ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
Секция: 6. Педагогика
XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
Согласно современной педагогике происходит постепенное угасание природных познавательных интересов у детей, впервые поступивших в школу, и у определенной части учащихся проявляется упорное нежелание заниматься учебой, познавать все новое. Желание учиться постепенно снижается с 91 % у учащихся первого класса до 71 % у третьеклассников [1, с. 47].
Снижение познавательных интересов, обучающихся в младших классах происходит по следующим причинам:
- Информационное и эмоциональное перенасыщение в окружающей среде детей. Современные условия, характеризующие жизнь младших школьников изобилием игровых вещей, компьютерных игр, развлечений, вниманием со стороны родителей, родственников, бабушек и дедушек, являются сами по себе положительными признаками воспитания, но с другой стороны, могут вызвать скучность и пренебрежительного отношения к вещам и окружающим, привести к снижению познавательного интереса, делать его довольно кратковременным, непостоянным. К примеру, в учебной деятельности, определенная недостаточность в знаниях может стимулировать творческий поиск и способствовать проявлению интереса к познанию.
- Значимость утилитарных ценностей. Именно в семье закладывается главный воспитательный потенциал индивида, если ребенок в детстве видит, что его родители живут в основном утилитарными интересами, стремлением получить только больше выгоды, то развитие интереса к познанию у ребенка в основном останется на примитивном уровне любопытства, что отразится на проявлении скуки, снижении любой активности в последующей взрослой жизни.
- Резкие изменения в общественной жизни. Последнее время характеризуется ростом неблагополучных семьей или семей, в которых родители в основном заняты работой, у которых практически не остается времени, физических возможностей и желание для воспитания своих детей. При этом родители стремятся «купить» уважительного отношения ребенка различными игрушками, играми в компьютерах и т. п., т. е. по-всякому способствуют изобилию информаций, которое является основной причиной снижения познавательных интересов.
- Репродуктивные методы в образовательном процессе. Развитие и формирование интересов к познанию малопродуктивно при использовании таких способов, когда знания в основном передаются только от педагога к учащимся. Без творческих подходов к работе при постановке вопросов, которые будут побуждать у детей желание вспомнить, сравнивать, отыскать, подумать над задачами учебного содержания, противоречий, требующих умственных напряжений или поисковой работы коллективом, нет интереса к познавательной деятельности. Поэтому формирование и направление познавательных интересов в правильное воспитательное русло в учебно-воспитательном процессе является главным путем естественного развития детей. Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что без развития интересов к познанию у младших школьников, будет существенно нарушены такие функции, как: мышление, интеллект, эмоциональный настрой и др.
Работа по воспитанию младших школьников определяется как педагогический процесс, направленный на организацию среды воспитательной работе и руководство различными видами деятельности воспитуемых в целях решения задач всестороннего развития личности [3, с. 321]. Воспитательная работа и преподавательская деятельность составляют главные взаимосвязанные направления в целостном педагогическом процессе.
Одной из самых перспективных и полезных форм работы по воспитанию младших школьников с целью формирования у них интересов к познанию является деятельность во внеурочное время.
Внеурочная работа проводится всем классом или с отдельной группой младших школьников во внеурочное время, чтобы удовлетворить потребности обучающихся в интересном досуге (литературные вечера, походы, конкурсы чтецов, праздничные мероприятия и др.), их активного участия в общественно-полезном труде, в деятельности детских общественных организаций и объединений.
Важнейшая особенность воспитательного процесса по формированию познавательных интересов у детей младшего школьного возраста заключается в том, что он включает дополнительных средств, побуждающих мысль ребенка работать и принимать участие в этом процесс. Занимательность связана с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, которая вызывает волнения у школьников.
Вся внеурочная деятельность, построенная на основе занимательности, является стимулятором познавательных интересов. Вместе с тем от педагога требуется проявление внимательности, т.к. занимательность вещей возникают и исчезают в различных ситуациях, но в определенных условиях могут способствовать к проявлению устойчивых познавательных интересов.
Основными особенностями занимательной внеурочной деятельностью по воспитанию являются:
- содействие более активной работе обучающихся;
- содействие более основательному изучению учебного материала;
- в определенном направлении интересов деятельности формируется система интересов, знаний, умений, навыков;
- создает необходимые условия для личного развития младшего школьника в избранной внеурочной деятельности;
- определяет способности, интересы и возможности, учащихся к разнообразным видам деятельности;
- создает необходимые условия для применения приобретенных знаний, умений и навыков;
- содействует развитию навыков неформального общения, сотрудничества и взаимодействия;
- способствует расширению рамки общения с социумом;
- способствует развитию опыта творческой работы, творческих способностей [5, с. 1].
Воспитательная деятельность во внеурочное время включает в себя различные виды и типы деятельности: игровую и познавательную; проблемно-ценностного общения; досугово-развлекательную; художественную; социальную; трудовую (производственную); спортивно-оздоровительную; туристско-краеведческую.
В основе вышеперечисленных видов лежат пять основных способов по воспитательному воздействию (слово, сочувствие, деятельность, игра, психологические упражнения).
Мероприятия, дела и игры являются видами воспитательной деятельности, которая предложена Е.В. Титовой.
- События, занятия, ситуации в коллективе — это мероприятия, организуемые педагогом с целью оказать непосредственное воспитательное воздействие на учащихся [4, с. 105].
- Дела — это совместная работа, значительные события, которые осуществляются и организуются учителем и учащимися с целью повышения познавательных интересов у учащихся, приобретения ими определенного деятельностного опыта [4, с. 106].
- Игра — это вид деятельности, которая целенаправленна на организацию отдыха, развлечения, обучения детского коллектива [4, с. 109].
Успех выбранных способов и видов воспитательной работы во внеурочное время определяют результаты и эффекты деятельности учащихся.
Результатом внеурочной воспитательной работы является духовно-нравственное приобретение младшего школьника, в результате его участия в различных видах деятельности. Результаты внеурочной деятельности школьников характеризуются тремя уровнями:
- Приобретенные учащимися социальные знания (общественные нормы, устройство общества, социально одобряемые формы поведения в обществе и т. п.), первичное понимание социальных реалий и текущей жизни (1—2 классы). Взаимодействие учащихся со своим педагогом имеет большое значение в достижении результатов данного уровня. К примеру, беседуя с учеником о спорте и ЗОЖ, младшие школьники будут приобретать новые знания о физических нагрузках и правилах ЗОЖ, о применимости этих правил к самому педагогу. Следовательно, на данном уровне значительную роль играет личность самого педагога.
- Приобретение учащимися опыта переживания и положительного отношения к основным ценностям в обществе (Родина, природа, мир, знания, труд, культура, семья, человек), отношение с пониманием к социальным реальностям (2—3 классы). Для достижения этого уровня результатов важное значение имеет взаимоотношения учащихся между собой на уровне класса, школы, т. е. любое привлечение школьника в пределах внеурочной деятельности к общественным, социальным темам (патриотические, о мировых научных достижениях) следует проводить в полном масштабе всей школы.
- Приобретение школьником опыта самостоятельной общественной реализации (4 класс). Только самостоятельно реализуясь в рамках общества, ребенок становится участником социума; перенимает главные правила, установок, общественные ценности; приобретает готовность к таким поступкам, без которых не имеет смысла существование индивида как члена общества [2].
Достижение указанных выше уровней повышает эффективность внеурочной воспитательной работы, которое устанавливает влияние духовно-нравственных приобретений на ход развития личности школьника.
Многочисленными наблюдениями доказано, что в общеобразовательных учреждениях, в которых на должном и качественном уровне ведется разнообразная внеурочная воспитательная работа, меньше уровень «трудновоспитуемых» детей и более высокий уровень преуспевающих детей. Успешность будет отражаться в высоком уровне социальной адаптации, коммуникабельности, уверенном самовыражении своих личных способностей, наличии обширного круга интересов в разнообразных видах внеурочной деятельности, что в совокупности дает большой эффект в процессе воспитании и развитии личности младших школьников.
Список литературы:
- Дягилева Л.С. К вопросу об уровнях развития познавательных интересов младших школьников // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — СПб.: СГПИ, 2009. — С. 46—53.
- Кузьмина Н.Д. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся начальной и основной школы. 1—9-е классы. URL: http://festival.1september.ru/articles/608988/ (Дата обращения: 28.04.2015).
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2010. — 576 с.
- Титова Е.В. Если знать, как действовать. — М.: Просвещение, 2003. — 192 с.
- Чайкина С.А. Организация внеурочной деятельности младших школьников. — Пермь: Старт, 2013. — 22 с.