Статья:

ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Конференция: XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Гаффарова Г.И. ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(23).pdf (дата обращения: 18.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Гаффарова Гузель Исламовна
студент Стерлитамакского филиала «Башкирский государственный университет», РФ, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак
Жданова Лилия Ульфатовна
научный руководитель, старший преподаватель, Стерлитамакского филиала «Башкирский государственный университет», РФ, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак

 

Патриотическое воспитание в каждом обществе в течение многих столетий осуществлялось на базовых ценностях народа, которое служило интересам общества. На протяжении многих веков и на разных этапах развития общества патриотизм нес в себе заряд идей и идеологий.

Воспитание патриотизма являются сложной управляемой системой, которая включает многообразных и взаимосвязанных между собой элементов, внутренне устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характера, а также подсистемы в содержательном, организационном и методическом плане. Внутри системы по патриотическому воспитанию проявляются и функционируют закономерности различных уровней и порядков, учет которых позволяет управлять этой системой качественно и эффективно.

На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Можно выделить несколько возрастных особенностей, свойственных младшим школьникам:

  1. Патриотизм применительно к младшим школьникам определяется, как стремление их принимать участие в делах на благо окружающих людей, представителей живой природы; им характерны такие патриотические качества как: сострадания, сочувствия, чувство своего достоинства; осознавать себя частью окружающего мира.
  2. У детей младшего школьного возраста наблюдается развитие высоких социальных мотивов и благородных чувств. В период младшего школьного возраста начинают развиваться чувства и черты характера ребенка, связывающие его со своим народ, своей Родиной. Корни такого влияния — в языке народа, который усваивается ребенком, в песнях народов, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях окружающих людей среди которых живет ребенок.
  3. Податливость, склонность к подражанию; внушаемость и доверчивость младших школьников; большой авторитет учителя и родителей создают благоприятных предпосылок для положительного решения данной проблемы. Возраст младшего школьника — это период интенсивного развития личности. Ребенок в этом возрасте очень эмоционален. Чувства, господствующие над другими сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения. Следовательно, чувства патриотизма начинают формироваться в период младшего школьного возраста на основе осознанности и устойчивости эмоциональных переживаний [3, с. 30].

При этом от учителя требуется применение знаний о психологических особенностях детей, учитывать их в педагогическом процессе. Иначе педагог может оказаться в затруднительном положении, когда психологические данные «могут не срабатывать», кроме этого, будут противоречить ситуации реального поведения обучающихся [2, с. 12].

Важная роль в процессе формирования чувств патриотизма у детей в младшем школьном возрасте принадлежит дошкольному опыту поступков, переживаний и действий. В дошкольном периоде жизни у ребенка начинается формирование представлений о доме, родителях, городе и селе, где он родился, обо всем, что его окружает и что именуется малой Родиной. В.А. Сухомлинский отметил, что «любовь к Отчизне начинается с любви к матери».

Детям в младшем школьном возрасте характерны конкретности мышлений, они еще не в состоянии осознавать характер явлений и понятий в обществе. Например, понятие «Родина» для них то — окружение, в котором они живут.

Следовательно, воспитание патриотических чувств необходимо начинать с воспитания уважительного отношения к близким людям, с любви к дому, где живет ребенок; саду, дереву, которое растет около дома; речке, в которой купается летом; городу, где он помогал сажать и убирать картошку и т. д. Это и есть для малышей Родина — близкая, понятная и родная.

Воспитание патриотизма, в то же время, представляет собой специфический процесс, который направлен на взаимодействие его объектов и субъектов, влияния и воздействия на личность младшего школьника окружающего коллектива и общества в целом.

Из вышеизложенного можно прийти к выводу в том, что младший школьный возраст является наиболее подходящим для воспитания интереса к явлениям в обществе, к жизни своей страны. Важно не упустить этого момента и привлечь каждого младшего школьника в многообразную и интересную жизнь, в коллективную деятельность, которая направлена на проявление заботы о ближайших.

Воспитание патриотизма является важнейшим средством в формировании гражданского общества, укреплении единства и целостности Российской Федерации. Разработана и действует Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795).

Реализация данной программы имеет большое значение в раскрытии сущности целей, задач, определении принципов воспитания граждан в патриотическом духе и дружбы народов. Ключевыми понятиями патриотического воспитания являются:

  • любовь к Родине — Российской Федерации и ее многонациональному народу;
  • российский патриотизм, в котором общероссийское гражданское чувство (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой Родине (родной республике, области или национальному округу);
  • уважительное отношение ко всем народам, населяющим Российскую Федерацию, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;
  • уважение к национальным достоинствам и чувствам людей, к их этническому взгляду и убеждению;
  • уважительное отношение к национальной и конфессиональной принадлежности личности, к этнокультурным и религиозным требованиям людей [4, с. 46].

В современном образовании воспитание патриотизма — это системообразующий компонент образования. Его системообразующими признаками являются:

  1. Воспитание патриотизма — это система, которая создает и упорядочивает системы образов, смыслов, интерпретации в образовательной системе. Патриотические смыслы являются неизменной основой личностного значения отдельных явлений, событий, этапа, эпохи отечественной истории, которая связана с прошлым, настоящим и будущим.
  2. Патриотическое воспитание формирует социокультурные образцы социальных действий.
  3. Воспитание патриотизма является репрезентативной системой [6, с. 11].
  4. Обновленную систему ценностей воспитания патриотизма можно разделить условно на главные сферы:
  • духовно-патриотическая (уважение и сохранение великого духовного наследия Отечества, языка и культуры как высших святынь русских народов, национальная сознательность, гордость и достоинство, духовная зрелость);
  • нравственно-патриотическая (любовь к Родине, своему народу, соблюдение моральных принципов, добросовестность и честность, коллективизм, уважение к старшему поколению, любовь к своей семье и близким, этикет);
  • историко-патриотическая (верность и уважение героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, нетерпимость к фальсификации истории);
  • государственно-патриотическая (приоритет национальных ценностей и интересов России, ее суверенитет, независимость и целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Родины).

Перед современными педагогами главной задачей является воспитание патриота, то есть личности, который любит свою Отчизну.

При решении проблемы по патриотическому воспитанию младших школьников, педагог осуществляет следующие конкретные цели:

  1. Воспитание интереса к прошлому путем изучения культуры, быта, знакомства с судьбами людей разной эпохи.
  2. Дать детям возможность увидеть саму Россию: ее природу, достопримечательностей.
  3. Организация участия детей в процессе решений общественных проблем.
  4. Формирование гражданской позиции — понимание общения с людьми, которые живут в данном обществе [5, с. 212].

Основной целью воспитания патриотизма является формирование физически и духовно развитой личности, неразрывно связывающей свою судьбу с будущим родного края и страны. Достижение данной цели можно осуществить решением следующих задач:

  1. Развитие личности, обладающей главными качествами гражданина — патриота Родины, которая способна успешно выполнять своих гражданских обязанностей.
  2. углубление знаний о родном крае, городе, селе воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие.
  3. Изучение традиций народной культуры, народного искусства.
  4. Привитие младшим школьникам чувство глубокого уважения и почтения.

Воспитание патриотических чувств у детей все время было и остается одним из главнейших направлений в работе учителя младших классов общеобразовательной школы.

Как уже говорилось, в условиях многонациональной поликультурной России приоритетным направлением гражданского воспитания выступает патриотическое воспитание и формирование культуры межнациональных общений. Это направление должно включать формирование гражданско-патриотических чувств и сознания; формирование национального чувства и сознания.

В методическом плане выдвигаются следующие задачи, которые связанные с формированием патриотизма и культуры с учетом духовных ценностей народа:

  1. Приобщение к общечеловеческим ценностям, формировать чувства причастности к мировому сообществу.
  2. Привитие любви к национальному языку, истории и культуре своего народа.
  3. Обеспечение сочетания национального (этнического), патриотического самосознания гражданина и общечеловеческого сознания [1, с. 18].

В заключении можно прийти к выводу в том, что возрастные особенности младших школьников играют важную роль в воспитании и формировании качеств патриотизма у детей младшего школьного возраста. Но при этом следует дать каждому младшему школьнику реальные возможности принять активную позицию при организации коллективной деятельности: для определения ее цели, планирования, поиска способов и средств ее выполнения, анализа и оценке результатов. Умелая и обдуманная организация общих дел, при выполнении которых младшие школьники могут проявить себя, является хорошей школой воспитания таких качеств, как: социальная активность, гражданственность, а в конечном итоге — патриотизм.

 

Список литературы:

  1. Алиева С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. 2007. № 9. — С. 17—20.
  2. Горшкова Е.А. Учет особенностей поведения младших школьников в процессе обучения и воспитания // Начальная школа. 2009. № 1. — С. 10—15.
  3. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // Начальная школа. 2007. № 7. — С. 29—33.
  4. Лукинова А.В. Патриотическое воспитание в современной России // Педагогическое образование и наука. 2007. № 5. — С. 46—48.
  5. Луховицкий В. Патриотическое воспитание: задачи, содержание, акценты // Народное образование. 2009. № 7. — С. 212—216.
  6. Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников // Начальная школа. 2007. № 4. — С. 11—12.