ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ УРОВНЯ ЭМПАТИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Секция: 7. Психология
XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ УРОВНЯ ЭМПАТИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Термин «эмпатия» в 1903 году ввел Э. Титчер, понимая под ним процесс вчувствования. Несмотря на это, до сих пор в психологии данное понятие имеет множество трактовок и не существует однозначного подхода к пониманию эмпатии. Наиболее разработаны представления о гносеологических аспектах эмпатии в подходах, связанных с консультативной и психотерапевтической практикой и в социально-психологических концепциях межличностного познания. Вместе с тем, авторы сходятся на признании эмпатии профессионально важным качеством, выступающим условием предупреждения или предпосылкой для возникновения профессиональных деструкций.
Во многих научных работах данное явление рассматривается как феномен общения. Уровень сформированности эмпатии оказывает большое влияние на протекание межличностных отношений. Полагаем, что существует несколько причин, обуславливающих необходимость развития эмпатийных способностей в студенческие годы:
1. Юношество — переломный этап в жизни человека, которому необходимо зарекомендовать себя в группе, наладить конструктивные отношения с преподавателями.
2. В данный период осуществляется активный поиск брачного партнера для создания семьи.
3. В годы студенчества начинается формирование профессиональных навыков общения с людьми. Особенно значимо это для психологов, т. к. их специальноcть относится к гуманитарной сфере. Будущим специалистам предстоит работать в сфере «человек-человек», активно контактировать с другими людьми, что будет определять успешность их деятельности в профессиональной сфере.
В нашем исследовании, под эмпатией мы будем понимать способность распознавать мысли и чувства другого человека, с возможностью поставить себя на его место без потери чувства реальности, осознавая, что события, вызывающие эмоциональные реакции, принадлежат другому человеку.
Для психологов эмпатия является одним из ключевых понятий, которое определяет эффективность их профессиональной деятельности. Психологи являются специалистами, которые работают в системе «человек-человек», то есть осуществляют активное взаимодействие с другими людьми. Это может быть работа в сфере образования, на производственном предприятии, частной фирме и т. п. Вне зависимости от места осуществления профессиональной деятельности психолог должен обладать рядом качеств, которые определяют готовность его к работе в данной сфере и успешность в данной деятельности.
Эмпатия является важным качеством личности, в состав которого входит как эмоциональный, так и рациональный компонент. Она представляет собой инструмент, с помощью которого налаживаются доверительные отношения между участниками консультирования, и специалист может лучше понять ситуацию клиента, и, следовательно, оказать более эффективную помощь [12].
Немаловажным представляется гендерный аспект в рассмотрении явления эмпатии. В бытовой сфере распространена точка зрения о совпадении биологического пола с психологическим, поэтому, говоря о женщине, подразумевают личность феминного типа, о мужчине — маскулинного. Исследование А.Н. Штепа, Н.С. Хоча не подтверждает различия в проявлениях психологического пола в зависимости от биологического. Ими было выявлено, что молодые женщины становятся все более андрогинными, однако в большинстве своем сохраняют высокую выраженность феминных качеств, свойственных их традиционной гендерной роли, в то время как у значительной части молодых мужчин процесс андрогинизации происходит с частичной утратой маскулинных черт [13].
Для андрогинной роли свойственно сочетание характеристик феминной и маскулинной ролей, а также способностей переходить от одной роли к другой, проявлять различные качества, им свойственные, в зависимости от ситуации. По мнению С. Бем именно личности данного типа, могут наиболее успешно взаимодействовать с окружающими людьми [1].
Цель нашей работы заключалась в изучении специфики эмпатии. В исследовании приняли участие 10 респондентов: 5 юношей и 5 девушек, являющихся студентами Дальневосточного государственного гуманитарного университета, факультета психологии и социально-гуманитарных технологий, обучающихся по направлению «Психология». Средний возраст респондентов — 19,5 лет.
Объектом исследования является эмпатия студентов-психологов; предметом — диагностика уровня сформированности эмпатии. Рабочая гипотеза исследования: предполагаем, что существуют гендерные различия в проявлениях эмпатии у студентов-психологов.
В качестве рабочего инструментария были выбраны следующие методики: «Полоролевой опросник» С. Бем, «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна, Н. Эпштейна, «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко. Обработка результатов осуществлялась с помощью описательной статистики, φ-критерия Фишера.
В гистограммах представлены результаты всей группы в целом, а также двух подгрупп, которые были сформированы по признаку биологического пола. На рисунке 1, представлены данные «Полоролевого опросника» С. Бем по общей выборке, подгруппам юношей и девушек (Рис. 1).
IS от (-1) до (+1) андрогинность
IS меньше (-1) ( IS>1) маскулинность
IS больше (+1) (IS>1) феминность
Если IS <-2,025 ярко выражено маскулинность
IS >+ 2,025 ярко выраженная феминность
Рисунок 1. Результаты полоролевого опросника С. Бем
Результаты «Полоролевого опросника» С. Бем позволяют говорить об андрогинности юношей и девушек, обучающихся в гуманитарном вузе, т. е. испытуемые гармонично сочетают феминные и маскулинные качества, которые обуславливают личностную эффективность в отношениях с окружающими. Анализируя результаты женской подгруппы можно увидеть, что девушки относятся к андрогинному типу, но с тенденцией к феминности, о чем свидетельствует положительный знак показателя. Юноши также являются представителями андрогинного типа с тенденцией к маскулинности, хотя она менее выражена, чем у девушек.
На рисунке 2 представлены значения по методике «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна, Н. Эпштейна также по трем группам.
82—90 баллов — очень высокий уровень;
63—81 балл — высокий уровень;
37—62 балла — нормальный уровень;
36—12 баллов — низкий уровень;
11 баллов и менее — очень низкий уровень.
Рисунок 2. Результаты методики «Шкала эмоционального отклика»
Согласно результатам методики «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна, Н. Эпштейна, все респонденты имеют высокий уровень эмоционального отклика. Для испытуемых женской подгруппы характерен высокий уровень эмпатии. Способность к эмпатии у мужской подгруппы высока, но значение представлено нижней границей высокого уровня.
На рисунке 3 представлены результаты по методике «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко (Рис. 3).
Рисунок 3. Результаты уровня развития эмпатических способностей
Девушкам свойственен эмоциональный канал эмпатии, также они могут использовать рациональный и интуитивный канал эмпатии, т. е. действовать, опираясь на опыт подсознания, но данные способности выражены в меньшей степени. У юношей хорошо выражена идентификация в эмпатии, что говорит о том, что они могут поставить себя на место другого человека и понять переживания своего партнера; также им свойственна «проникающая способность к эмпатии».
Критерий Фишера не позволил выявить достоверные различия в особенностях проявления эмпатии, но мы можем отметить вероятные тенденции, обнаруженные в ходе исследования:
1. Студенты-психологи, обладают высоким уровнем эмпатии независимо от биологического пола.
2. В мужской подвыборке незначительно преобладает рациональный канал эмпатии, а в женской — эмоциональный.
3. Достоверные отличия в подгруппах не были выявлены, что позволяет предположить, что уровень развития эмпатии зависит не от гендерной принадлежности, а от выбора профессиональной деятельности.
Список литературы:
1. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бем. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. — 336 с.
2. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. — 320 с.
3. Богачева О.Ю. Эмпатия как профессионально важное качество врача (на примере врачей-терапевтов и врачей-хирургов): автореф. дисс. канд. психол. наук / О.Ю. Богачева. — Ярославль, 2014. — 26 с.
4. Былкина Т.Г. Исследование эмпатии как профессионально важного качества студента психолого-педагогического направления / Т.Г. Былкина, Е.И. Пустобаева, К.В. Суслякова, Е.А. Лежнева // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: материалы XII студенческой международной заочной научно-практической конференции. — Новосибирск: Изд-во «СибАК», 2013. — С. 153—161.
5. Воронцов Д.В. Гендерная психология общения / Д.В. Воронцов. — Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. — 208 с.
6. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. — 1975. — № 2. — С. 147—158.
7. Гасиленко К.М. Эмпатия студентов в гендерном контексте / К.М. Гасиленко // Общество. Гендер. История: сборник статей и тезисов докладов VI международной научной конференции. Декабрь 2014. — Липецк: Гравис, 2014. — С. 32—33.
8. Долгова В.И. Эмпатия: монография // В.И. Долгова, Е.В. Мельник. — М.: Перо, 2014. — 185 с.
9. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2003. — 544 с.
10. Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: автореф. дисс. канд. психол. наук / Т.Д. Карягина. — М., 2013. — 35 с.
11. Клецина И.C. Гендерная социализация: учебное пособие / И.С. Клецина. — СПб., 1998.
12. Роджерс К. Эмпатия / К. Роджерс // Психология мотивации и эмоций; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. — М.: ЧеРо, 2002.
13. Хоч Н.С. Особенности гендерных трансформаций личности мужчин и женщин / Н.С. Хоч, Н.А. Штепа // Вестник Томского государственного педагогического университета. — Вып. № 1. — 2005.