Статья:

ЦВЕТ В ХАКАССКОЙ ВЫШИВКЕ

Конференция: XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 1. Искусствоведение

Выходные данные
Алахтаева М.Ф. ЦВЕТ В ХАКАССКОЙ ВЫШИВКЕ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(23).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЦВЕТ В ХАКАССКОЙ ВЫШИВКЕ

Алахтаева Мира Федоровна
студент 4 курса, кафедра декоративно-прикладного искусства ХГУ, РФ, Республика Хакасия, г. Абакан
Гузеватова Елена Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры декоративно-прикладного искусства ХГУ, РФ, Республика Хакасия, г. Абакан

 

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивок с характерными чертами. Каждый народ в зависимости от местных условий, особенностей быта, обычаев и природы создавал свои приемы вышивки, мотивы узоров, их композиционное построение.

Изначально в хакасской вышивке каждый узор имел свой особый смысл, каждый изгиб линии содержал в себе тайный смысл. У некоторых фигур из орнаментального богатства вышивки были когда-то магические значения, которые читались как тексты. Со временем эти изображения — символы утратили свое первоначальное предназначение и стали просто декоративными элементами.

Основными источниками вдохновения мастериц служила красота родной земли. Они созерцали красоту и гармонию мира, смотрели на восход и заход солнца, на золотой круг луны, на мириады сверкающих звезд, на цветущие в степи ирисы, на бутоны таежных цветов — жарков. Именно образное, поэтическое восприятие природы ожило в узорах и элементах народной художественной вышивки.

В течение многих столетий хакасские вышивальщицы выработали свои принципы цветового решения, которые придают вышивке ярко выраженное национальное своеобразие. Цвет наряду с орнаментом играет значительную роль в декоративной выразительности хакасских вышитых изделий. Цвет оживляет орнамент. Благодаря цвету, значительно обогащается ритм: четче акцентируются отдельные мотивы.

В хакасской вышивке первое, что бросается в глаза — изысканно нарядное звучание, строящееся на контрастном сопоставлении черного или белого фона и чистых ярких тонов блестящих шелковых ниток, которыми вышиты изделия.

Впечатление «живописности» вышитых узоров — результат того, что в вышивках есть элемент глубины, которую создает черный фон, удерживающий все узоры в одной плоскости. Он активен, глубина его не разрушает поверхности вышивки, а придает ей большее пластическое богатство. Фон как бы ярче выявляет каждый мотив, каждый элемент орнамента. Ни один цвет красочной гаммы из узоров не вступает в соперничество с цветом фона, так как фон поддерживает самые смелые сочетания цветов и приглушает их порой излишнюю яркость.

В расцветке употребляется ограниченное количество цветов — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, белый, лиловый. Разнообразные сочетания этих цветов дают — богатый декоративный эффект. Хакасские вышивальщицы не применяли различные градации одного итого же цвета. В расцветке узоров большинства вышивок преобладают ясные, сочные цвета ниток. Более ранние изделия почти монохромны; они вышиты нитками одного или двух-трех цветов. Монохромность связана и с техникой шитья.

Узоры, выполненные швом созiрткен, почти всегда монохромны. Редко узор вышит лишь одной тамбурной цепочкой, наиболее характерными являются узоры, выполненные из двух рядов тамбурного шва разных цветов.

Особым богатством отличаются узоры, выполненные швом толдырып. Если смотреть на вышитые узоры с некоторого расстояния, создается впечатление, что мотивы, выполненные швом толдырып, как бы растворяются. При рассмотрении вблизи, отдельные детали узора вновь всплывают, и четко просматривается каждый лепесток, розетка, «ствол». Узоры, выполненные швом толдырып, обычно оконтуриваются тамбурной линией контрастного цвета, благодаря этому узор не расплывается и не сливается с фоном (рис. 1).

 

1

Рисунок 1. Виды швов хакасской вышивки

 

В хакасских узорах при всем цветовом многообразии установился принцип звучания трех основных цветов. Он складывается из цвета фона (черного или белого), цветов — заполняющих внутреннее поле узоров и цвета контура.

Цветовой ритм в хакасской вышивке создается линиями кроя одежды. Так, например, линия, выполненная швом орбе, украшающая соединения рукавов со спинкой шуб и сикпенов (рис. 2), насколько она была бы однообразна, если бы не была обогащена ритмическим чередованием двух-трех цветов ниток. Это последовательное чередование разноцветных ниток в волнообразных и линейных узорах является самыми простыми структурными формами цветового ритма. Повторяющиеся одинаковые мотивы более усложнены в ритме, если чередование цветов осуществляется через один постоянный цвет. Например: зеленый-красный и белый, зеленый-желтоватый и лиловый, зеленый-синий и кирпичный. Зрительно зеленый отрезок становится более звучным. При одинаковом сочетании трех цветов, например, зеленого, фиолетового и желтого в роли самого звучного выступает тот цвет, который является наиболее интенсивным. Этот же ритм позволяет отделить друг от друга описанные ряды орнамента, вписанных один в другой с применением толдырып.

 

Рисунок 2. Расшитый сикпен. Вид сзади

 

Многообразны варианты цветового решения орнаментальных мотивов, имеющих строго симметричное очертание по вертикали в обе стороны от оси с центральной фигурой (рис. 3,4). Декоративное звучание обогащено здесь тем, что выделена цветом каждая фигура узора. Каждый мотив читается четко и определенно. Все растительные мотивы не ограничены цветовой семантикой. Так, полупальметты могут быть переданы двумя-тремя произвольными цветами оранжевым, красным, желтым; цветочные розетты допускают лепестки зеленого, красного, желтого тонов. Но всегда мастерица придерживается зеркально-симметричного повторения цвета. Это сохраняет необходимое равновесие в цветовом ритме; удерживает узоры в одной плоскости и придает узорам радостный нарядно-сдержанный характер. Всякое усложнение орнаментальных фигур за счет введения, наращивания дополнительных мотивов ведет к разнообразию и усложнению цветового ритма. Таким образом, своеобразия цветового декора хакасских вышивок определяется следующим: красочная гамма вышитого узора строится на черном и белом фоне, бархата, сукна, шелка, овчины или ровдуги, удерживающем все узоры в одной плоскости, живописное богатство достигается усиленным звучанием наиболее интенсивного тона. Цвет орнамента рисуется на цвете фона, и они не входят друг в друга. Техника шва определяет характер чередования цветового ритма. Эмоциональная выразительность образа определяется декоративной выразительностью цвета в вышитом изделии.

 

Рисунок 3. Рукавица мелей

Рисунок 4. Манжета хакасского женского платья

Рисунок 5. Хакасское платье когенек

 

Народные мастерицы вкладывали определенные чувства в цветовое решение вышивки, они были радостные, потому что яркие цвета шелковых ниток необыкновенно расцвечивали нарядную одежду из черного бархата и желтовато-белого — выделанной овчины. Преимущественно расшивали свадебную одежду. Мастерицы сознавали необходимость создания красочных, запоминающихся, празднично-приподнятых изделий. Тонкое художественное чутье мастериц определило создание удивительно гармоничных по колориту и красочной гамме узоров вышивок.

 

Список литературы:
1.    Кидиекова И.К. Орнамент хакасов. И.К. Кидиекова. Абакан, 1997.
2.    Кызласов Л.Р., Король Г.Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник. — М.: 1990.
3.    Медникова О., Турова Г. Художественная вышивка. Абакан: Хакасское книжное издательство, 1994.
4.    Чебодаева М.П. Хакасская народная одежда. Спб., 2012.
5.    Шибаева Ю.А. Одежда хакасов. Абакан: Хакасское книжное издательство, 2008.