Статья:

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА НАЗНАЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТИПЕНДИИ

Конференция: XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 10. Юриспруденция

Выходные данные
Санец А.А. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА НАЗНАЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТИПЕНДИИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(23).pdf (дата обращения: 31.05.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА НАЗНАЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТИПЕНДИИ

Санец Анастасия Александровна
студент Северо-Западного Института Управления Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 06.04.2015) «Об образовании в Российской Федерации» определяет виды стипендий, на которые могут претендовать студенты в зависимости от тех или иных условий. Так, он может иметь право на получение государственной академической стипендии, государственной социальной стипендии, стипендии аспирантам, именные стипендии; стипендии юридического или физического лица, в том числе направившими их на обучение и т. д. [4].

Если организация работы по некоторым видам стипендий достаточно налажена, то назначение стипендий такого вида как государственной социальной стипендии имеет ряд нюансов, касающихся деятельности работников социальной защиты, сотрудников вуза, а также самих студентов.

При написании работы использовались некоторые социально-психологические методы. В частности, анализировалась русская литература по данной проблематике, нормативно-правовые документы; учитывались данные статистики по различным вузам, а также по стране; проводилось включенное и внешнее наблюдение, так же интернет опросы.

Целью исследования является совершенствование системы назначения государственной социальной стипендии в Российской Федерации.

Задачей, поставленной перед исследованием, является анализ проблемных зон назначений стипендий и, соответственно, разработка эффективных путей разрешения возникающих проблем, путем указания на пробелы в законодательстве, а также разработки эффективного алгоритма назначения социальной государственной стипендии.

Не смотря на существующий в нашей стране кризис, государство не планирует урезать статью расходов на социальное обеспечение. Наоборот, в СМИ появляются сообщения о том, что, например, стипендии студентам будут повышаться. Однако обеспечение этих стипендий ведется из ограниченного фонда, поэтому рассмотрение вопроса о том, кому назначаются эти стипендии, на мой взгляд, стоит остро.

Не смотря на достаточно обширный перечень категорий студентов, которым полагается государственная социальная стипендия, я рассмотрю в своей работе одну из них, назначение которой на мой взгляд, имеет некоторые проблемы.

Обширная категория — это студенты, имеющие право на получение государственной социальной помощи. Основываясь на данных, предоставленных сайтом МФЦ, к данной категории относятся студенты:

  1. являющиеся членами малоимущей семьи;
  2. являющиеся малоимущими одиноко проживающими [1].

Студенту необходимо предоставить в МФЦ следующие документы:

  1. Заявление о выдаче справки;
  2. Паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность гражданина, имеющего право на получение государственной услуги;
  3. Документ, подтверждающий место жительства (регистрацию) гражданина, имеющего право на получение государственной услуги, в Санкт-Петербурге;
  4. Справка, подтверждающая обучение в образовательном учреждении.
  5. Справка о доходах всех членов семьи гражданина, имеющего право на получение государственной услуги, за последние 3 месяца перед обращением;
  6. Справка о регистрационном учете по месту жительства (пребывания) в Санкт-Петербурге гражданина, имеющего право на получение государственной услуги (по форме № 9) [1].

Однако при получении такой справки было установлено, что у студентов, которые являются одиноко проживающими малоимущими, справку о доходах всех членов семьи не требуют, в том числе не запрашиваются сведения о том, является ли студент работающим или нет.

Таким образом, студент, к примеру, работающий, а также доход семьи которого превышает прожиточный минимум, при подаче документов в заявлении указывает, что его стипендии на проживание не хватает, ставит минимальную сумму, которую присылают ему родители и успешно получает справку для получения социальной стипендии.

Казалось бы, нет ничего страшного в том, что студент, да еще и «малоимущий» получил стипендию. Но, теперь просто посчитаем. Социальная стипендия по данным на 03.05.2015 года составляет 2111 рублей. При этом если студент получает социальную стипендию, то он освобождается от оплаты общежития. Если учесть, что справка дается на год, то 2111*12=25,332 р.

Пусть стоимость общежития в среднем составляет 1000 р., за год (без летних месяцев) — 9000 р. Предположим, что таких студентов 100 человек и все они проживают в общежитии. Это значит, что почти 3,5 млн. руб. в год уходит на то, чтобы содержать таких «малоимущих студентов». Вы только задумайтесь, это лишь примерная статистика для одного вуза, а сколько в нашей стране высших учебных заведений?!

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599, Постановления Правительства Российской Федерации от 2 июля 2012 г. № 679 нуждающимся студентам 1 и 2 курса, имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично» полагается надбавка к стипендии [2; 3]. Т. е. их стипендия складывается из государственной академической стипендии, государственной социальной стипендии и надбавки, что в сумме не может составлять менее 6307 рублей. Подсчитаем еще раз: 6307*12= 75 684 р.; оплата общежития остается прежней — 9 т. Таким образом, если 100 студентов обучаются на хорошо и отлично и при этом получают социальную стипендию, то порядка 8,5 млн. руб. идет на их обеспечение. И это только 100 человек…

Эти данные лишь ориентировочные, ведь где-то сумма оплаты общежития меньше, где-то больше; в высших учебных заведениях могут устанавливать повышенные надбавки студентам первого и второго курса.

Также, я не утверждаю, что все Многофункциональный центры Санкт-Петербурга так пренебрежительно относятся к своим действиям. Но, на основании собственной статистики, проводимой среди студентов различных курсов различных вузов Санкт-Петербурга, лишь у 2 человек из 50 запросили справку о доходах семьи. В остальных случаях либо у студентов спрашивали, получали ли они уже социальную стипендию, либо даже не запрашивали сведения о том, работают ли они.

Теперь я хотела бы рассматривать пути усовершенствования работы по назначению социальной стипендии, а вернее выдаче справок для ее получения в МФЦ. В своей другой статье я делала упор на то, как эффективно работают МФЦ. Однако в ходе этого небольшого рассмотрения предположить, что установленные у каждого оператора камеры и микрофоны работают некачественным образом, либо же они не используются для мониторинга деятельности сотрудников. Стоит усилить контроль именно в ходе предоставления документов, их проверки. Возможно, стоит включить в алгоритм действия сотрудников проверку студента на предмет того, является ли он работающим или нет.

Если подумать о каких суммах идет речь, то это не сопоставимо с теми расходами, которые бы понесли работники на дополнительную проверку.

 

Список литературы:

  1. Портал государственных и муниципальных услуг Санкт-Петербурга. Web: http://gu.spb.ru/ (Дата обращения 03.05.2015).
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 2012 г. № 679 г. Москва «О повышении стипендий нуждающимся студентам первого и второго курсов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично»» — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rg.ru/2012/07/06/stipendii-dok.html (дата обращения 03.05.2015).
  3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html/ (Дата обращения 03.05.2015).
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 06.04.2015) «Об образовании в Российской Федерации» — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/ (Дата обращения 03.05.2015).