Статья:

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА УРОВЕНЬ ОБЩЕНИЯ И ЭРУДИЦИЮ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Конференция: XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 9. Филология

Выходные данные
Белова В.А., Конева В.В. ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА УРОВЕНЬ ОБЩЕНИЯ И ЭРУДИЦИЮ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(23).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА УРОВЕНЬ ОБЩЕНИЯ И ЭРУДИЦИЮ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Белова Вероника Александровна
студент Филиала Тюменского государственного нефтегазового университета, РФ, г. Сургут
Конева Валентина Владимировна
студент Филиала Тюменского государственного нефтегазового университета, РФ, г. Сургут
Баделина Мария Васильевна
научный руководитель, доц. Филиала Тюменского государственного нефтегазового университета, РФ, г. Сургут

 

Персональный компьютер с огромной скоростью начал распространятся среди населения земного шара в конце XX века. То, о чем не мечтала даже смелая молодежь 80-х, в настоящее время доступно практически каждому. Можно говорить о том, что на компьютерах держится вся мировая промышленность и экономика, а дальнейшее развитие человечества без компьютерных технологий невозможно. Компьютерная отрасль уверенно наращивает темпы роста, по всему миру распространяется глобальная мировая система передачи информации — Интернет.

Современное образование не мыслится без новейших мультимедийных и интерактивных компьютерных программ, без электронных носителей, ПК (персонального компьютера) как способа актуализации аудиовизуальной информации и средства дистанционного общения. Казалось бы, внедрение информационно-компьютерных технологий в школах и вузах должно решить ряд задач: оптимизировать учебный процесс, повысить самостоятельность обучения, подготовить всесторонне развитых грамотных выпускников. Однако на практике общественность сталкивается с настоящей проблемой: с каждым днем растет количество людей, которые напрямую зависят от программируемого электронного устройства. Для обучающихся в средних, средне-специальных и высших учебных заведениях компьютер, с одной стороны, необходимое электронное устройство для осуществления успешной образовательной деятельности, с другой стороны, средство общения и способ проведения досуга. Надо понимать, что Интернет содержит не только познавательные ресурсы, но и развлекательные. В связи с этим ученые сегодня говорят о проблеме интернет-зависимости [1—4]. Эта проблема архиактуальна и представляет собой сложную форму социального поведения личности, проявляющуюся в чрезмерном желании человека находиться в сети Интернет. Данную проблему связывают не только с общепсихологическим фактором, но и возрастным аспектом [1]. Она возникает, прежде всего, у подрастающего поколения, которое сверх меры общается в социальных сетях, и, как правило, проявляется у тех, кто в обычной жизни малокоммуникабелен. Подростки, молодые люди России (равно как и всего цивилизованного мира) большую часть свободного времени тратят на компьютерные игры, виртуальные знакомства, азартные онлайновые игры и поиск разнообразной информации по базам данных в сети Интернет. Такой «досуг» вряд ли способствует развитию личности, расширяет кругозор. Можно сказать, что Интернет правит современной молодёжью, манипулирует сознанием. В результате учащиеся школ, студенты вузов не способны самостоятельно анализировать информацию, делать собственные выводы, писать рефераты, выполнять контрольные работы, грамотно выражать свои мысли. Да и зачем? Интернет все сделал за них. Вследствие чего современная молодежь теряет желание, да и способность, к саморазвитию: все, что ей нужно, находится в Интернет-ресурсе.

Для того чтобы определить насколько «интернет-зависимо» подрастающее поколение, мы провели соцопрос среди разновозрастной молодежной аудитории (в количестве 200 респондентов). Учащимся школ и студентам Сургутского филиала Тюменского государственного нефтегазового университета были предложены вопросы: как часто они обращаются к Интернет-ресурсам и какого рода информацию извлекают из глобальной сети. Рассмотрим с помощью расположенных ниже гистограмм, как распределились интересы современной молодежи. Учащиеся 9 и 11 классов, а также студенты очной и заочной форм обучения на вопрос: с какой целью они заходят в Интернет — ответили следующим образом:

 

Рисунок 1. Цель нахождения молодежи в Интернете

 

Из этого можно сделать вывод, что такие виды деятельности, как общение в социальных сетях, просмотр новостей, скачивание фильмов и музыки, проверка почты является более актуальными, чем подготовка к занятиям и научным конференциям. Можно также отметить, что с возрастом интерес к онлайн-играм пропадает, приоритеты меняются: школьники более увлечены онлайн-играми (15 %), чем студенты (5 %). Этот факт вполне объясним возрастным критерием. Однако особой разницы в способах подготовки к урокам (практическим занятиям) между школьниками и студентами не обнаруживается: представители школы и вуза весьма охотно обращаются к Интернет-ресурсам за помощью и рассматривают данные поисковых систем как единственно возможные.

В том же опросе приняли участие и преподаватели Сургутского филиала ТюмГНГУ, которые предварительно отметилиинертностьсовременных студентовкак в ходедомашней подготовки, так и при выполнении аудиторной работы. По их мнению, большинство обучающихся не способно высказать свою точку зрения, а уж тем более аргументировать ее.

Чтобы определить разницу между ответами молодежи и преподавателями вуза, приведем аналогичную гистограмму, составленную по результатам опроса профессорско-преподавательского состава.

 

Рисунок 2. Цель нахождения преподавателей в Интернете

 

Из гистограммы видно, ключевую роль в Интернете для преподавателей играет информация (21 % + 25 % + 23 %), а желание «развлекаться» отходит на второй план. Таким образом, преподаватели более ответственно относятся к подготовке, читаемой ими дисциплины и более разумно распределяют время, затрачиваемое на Интернет.

Однако встает вопрос: если школьники и студенты так мало времени тратят на подготовку к занятиям, как же они пишут свои учебно-научные работы? Всем известно, что в конце ХХ — начале ХХI вв. у молодежи резко снизился интерес к художественной литературе. Школьники стали читать адаптированные тексты мировой и отечественной классики, размещенные в Интернет-ресурсах. Студенты перестали читать вообще что-либо из-за ненадобности. Как результат — снижение языковой грамотности, неспособность правильно составить текст любого объема: от научного сообщения до курсовой работы. С целью определения способа написания научных работ молодежью, мы задали респондентам два вопроса: как они пишут работы и как относятся к плагиату научной продукции? Сравним полученные данные.

 

Рисунок 3. Способ написания учебно-научных работ школьниками и студентами

 

Рисунок 4. Отношение к плагиату

 

Из опроса следует, что больше половины школьников и студентов пишут учебно-научные тексты с помощью информации, размещенной в сети Интернет. Видимо, проведение опросов, расчёты для экспериментальной части научной работы и самостоятельные выводы для современной молодежи чаще всего являются не творчеством, а необходимой досадной составляющей любой научно обоснованной работы. Однако больше удивляет тот факт, что подрастающее поколение не считает зазорным присваивать себе чужие мысли и выдавать научную продукцию, размещенную в Интернете, за свою. Так, если школьники «лишь» наполовину заимствуют чужие тексты, то 81 % студентов заочной формы считает возможным извлекать рефераты, курсовые проекты, дипломные работы и прочие научные жанры из глобальной сети и менять у этих работ только титульные листы…

Таким образом, можно сделать следующий вывод: молодое поколение в отличие от преподавателей вуза чаще прибегает к данным, размещенным в Интернет-ресурсах, и сильно зависит от них. Возможно, кто-то скажет: что плохого вИнтернете, ведь это замечательное достижение цивилизации? Дело в том, что помимо испорченного здоровья, мы имеем дело с безграмотностью, уменьшением словарного запаса, с более частым использованием иностранных слов и сокращений носителями языка.

Многие студенты активно общаются между собой в сетях, но, когда им приходится это делать в открытую на публике, испытывают серьезные затруднения, а их речь заметно ухудшается: становится невнятной, трудноразличимой, а порой и едва уловимой. Мысли плохо оформляются словами, отсутствует связь между предложениями. Появляются слова-паразиты («м-м», «ну», «короче», «это», «что еще сказать» и тому подобное), как маркеры языкового дефицита. Все это затрудняет понимание собеседника, а иногда и раздражает окружающих.Но прежде всего, страдает от такой речи сам говорящий.

Итак, можно предположить, что, если ничего не изменится в миропонимании и самоопределении подрастающего поколения, люди, способные красиво говорить, окажутся в меньшинстве. И если мы не хотим такого поворота событий, необходимо менять образ жизнишкольников и студентов, прививать им любовь к книге, формировать языковую самостоятельность, искоренять привычку присваиватьнаписанные кем-либо тексты себе. Ведь жизнь начинается с малого — любви к слову.

 

Список литературы:
1.    Гагай В.В. Компьютерная зависимость подростков как социально-психологическая проблема современности [Текст] / В.В. Гагай, Ю.Н. Быкова. — Сургут: РИО СурГПУ,2014. — 159 с.
2.    Кимбирли С. Янг. Диагноз — интернет-зависимость — [Электронный ресурс] / Кимбмрли С. Янг // Русский народный сервер против наркотиков: NarCom.ru — Режим доступа: http://www.narcom.ru/ideas/common/15.html (Дата обращения 13.04.2015).
3.    Клюева Н.В. Психологические аспекты компьютеризации образования — [Электронный ресурс] / Н.В. Клюева // Педагогическая психология / под ред. Н.В. Клюевой. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — Режим доступа: http://www.univer5.ru/pedagogika/pedagogicheskaya-psihologiya-klyueva-n.v/Page-148.html (дата обращения 13.04.2015).
4.    Оськина Н.Г. Проблема интернет-зависимости: психолого-педагогическая трактовка — [Электронный ресурс] / Н.Г. Оськина // Омский научный вестник. — 2012. — № 3. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-internet-zavisimosti-psihologo-pedagogicheskaya-traktovka (дата обращения 13.04.2015).