — К тебе навстречу» [2].
Именно из-за такой сдержанной манеры общения Ольга, наблюдавшая за сценой со стороны, посчитала, что Тимур и Квакин — друзья. Имея абсолютно противоположные нравственные ориентиры, мальчишки обладают не только схожей манерой общения, но и чертами характеров. По сути это две разновидности одного характера. И Тимур, и Квакин — романтики. Но если Тимур — почти сформировавшийся взрослый, понимающий, что хорошо, а что плохо, собравший команду единомышленников, то Квакин подросток, понимающий превосходство соперника, но желающий обогнать его, победить в этом незримом соревновании. Нельзя сказать, что Квакин не понимает, какие поступки являются верными, а какие — нет. Часто не он сам обворовывает сады, отмеченные красной звездой, это делает его правая рука. И однажды атаман даже осуждает Фигуру за это:
«− Слушай, это ты в тот сад лазил, где живет девчонка, у которой отца убили?
− Ну, я.
− … ты мне хоть и друг, Фигура, но никак на человека не похож ты, а скорей вот на этого толстого и поганого черта» [2].
Таким образом, Квакин понимает, что Фигура поступил подло, в этой ситуации он полностью согласен с Тимуром, хотя и стыдится это признать. В этом, с одной стороны, проявляется благородство души Квакина, а, с другой, его незрелость. Сцена, в которой Квакин и его «шайка» читают письмо, посланное им Тимуром, раскрывает перед нами иную сторону атамана. Квакин стыдлив (вообще скромность и стыдливость — это две черты характера, характеризующие всех положительных героев). И в данном случае он стыдится своей безграмотности (многие слова из этого письма ему непонятны) и перед «шайкой», и перед самим собой, и даже в некоторой степени перед Тимуром: «Это что такое, я не знаю, — насмешливо объявил Квакин…Ты посмотри, как, собаки, ругаются! — смутившись, но пытаясь улыбнуться, продолжал Квакин» [2].
Будучи ровесником Тимура, Квакин ведет себя как ребенок: делает все назло другим, постоянно нарывается на драку, считая, что самое большое наказание для любого мальчишки — быть битым. Поэтому угрожает Тимуру, что однажды изобьет его «до смерти». Однако он понимает ошибочность своих взглядов в тот момент, когда Ольга принимает Тимура за хулигана, одного из «шайки» Квакина. «− Ну что, комиссар? — спросил Квакин. — Вот и тебе, я вижу, бывает невесело? — Да, атаман, — медленно поднимая глаза, ответил Тимур. — Мне сейчас тяжело, мне невесело. И лучше бы вы меня поймали, исколотили, избили, чем мне из-за вас слушать... вот это» [2]. В этот момент Квакин сочувствует Тимуру и понимает его, он снова оказывается полностью на его стороне. Слова Тимура задевают Квакина, они попали ему прямо в сердце, но он не может этого никому показать, поэтому срывает свое смущение и зло на Фигуре, а потом и вовсе убегает, покупает мороженое и жадно, большими кусками глотает его, таким образом скрывая свои переживания. Поэтому и выбирают они разные пути, ведь поступки героев полностью зависят от их зрелости.
А.П. Гайдар оценивает героев по общественно полезным поступкам. Поэтому весь смысл противопоставления Тимура и Квакина кроется во фразе Ольги, обращенной к Тимуру, в конце повести: «Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же» [2]. Это значит, что такие люди, как Тимур, никогда не окажутся брошенными в беде, им всегда помогут те, кому когда-то помогли они. Тимур и его друзья — основа общества, на них все держится. Они понимают, как важна их миссия, осознают, что в военное время больше некому позаботиться об оставленных в тылу детях, стариках и женщинах, и кроме них, тимуровцев, их никто не защитит. Но автор подчеркивает, что главное достоинство Тимура и его друзей не в том, какой путь они выбирают, а в том, что они делают все тайно и не ждут никакой благодарности и помощи, от тех, кому помогают. Ведь для А.П. Гайдара особенно ценным качеством оказывается именно скромность. Причем этим качеством наделен не только Тимур и его друзья, но и дядя Тимура, являющийся капитаном танковых войск и скрывающий это до последнего.
Подводя итог, стоит отметить, что в своей повести А.П. Гайдар продолжает многие традиции, начатые авторами XIX века (к примеру, Ф.М. Достоевским в романе «Брать я Карамазовы»). Так, перед нами снова герой — сильная личность с устоявшейся системой ценностей и нравственными ориентирами, снова мы видим противопоставление двух лагерей героев. И А.П. Гайдар, как и Ф.М. Достоевский, старается оправдать отрицательных героев, показывая их те или иные достоинства. Но в то же время А.П. Гайдар многое меняет. Теперь герой-подросток не просто мальчишка, он защитник и опора, нуждающихся в его помощи. Он не просто борется со сверстниками, не разделяющими его нравственные ориентиры, он тайно помогает людям. Семья подростка отходит на второй план, ведь мальчишка сам ведет себя как взрослый, что проявляется и в поступках, и в разговоре его. Герой больше не пытается преодолеть жизненные обстоятельства, он как будто и вовсе на замечает их, потому что у него есть гораздо более важные дела: забыв о себе, он помогает другим, ведет за собою ребят, за которых несет ответственность. Такого героя уже сложно назвать подростком. Он осознает свою ответственность перед другими людьми, всегда готов помочь даже ценой своей жизни. Герои А.П. Гайдара понимают, что у каждого человека есть долг, и каждый из них тщательно старается выполнить свой, во что бы то ни стало. Герои авторов ХХ века, — рыцари, способные на подвиги. Теперь мальчишка не меняется под натиском порой жестоких взрослых и обстоятельств, не готов поступиться своими принципами и желаниями, даже если это приведет к расставанию с семьей. А взрослый родственник теперь для него — не более чем мудрый наставник и помощник. И если первый переступает эту грань и хочет главенствовать над героем, то отношения между ними портятся. Но герой, тем не менее, никогда не остается один, потому что рядом с ним теперь его друзья, его команда, которая, по сути, отныне и является семьей героя.
Список литературы:
- Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: учебник — М.: Академия, 2005.
- Гайдар А.П., Тимур и его команда: http://lib.ru/GOLIKOW/timur.txt.
- Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы — М.: Художественная литература, 1973.
- История русской литературы XX века (20—50-е годы): Литературный процесс — М.: изд. Московского университета, 2006.
- Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И. Рассказы об авторах ваших книг: справочник для учащихся средней школы — М., 1997.
- Октябрьская О.С., Пути развития русской детской литературы XX века (1920—2000-е гг.) — М., 2012.
- Справочно-библиографический отдел ЦГДБ им. А.П. Гайдара: http://gaidarovka-metod.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=156:2011-09-01-06-58-13&catid=77:2011-08-26-11-46-59&Itemid=120.
- Русская литература для детей: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Полозовой Т.Д. — М. AcademiA, 1997.