ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Секция: 6. Педагогика
XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Патриотическое воспитание в каждом обществе в течение многих столетий осуществлялось на базовых ценностях народа, которое служило интересам общества. На протяжении многих веков и на разных этапах развития общества патриотизм нес в себе заряд идей и идеологий.
Воспитание патриотизма являются сложной управляемой системой, которая включает многообразных и взаимосвязанных между собой элементов, внутренне устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характера, а также подсистемы в содержательном, организационном и методическом плане. Внутри системы по патриотическому воспитанию проявляются и функционируют закономерности различных уровней и порядков, учет которых позволяет управлять этой системой качественно и эффективно.
На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Можно выделить несколько возрастных особенностей, свойственных младшим школьникам:
- Патриотизм применительно к младшим школьникам определяется, как стремление их принимать участие в делах на благо окружающих людей, представителей живой природы; им характерны такие патриотические качества как: сострадания, сочувствия, чувство своего достоинства; осознавать себя частью окружающего мира.
- У детей младшего школьного возраста наблюдается развитие высоких социальных мотивов и благородных чувств. В период младшего школьного возраста начинают развиваться чувства и черты характера ребенка, связывающие его со своим народ, своей Родиной. Корни такого влияния — в языке народа, который усваивается ребенком, в песнях народов, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях окружающих людей среди которых живет ребенок.
- Податливость, склонность к подражанию; внушаемость и доверчивость младших школьников; большой авторитет учителя и родителей создают благоприятных предпосылок для положительного решения данной проблемы. Возраст младшего школьника — это период интенсивного развития личности. Ребенок в этом возрасте очень эмоционален. Чувства, господствующие над другими сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения. Следовательно, чувства патриотизма начинают формироваться в период младшего школьного возраста на основе осознанности и устойчивости эмоциональных переживаний [3, с. 30].
При этом от учителя требуется применение знаний о психологических особенностях детей, учитывать их в педагогическом процессе. Иначе педагог может оказаться в затруднительном положении, когда психологические данные «могут не срабатывать», кроме этого, будут противоречить ситуации реального поведения обучающихся [2, с. 12].
Важная роль в процессе формирования чувств патриотизма у детей в младшем школьном возрасте принадлежит дошкольному опыту поступков, переживаний и действий. В дошкольном периоде жизни у ребенка начинается формирование представлений о доме, родителях, городе и селе, где он родился, обо всем, что его окружает и что именуется малой Родиной. В.А. Сухомлинский отметил, что «любовь к Отчизне начинается с любви к матери».
Детям в младшем школьном возрасте характерны конкретности мышлений, они еще не в состоянии осознавать характер явлений и понятий в обществе. Например, понятие «Родина» для них то — окружение, в котором они живут.
Следовательно, воспитание патриотических чувств необходимо начинать с воспитания уважительного отношения к близким людям, с любви к дому, где живет ребенок; саду, дереву, которое растет около дома; речке, в которой купается летом; городу, где он помогал сажать и убирать картошку и т. д. Это и есть для малышей Родина — близкая, понятная и родная.
Воспитание патриотизма, в то же время, представляет собой специфический процесс, который направлен на взаимодействие его объектов и субъектов, влияния и воздействия на личность младшего школьника окружающего коллектива и общества в целом.
Из вышеизложенного можно прийти к выводу в том, что младший школьный возраст является наиболее подходящим для воспитания интереса к явлениям в обществе, к жизни своей страны. Важно не упустить этого момента и привлечь каждого младшего школьника в многообразную и интересную жизнь, в коллективную деятельность, которая направлена на проявление заботы о ближайших.
Воспитание патриотизма является важнейшим средством в формировании гражданского общества, укреплении единства и целостности Российской Федерации. Разработана и действует Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795).
Реализация данной программы имеет большое значение в раскрытии сущности целей, задач, определении принципов воспитания граждан в патриотическом духе и дружбы народов. Ключевыми понятиями патриотического воспитания являются:
- любовь к Родине — Российской Федерации и ее многонациональному народу;
- российский патриотизм, в котором общероссийское гражданское чувство (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой Родине (родной республике, области или национальному округу);
- уважительное отношение ко всем народам, населяющим Российскую Федерацию, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;
- уважение к национальным достоинствам и чувствам людей, к их этническому взгляду и убеждению;
- уважительное отношение к национальной и конфессиональной принадлежности личности, к этнокультурным и религиозным требованиям людей [4, с. 46].
В современном образовании воспитание патриотизма — это системообразующий компонент образования. Его системообразующими признаками являются:
- Воспитание патриотизма — это система, которая создает и упорядочивает системы образов, смыслов, интерпретации в образовательной системе. Патриотические смыслы являются неизменной основой личностного значения отдельных явлений, событий, этапа, эпохи отечественной истории, которая связана с прошлым, настоящим и будущим.
- Патриотическое воспитание формирует социокультурные образцы социальных действий.
- Воспитание патриотизма является репрезентативной системой [6, с. 11].
- Обновленную систему ценностей воспитания патриотизма можно разделить условно на главные сферы:
- духовно-патриотическая (уважение и сохранение великого духовного наследия Отечества, языка и культуры как высших святынь русских народов, национальная сознательность, гордость и достоинство, духовная зрелость);
- нравственно-патриотическая (любовь к Родине, своему народу, соблюдение моральных принципов, добросовестность и честность, коллективизм, уважение к старшему поколению, любовь к своей семье и близким, этикет);
- историко-патриотическая (верность и уважение героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, нетерпимость к фальсификации истории);
- государственно-патриотическая (приоритет национальных ценностей и интересов России, ее суверенитет, независимость и целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Родины).
Перед современными педагогами главной задачей является воспитание патриота, то есть личности, который любит свою Отчизну.
При решении проблемы по патриотическому воспитанию младших школьников, педагог осуществляет следующие конкретные цели:
- Воспитание интереса к прошлому путем изучения культуры, быта, знакомства с судьбами людей разной эпохи.
- Дать детям возможность увидеть саму Россию: ее природу, достопримечательностей.
- Организация участия детей в процессе решений общественных проблем.
- Формирование гражданской позиции — понимание общения с людьми, которые живут в данном обществе [5, с. 212].
Основной целью воспитания патриотизма является формирование физически и духовно развитой личности, неразрывно связывающей свою судьбу с будущим родного края и страны. Достижение данной цели можно осуществить решением следующих задач:
- Развитие личности, обладающей главными качествами гражданина — патриота Родины, которая способна успешно выполнять своих гражданских обязанностей.
- углубление знаний о родном крае, городе, селе воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие.
- Изучение традиций народной культуры, народного искусства.
- Привитие младшим школьникам чувство глубокого уважения и почтения.
Воспитание патриотических чувств у детей все время было и остается одним из главнейших направлений в работе учителя младших классов общеобразовательной школы.
Как уже говорилось, в условиях многонациональной поликультурной России приоритетным направлением гражданского воспитания выступает патриотическое воспитание и формирование культуры межнациональных общений. Это направление должно включать формирование гражданско-патриотических чувств и сознания; формирование национального чувства и сознания.
В методическом плане выдвигаются следующие задачи, которые связанные с формированием патриотизма и культуры с учетом духовных ценностей народа:
- Приобщение к общечеловеческим ценностям, формировать чувства причастности к мировому сообществу.
- Привитие любви к национальному языку, истории и культуре своего народа.
- Обеспечение сочетания национального (этнического), патриотического самосознания гражданина и общечеловеческого сознания [1, с. 18].
В заключении можно прийти к выводу в том, что возрастные особенности младших школьников играют важную роль в воспитании и формировании качеств патриотизма у детей младшего школьного возраста. Но при этом следует дать каждому младшему школьнику реальные возможности принять активную позицию при организации коллективной деятельности: для определения ее цели, планирования, поиска способов и средств ее выполнения, анализа и оценке результатов. Умелая и обдуманная организация общих дел, при выполнении которых младшие школьники могут проявить себя, является хорошей школой воспитания таких качеств, как: социальная активность, гражданственность, а в конечном итоге — патриотизм.
Список литературы:
- Алиева С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. 2007. № 9. — С. 17—20.
- Горшкова Е.А. Учет особенностей поведения младших школьников в процессе обучения и воспитания // Начальная школа. 2009. № 1. — С. 10—15.
- Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // Начальная школа. 2007. № 7. — С. 29—33.
- Лукинова А.В. Патриотическое воспитание в современной России // Педагогическое образование и наука. 2007. № 5. — С. 46—48.
- Луховицкий В. Патриотическое воспитание: задачи, содержание, акценты // Народное образование. 2009. № 7. — С. 212—216.
- Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников // Начальная школа. 2007. № 4. — С. 11—12.