Статья:

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ СИНОНИМОВ И АНТОНИМОВ У ДЕТЕЙ 5—6 лет С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Конференция: XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Титова К.И. К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ СИНОНИМОВ И АНТОНИМОВ У ДЕТЕЙ 5—6 лет С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(23).pdf (дата обращения: 03.06.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 77 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ СИНОНИМОВ И АНТОНИМОВ У ДЕТЕЙ 5—6 лет С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Титова Кристина Игоревна
студент 4 курса, социально-педагогический факультет, БГУ им. акад. И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск
Чухачева Екатерина Владимировна
научный руководитель, канд. пед. наук, социально-педагогический факультет, БГУ им. акад. И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск

 

Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее — слова обобщающего характера.

Процесс развития лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня осложняется специфическим характером их речевого недостатка, поэтому возникает необходимость специальной логопедической работы с данной категорией детей.

Изучением особенностей лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня занимались такие ученые как: Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, З.Е. Серебрякова, Т.А. Ткаченко и другие.

Одной из основных задач обучения дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня является развитие их речи. Критерием сформированности речи детей является умение использовать в своей речи слова с противоположным значением — антонимы и родственные слова — синонимы. Синонимы (от греческого synonymos — одноименный) — это слова, различные по звучанию, но близкие по значению, нередко отличающиеся стилистической окраской, например, здесь-тут, жена-супруга, смотреть-глядеть; родина-отечество, отчизна; храбрый-смелый, отважный, бесстрашный, безбоязненный, неустрашимый, удалой, лихой. Синонимическим рядом называется группа слов, состоящая из нескольких синонимов.

Антонимы (с греческого аnti — против + оnyma — имя) — это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда-ложь, добрый-злой, говорить-молчать. Антонимия в языке представлена уже, чем синонимия: в антонимические отношения вступают лишь слова, соотносительные по какому-либо признаку — качественному, количественному, временному, пространственному и принадлежащие к одной и той же категории объективной действительности, как взаимоисключающие понятия: красивый-некрасивый, много-мало, утро-вечер, удалять-приближать [5].

У детей старшего дошкольного возрастa фoрмирование словаря синонимoв и антонимoв осуществляется в процессе игрoвoй деятельности, кoтoрая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребёнка. Важным моментом при подготовке к школе такого ребёнка становится выбор средств обучения. Эффективным средством формирования словаря синонимов и антонимов является дидактическая игра, как один из способов обучающего воздействия взрослого на ребёнка и в тоже время — основного вида деятельности старшего дошкольника. Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них — обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребёнок.

Изучение особенностей и значением дидактических игр занимались такие ученые как: В.Н. Аванесова, В.Р. Беспалова, З.М. Богуславская, Е.И. Радина, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, Б.И. Хачапуридзе и многие другие.

Таким образом, формирование словаря антонимов и синонимов у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредствам дидактической игры является актуальной проблемой нашего исследования. Решение данной проблемы определило цель нашего исследования.

Цель исследования: выявить эффективные средства формирования словаря антонимов и синонимов у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактической игры.

Объект исследования: процесс формирования словаря антонимов и синонимов у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.

Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования антонимов и синонимов у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.

В основу нашего исследования положена гипотеза, согласно которой формирование антонимов и синонимов у детей 5—6 лет будет эффективным если:

1.  Осуществлять коррекционную работу поэтапно и систематично.

2.  Использовать на фронтальных занятиях дидактические игры, направленные на формирования словаря антонимов и синонимов.

3.  Систематизировать речевой и наглядный материал для формирования словаря синонимов и антонимов у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.

Задачи исследования:

1.  Изучить и проанализировать литературу пo проблеме исследования;

2.  Выявить особенности формирования словаря антонимов и синонимов у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;

3.  Определить уровень сформированности словаря антонимов и синонимов у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;

4.  Разработать комплекс дидактических игр по формирования словаря антонимов и синонимов у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;

5.  Выявить эффективность работы по формирования словаря антонимов и синонимов у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи III уровня

Экспериментальное исследование по изучению состояния словаря синонимов и антонимов у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи III уровня нами проводилось комплексно. На констатирующем этапе эксперимента необходимо было выявить исходный уровень сформированности словаря синонимов и антонимов у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.

Задачи исследования были следующие: подобрать систему диагностических методик для изучения уровня сформированности словаря антонимов и синонимов у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и детей с нормальным уровнем речевого развития; сравнить результаты исследования состояния словаря синонимов и антонимов у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и детей с нормальным уровнем речевого развития.

Для исследования состояния словаря синонимов и антонимов у детей с общим недоразвитием речи III уровня была использована методика, на базе методик психолого-логопедического обследования речи В.М. Акименко, Г.А. Вoлкoвa, О.С. Ушaковa. Методика состоит из двух блокoв (исследование словаря антонимов и исследование словаря синонимов), которые включают в себя 5 заданий, они выполняются каждым ребенком индивидуально

Представим сводные результаты выполнения заданий № 1-5 на констатирующем этапе эксперимента контрольной и экспериментальной групп на рисунке 1:

 

Рисунок 1 Уровни выполнения детьми экспериментальной и контрольной групп заданий № 1-5

 

Из анализа рисунка 1 видно, что в экспериментальной группе на констатирующем этапе эксперимента высокий уровень выполнения заданий получил 1 ребёнок — 10 %. Словарь детей данного уровня соответствует возрастной норме. Ребёнок без труда подбирает антонимы и синонимы к словам, усвоены слова обобщенного и отвлечённого значения. Средний уровень выполнения заданий получили 7 детей — 70%. Дети данного уровня испытывают трудности при актуализации некоторых слов. Вместо антонимов и синонимов дети используют слова, семантически близкие. Низкий уровень выполнения заданий получили 2 детей — 20 %. Актуализация слов на данном уровне вызывает большие затруднения. Детьми не усвоены слова обобщенного и отвлеченного значения, не могут подбирать антонимы, испытывают большие трудности при подборе однокоренных слов.

Из анализа рисунка 1 видно, что в контрольной группе на констатирующем этапе эксперимента высокий уровень выполнения заданий № 1-5 получили 7 детей — 70 %. Словарь детей данного уровня соответствует возрастной норме. Дети без труда подбирали антонимы и синонимы, усвоены слова обобщенного и отвлечённого значения. Средний уровень выполнения заданий получили 3 детей — 30 %. Дети данного уровня испытывают трудности при актуализации некоторых слов. Вместо антонимов и синонимов ребенок использует слова, семантически близкие. Низкий уровень выполнения заданий никто из детей контрольной группы не получил — 0 %.

На формирующем этапе эксперимента была апробирована система приемов и упражнений по формированию и пониманию представлений об антонимах и синонимах у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Были проведены фронтальные логопедические занятия по формированию словаря синонимов и антонимов у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, с использованием дидактических игр.

Для оптимизации процесса формирования синонимов и антонимов были заведены альбомы для каждого ребенка, куда мы записывали изученные антонимы и синонимы, клеили картинку для каждого нового слова для лучшего запоминания. Сначала в альбом мы записывали легкие, известные детям слова, а затем по мере изучения записывали уже трудные.

Основной целью контрольного эксперимента явилась оценка эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию словаря синонимов и антонимов у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. После проведения контрольного этапа эксперимента, данные свидетельствует о том, что уровень формирования словаря синонимов и антонимов у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи III уровня существенно повысился.

Представим сводные результаты уровней выполнения заданий № 1-5 экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе на рисунке 2:

 

Рисунок 2 Распределение уровней сформированности словаря синонимов и антонимов у детей экспериментальной и контрольной групп (контрольный этап)

 

Таким образом, подводя итоги эмпирического исследования, направленного на формирование словаря синонимов и антонимов у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи III уровня можно сделать следующие выводы, что:

1.  Дети экспериментальной группы значительно повысили свои результаты, что указывает на эффективность проведенной коррекционно-логопедической работы;

2.  У детей экспериментальной группы низкий уровень развития с 20 % понизился до 0 %.

3.  Дети экспериментальной и контрольной групп лучше справились с заданием на подбор антонимов к словам.

 Сравнительный анализ уровней сформированности словаря синонимов и антонимов у детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента мы проиллюстрируем в виде рисунка 3, который указывает на наличие положительной динамики.

 

Рисунок 3. Сравнительный анализ уровней сформированности словаря синонимов и антонимов у детей экспериментальной группы в течение эксперимента

 

Сравнительные данные, полученные на констатирующем и контрольном этапах, нами было отмечено:

·     4 детей (40 %) старшего дошкольного возраста перешли со среднего уровня на высокий уровень сформированности словаря синонимов и антонимов;

·     6 детей (60 %) экспериментальной группы имеют средний уровень формирования словаря синонимов и антонимов.

·     2 детей (20 %) с общим недоразвитием речи перешли с низкого уровня сформированности словаря синонимов и антонимов на средний уровень.

Таким образом, проведенная в ходе формирующего эксперимента коррекционно-логопедическая работа значительно улучшила состояние исследуемых показателей у детей с общим недоразвитием речи III уровня.

 

Список литературы:
1.    Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. Феникс 2011.
2.    2.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб.: «Детство — Пресс», 2003.
3.    Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старшей группе специального детского сада. / № 3, 2012.
4.    Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. — М.: Айрис-Пресс, 2009.
5.    Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика — М.: Комкнига, 2010.