Статья:

НАУЧНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА

Конференция: XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 1. Искусствоведение

Выходные данные
Екатерина С.С. НАУЧНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(23).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НАУЧНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА

Екатерина Сергеевна Сабодаж
студент, 4 курс бакалавриат, кафедра дизайна, РФ, г. Москва
Ткалич Светлана Константиновна
научный руководитель, д-р пед. наук, проф. кафедры дизайна Институт искусств и креативных технологий МГГУ имени М.А. Шолохова, РФ, г. Москва

 

В статье рассматривается необходимость разработки универсального механизма, помогающего студентам оценить научный результат своей творческой деятельности. Для будущих педагогов декоративно-прикладного искусства/ДПИ важно научиться провести экспертизу работы, проекта и формулировать как позитивные, так и слабые стороны проектного предложения.

Куклы бывают разные: обрядовые, магические, ритуальные, игровые, сувенирные. С момента появления первых племенных сообществ куклы участвовали в ритуалах и обрядах, затем триумфальных и ритуальных шествиях, праздниках и увеселениях. Также не стоит забывать о кукольном театре как об искусстве, как для детей, так и для взрослых. Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с театром кукол.

Кукольный театр является одним из самых ярких проявлений народной культуры. Иногда его называют «зрелищным городским фольклором».

Как только широко распространилась авторская кукла, начали создавать авторские куклы в одежде с элементами русских народных росписей. Художники, вдохновленные красотой русских узоров, создают дизайнерские коллекции различной направленности. Использование народных мотивов стало одним из модных трендов в создании одежды, аксессуаров и авторских кукол.

На сегодняшний день театральные куклы используются в мультипликации, торговой рекламе, в цирке, на телевидении. Рынок переполнен перчаточными куклами для детских постановок. Кукольный театр является одним из самых ярких проявлений народной культуры. Иногда его называют «зрелищным городским фольклором».

Творческий поиск в современных театрах отмечается тенденцией движения к зрелищу, перформансу, где можно синтезировать разные жанры и коммуникативную роль знаков в любой интерпретации: в виде буквы, цветового пятна, звука, маски, антропоморфного или зооморфного арт-объекта.

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. В современном обществе третьего тысячелетия происходят экономические и социальные изменения. Технологии, несомненно, помогают интеграции, сотрудничеству на региональном и даже международном уровнях. Геополитика и экономика, наука и образование, информационные технологии прокручивают «мощные лопасти» развития страны. Народная художественная культура, напротив, словно сдерживает и успокаивает «ретивую тройку коней».

Многих ученых беспокоит, что происходит размывание границ и этнохудожественных кодов в сетях интернета. Вследствие глобализации общество может потерять уникальные самобытные локальные достижения мастеров-умельцев, составляющие ценность русской полиморфной культуры.

Как воздействует этот сетевой «позитив-негатив» 21 века на личность? Чем больше современный человек ориентирован на интернациональную культуру, не имеющую национальных корней, тем меньше внимания он обращает на художественные отличия, он их перестает замечать и понимать. Все воспринимается как «экзотика» и даже развивается мода на «престижную экзотику». Происходит нивелировка в понимании эстетики, человек уже не воспринимает искусство первозданное, рукотворное. Он живет в искусственном пространстве нарисованных и компьютерно-коллажных ценностей.

Мы выбрали «Петрушку» — это общеизвестный образ театральной перчаточной куклы. В России до революции 1917 года «Петрушка» был обличителем: он мог высмеивать человеческие недостатки в стихотворной форме. Со временем «Петрушка» стал незаменимым участником необходимых для молодежи и для всего населения города «воспитательных процедурах» (наш термин) на ярмарочной площади. Постановщики ярмарочных представлений использовали «эзопов язык», где нужно было догадываться, о ком или о какой жизненной ситуации идёт речь. Ярмарочные выступления с коммуникатором-оратором в образе «Петрушки» проявлялись как механизм формирования общественного резонанса.

Наше обращение к образу Петрушки связано с желанием расширить границы использования перчаточной куклы. Мы выдвигаем версию художественно-образной, метафорической перчаточной куклы, разработанной по мотивам русских народных сказок. На наш взгляд, такой формат интерпретации «Петрушки» может внести значительный вклад в популяризацию русских народных традиций.

Эмпирический анализ (посещение выставок, встречи с мастерами, участие в конференциях), позволил выявить проблему: она состоит в том, что каждый мастер демонстрирует готовое изделие в виде современной перчаточной куклы и может объяснить особенности своего кейс-пакета, куда входят: современные материалы и технология изготовления авторского изделия, детали кроя, разнообразие национальных костюмов, аксессуары.

Но представить в виде педагогического алгоритма, где означены семантика и семиотика авторского костюма на изделии «кукла-Петрушка», многие мастера не могут. Иными словами, они идентифицируют свой статус мастера-кукольника очень прагматично и прозаично.

Наша идея заключалась в том, чтобы использовать существующие наработки ученых филологов, этнографов, искусствоведов, этно-педагогов в виде литературно-описательных, методических и художественно-изобразительных анималистических образов в русских народных сказках для создания авторской перчаточной куклы. Для декорирования одежды кукол будут использованы элементы русских народных промыслов: гжели, хохломы, городецкой, мезенской и борецкой росписи (смотри в прложении).

Создание авторской образной конструкции театральной перчаточной куклы по мотивам русских народных сказок с применением современных технологий и материалов – в этом цель нашей выпускной квалификационной работы. В качестве объекта для разных уровней самостоятельного исследования мы выбрали «феномен отечественной народной художественной культуры «Кукольный театр перчаточной куклы».

Важным временным отрезком проектного решения технического задания мы определили «процесс адаптации авторской технологии эскизной разработки и создания авторских перчаточных кукол в материале».

Гипотетически мы предположили, что инновация в виде создании образа театральной перчаточной куклы по мотивам русских народных сказок с применением современных технологий и материалов будет методически целостной, педагогически выверенной и отрефлектированной, адресно привязанной к территории России, если будут выявлены:

·       роль и культурное значение перчаточной куклы,

·       тенденция развития современной моды на авторскую куклу,

·       традиционное мастерство изготовления перчаточной куклы,

·       возможности использования элементов русских народных

·       росписей в одежде авторской куклы,

·       семантические и семиотические показатели авторского метода «обоснования тождества».

При изготовлении кукол будет использовано право на авторский креативный поиск визуальной, художественно-образной и цветовой импрессии феномена «авторской перчаточной куклы».

Новизна результатов самостоятельной исследовательской работы, проведенной в процессе выполнения технического задания в рамках выпускной квалификационной работы, представлена следующими теоретическими и практическими показателями.

Теоретический показатель:

1.  проведен обзор научных работ современных российских ученых, продолжающих преемственность в изучении историко-культурного феномена «перчаточной куклы»,

2.  определено значение куклы «Петрушка» в качестве национально-культурного персонажа, развивающего форму общения с народом на праздничной площади, а сегодня и непосредственно в театре,

3.  впервые предложен авторский подход к разрешению выявленной проблемы, сформулированный как метод «обоснования тождества». Данный метод позволяет укрепить позиции российского феномена «перчаточная кукла» в культурном пространстве с помощью семантики и семиотики авторского изделия.

Практический показатель:

4.  разработан алгоритм создания перчаточной куклы,

5.  представлен методический комплекс, необходимый для технологии изготовления куклы: знание пластической анатомии, колористки, умение работать с различными видами материала (пластика, краски, лаки),

6.  изготовлены в материале куклы — персонажи, изображающие животных на основе русских народных сказок в количестве 5 штук. Размер кукол: высота 40 см, ширина 25 см.

Творческие достижения студента бакалавриата, будущего педагога ДПИ, часто рассматриваются с позиции поделочной работы, копиистской. Это неверный подход со стороны педагогов, руководителей курсовых и дипломных проектов, экспертов и рецензентов. Действительно, на первых курсах студент бакалавриата проходит обучение согласно дидактическому модулю: учится копировать сложные блоки декоративного оформления, делать разные конструктивно-художественные варианты, предлагаемые педагогами в зависимости от квалификационной подготовки. Но на 4 курсе он уже самостоятельно выбирает тему, теоретико-концептуальный художественный вектор или дизайн-концепцию, что не нарушает контуры этнохудожественного разнообразия предметных комплексов.

Демонстрационный оригинал-макет следует рассматривать как подтверждение самостоятельного исследовательского поиска и новаторского вклада в виде смыслообразующего концепта. Важно оказать помощь студенту в формулировке инновационного предложения. Создатель авторского произведения в рисунке, затем в материале чаще всего сам не может найти тождественное, филологически грамотное определение своему конструктивно-художественному изделию.

Таким образом, мы подчёркиваем, что на каждой творческой кафедре должен быть разработан «универсальный механизм» в виде словаря синонимов, помогающий студентам оценить/самоидентифицировать научный компонент своей творческой деятельности.

 

Список литературы:
1.    Задоров И.А. Театр кукол как феномен советской культуры: дисс. к-та культурологии. - Кострома, 2012. - 205 с.
2.    Лопаткина Е.В. Авторская кукла конца XX — начала XXI века в России: история, типология, изобразительная специфика: дисс. к-та искусствоведения - Спб, 2013. - 196 с.
3.    Романова А.В. Искусство куклы в контексте отечественной культуры второй половины XX века : дисс. ...к-та искусствоведения. Спб., 2010.
4.    Ткалич С.К., Г.И.Фазылзянова Г.И., Татенашвили Н.О. Опорные блоки образовательного сервиса с креативным компонентом и научным концептом на творческой кафедре дизайна. Статья. // Форум педагогов-художников. Сборник научных статей участников круглого стола. – МГГУ им. М.А.Шолохова; Институт искусств и креативных технологий. 03.2015.
5.    Ткалич С.К. Роль образно-семантического языка в проектировании коллекции сценического костюма на примере интерпретации наследия Крайнего Северо-Востока России //Швейная промышленность. 2008. № 5. – С. 17-18.
6.    Ткалич С.К. Перспективные исследования на основе взаимодействия между базисом народной художественной культуры и возможностями научного дизайна. Статья-доклад. //Международный Конгресс. МГПУ. 03. 2015.
7.    Фазылзянова Г.И. Педагогические условия развития нравственных ценностей средствами народного искусства // Научно-методологические основы модернизации содержания социокультурного образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. – С. 326-330.
8.    Фазылзянова Г.И. Воспитательный и духовно-нравственный потенциал народного искусства // Основные технологии культурно-досуговой деятельности: Сборник научных статей. – Казань: Изд.-во Казан. ун-та, 2005. – С. 165-186.

 

Приложение: истоки росписи перчаточных кукол

 

Борецкая роспись

 

 

 

 

 

 

 

Мензенская роспись

 

 

 

 

 

 

Гжельская роспись

 

 

 

 

  Хохломская роспись

 

Городецкая роспись



.

 

Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребешок и донце.