Статья:

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

Конференция: XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Кульгарина Л.Р., Сафарова Г.М. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(23).pdf (дата обращения: 13.06.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

Кульгарина Лилия Рамазановна
студент Стерлитамакского филиала «Башкирский государственный университет, РФ, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак
Сафарова Гульнара Марселевна
студент Стерлитамакского филиала «Башкирский государственный университет, РФ, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак
Жданова Лилия Ульфатовна
научный руководитель, старший преподаватель, Стерлитамакского филиала «Башкирский государственный университет», РФ, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак

 

Согласно современной педагогике происходит постепенное угасание природных познавательных интересов у детей, впервые поступивших в школу, и у определенной части учащихся проявляется упорное нежелание заниматься учебой, познавать все новое. Желание учиться постепенно снижается с 91 % у учащихся первого класса до 71 % у третьеклассников [1, с. 47].

Снижение познавательных интересов, обучающихся в младших классах происходит по следующим причинам:

  1. Информационное и эмоциональное перенасыщение в окружающей среде детей. Современные условия, характеризующие жизнь младших школьников изобилием игровых вещей, компьютерных игр, развлечений, вниманием со стороны родителей, родственников, бабушек и дедушек, являются сами по себе положительными признаками воспитания, но с другой стороны, могут вызвать скучность и пренебрежительного отношения к вещам и окружающим, привести к снижению познавательного интереса, делать его довольно кратковременным, непостоянным. К примеру, в учебной деятельности, определенная недостаточность в знаниях может стимулировать творческий поиск и способствовать проявлению интереса к познанию.
  2. Значимость утилитарных ценностей. Именно в семье закладывается главный воспитательный потенциал индивида, если ребенок в детстве видит, что его родители живут в основном утилитарными интересами, стремлением получить только больше выгоды, то развитие интереса к познанию у ребенка в основном останется на примитивном уровне любопытства, что отразится на проявлении скуки, снижении любой активности в последующей взрослой жизни.
  3. Резкие изменения в общественной жизни. Последнее время характеризуется ростом неблагополучных семьей или семей, в которых родители в основном заняты работой, у которых практически не остается времени, физических возможностей и желание для воспитания своих детей. При этом родители стремятся «купить» уважительного отношения ребенка различными игрушками, играми в компьютерах и т. п., т. е. по-всякому способствуют изобилию информаций, которое является основной причиной снижения познавательных интересов.
  4. Репродуктивные методы в образовательном процессе. Развитие и формирование интересов к познанию малопродуктивно при использовании таких способов, когда знания в основном передаются только от педагога к учащимся. Без творческих подходов к работе при постановке вопросов, которые будут побуждать у детей желание вспомнить, сравнивать, отыскать, подумать над задачами учебного содержания, противоречий, требующих умственных напряжений или поисковой работы коллективом, нет интереса к познавательной деятельности. Поэтому формирование и направление познавательных интересов в правильное воспитательное русло в учебно-воспитательном процессе является главным путем естественного развития детей. Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что без развития интересов к познанию у младших школьников, будет существенно нарушены такие функции, как: мышление, интеллект, эмоциональный настрой и др.

Работа по воспитанию младших школьников определяется как педагогический процесс, направленный на организацию среды воспитательной работе и руководство различными видами деятельности воспитуемых в целях решения задач всестороннего развития личности [3, с. 321]. Воспитательная работа и преподавательская деятельность составляют главные взаимосвязанные направления в целостном педагогическом процессе.

Одной из самых перспективных и полезных форм работы по воспитанию младших школьников с целью формирования у них интересов к познанию является деятельность во внеурочное время.

Внеурочная работа проводится всем классом или с отдельной группой младших школьников во внеурочное время, чтобы удовлетворить потребности обучающихся в интересном досуге (литературные вечера, походы, конкурсы чтецов, праздничные мероприятия и др.), их активного участия в общественно-полезном труде, в деятельности детских общественных организаций и объединений.

Важнейшая особенность воспитательного процесса по формированию познавательных интересов у детей младшего школьного возраста заключается в том, что он включает дополнительных средств, побуждающих мысль ребенка работать и принимать участие в этом процесс. Занимательность связана с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, которая вызывает волнения у школьников.

Вся внеурочная деятельность, построенная на основе занимательности, является стимулятором познавательных интересов. Вместе с тем от педагога требуется проявление внимательности, т.к. занимательность вещей возникают и исчезают в различных ситуациях, но в определенных условиях могут способствовать к проявлению устойчивых познавательных интересов.

Основными особенностями занимательной внеурочной деятельностью по воспитанию являются:

  • содействие более активной работе обучающихся;
  • содействие более основательному изучению учебного материала;
  • в определенном направлении интересов деятельности формируется система интересов, знаний, умений, навыков;
  • создает необходимые условия для личного развития младшего школьника в избранной внеурочной деятельности;
  • определяет способности, интересы и возможности, учащихся к разнообразным видам деятельности;
  • создает необходимые условия для применения приобретенных знаний, умений и навыков;
  • содействует развитию навыков неформального общения, сотрудничества и взаимодействия;
  • способствует расширению рамки общения с социумом;
  • способствует развитию опыта творческой работы, творческих способностей [5, с. 1].

Воспитательная деятельность во внеурочное время включает в себя различные виды и типы деятельности: игровую и познавательную; проблемно-ценностного общения; досугово-развлекательную; художественную; социальную; трудовую (производственную); спортивно-оздоровительную; туристско-краеведческую.

В основе вышеперечисленных видов лежат пять основных способов по воспитательному воздействию (слово, сочувствие, деятельность, игра, психологические упражнения).

Мероприятия, дела и игры являются видами воспитательной деятельности, которая предложена Е.В. Титовой.

  1. События, занятия, ситуации в коллективе — это мероприятия, организуемые педагогом с целью оказать непосредственное воспитательное воздействие на учащихся [4, с. 105].
  2. Дела — это совместная работа, значительные события, которые осуществляются и организуются учителем и учащимися с целью повышения познавательных интересов у учащихся, приобретения ими определенного деятельностного опыта [4, с. 106].
  3. Игра — это вид деятельности, которая целенаправленна на организацию отдыха, развлечения, обучения детского коллектива [4, с. 109].

Успех выбранных способов и видов воспитательной работы во внеурочное время определяют результаты и эффекты деятельности учащихся.

Результатом внеурочной воспитательной работы является духовно-нравственное приобретение младшего школьника, в результате его участия в различных видах деятельности. Результаты внеурочной деятельности школьников характеризуются тремя уровнями:

  1. Приобретенные учащимися социальные знания (общественные нормы, устройство общества, социально одобряемые формы поведения в обществе и т. п.), первичное понимание социальных реалий и текущей жизни (1—2 классы). Взаимодействие учащихся со своим педагогом имеет большое значение в достижении результатов данного уровня. К примеру, беседуя с учеником о спорте и ЗОЖ, младшие школьники будут приобретать новые знания о физических нагрузках и правилах ЗОЖ, о применимости этих правил к самому педагогу. Следовательно, на данном уровне значительную роль играет личность самого педагога.
  2. Приобретение учащимися опыта переживания и положительного отношения к основным ценностям в обществе (Родина, природа, мир, знания, труд, культура, семья, человек), отношение с пониманием к социальным реальностям (2—3 классы). Для достижения этого уровня результатов важное значение имеет взаимоотношения учащихся между собой на уровне класса, школы, т. е. любое привлечение школьника в пределах внеурочной деятельности к общественным, социальным темам (патриотические, о мировых научных достижениях) следует проводить в полном масштабе всей школы.
  3. Приобретение школьником опыта самостоятельной общественной реализации (4 класс). Только самостоятельно реализуясь в рамках общества, ребенок становится участником социума; перенимает главные правила, установок, общественные ценности; приобретает готовность к таким поступкам, без которых не имеет смысла существование индивида как члена общества [2].

Достижение указанных выше уровней повышает эффективность внеурочной воспитательной работы, которое устанавливает влияние духовно-нравственных приобретений на ход развития личности школьника.

Многочисленными наблюдениями доказано, что в общеобразовательных учреждениях, в которых на должном и качественном уровне ведется разнообразная внеурочная воспитательная работа, меньше уровень «трудновоспитуемых» детей и более высокий уровень преуспевающих детей. Успешность будет отражаться в высоком уровне социальной адаптации, коммуникабельности, уверенном самовыражении своих личных способностей, наличии обширного круга интересов в разнообразных видах внеурочной деятельности, что в совокупности дает большой эффект в процессе воспитании и развитии личности младших школьников.

 

Список литературы:

  1. Дягилева Л.С. К вопросу об уровнях развития познавательных интересов младших школьников // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — СПб.: СГПИ, 2009. — С. 46—53.
  2. Кузьмина Н.Д. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся начальной и основной школы. 1—9-е классы. URL: http://festival.1september.ru/articles/608988/ (Дата обращения: 28.04.2015).
  3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2010. — 576 с.
  4. Титова Е.В. Если знать, как действовать. — М.: Просвещение, 2003. — 192 с.
  5. Чайкина С.А. Организация внеурочной деятельности младших школьников. — Пермь: Старт, 2013. — 22 с.